Святое место

Георгиевский храм города Глазова, 1959 г.    

Судьба Свято-Георгиевской церкви города Глазова

Окончание, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=57644, https://glazovlife.ru/?p=57926.


ИЗ СОБОРА — В ЦЕРКОВЬ

В феврале 1938 г. пятикупольный Преображенский собор на пл. Свободы был окончательно отобран у верующих. Было объявлено, что в храме откроют городской театр. Вскоре со здания собора будут снесены все башни, купола и парапеты. Однако изуродованный храм театром так и не стал и долгое время стоял пустым.

В годы Великой Отечественной войны в стране начинается возрождение церковной жизни. Тогда верующие жители Глазова отправляют в Ижевск несколько заявлений о возвращении им Георгиевского храма. Но на все ходатайства был получен отрицательный ответ. Одной из причин для отказа станет нежелание горисполкома выселять размещённые в церкви мастерские пехотного училища.

В итоге глазовчанам пришлось хлопотать о возвращении им пустующего здания Преображенского собора. Решением Совета Министров СССР от 17 марта 1947 г. старый храм был верующим возвращен. В полуразрушенном соборе православная община начинает бесконечный дорогостоящий ремонт, а на его зияющей огромными дырами крыше возведут маленький купол с крестом.

Однако властям Глазова очень не понравилось действующее здание «культа» и крестные ходы на пл. Свободы, проходившие совсем недалеко от здания горсовета. В 1948 г. секретарь Глазовского райкома партии даже пожаловался в Ижевск, что церковное пение и служба слышны в самом центре города.

Тогда же горсовет стал настойчиво предлагать общине Преображенского храма перейти в закрытую церковь на Красной площади. Со временем верующие поддаются давлению властей и соглашаются уйти из собора.


ХРАМ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

Переход общины в Георгиевскую церковь произошел в феврале-марте 1951 г. Размещенные в ней Добровольные общества содействия армии и флоту были срочно переселены в здание военкомата. Покинув собор, верующие энергично принялись обустраивать свой новый храм. За короткий срок был проведен капремонт всего деревянного здания. На его перестроенной крыше появилось несколько куполов с крестами, над входом поставили небольшую колокольню, увенчанную островерхой крышей, а вокруг церкви возвели высокую ограду.

Горожане ничего не жалели для своего храма. Когда понадобилось серебро и медь для ремонта колокола, после призыва священника прихожане немедленно принесли в храм немало серебряной утвари и монет дореволюционной чеканки, а также 4 старых медных самовара. Нашли и мастера, который произвел ремонт и сварку колокола.

По воспоминаниям старожилов, в церкви стоял очень красивый иконостас, а стены внутри храма были покрыты росписью. Колокольный звон на Красной площади звучал часто и регулярно. В церковные праздники устраивались крестные ходы, где сотни людей с пением и иконами шли вокруг храма.

Иконостас Георгиевской церкви, 1950-е годы
Алтарь Георгиевской церкви, 24 февраля 1951 г.

Детям ответственных работников и офицеров строго-настрого запрещалось бегать и даже близко подходить к зданию церкви, чтобы у их родителей на службе не было проблем. Кроме того, по словам старожилов, «пионерам и комсомольцам просто никак нельзя было заходить в церковь. Можно было посмотреть только снаружи».

Численность общины Георгиевского храма доходила до 1 500 человек. В штат церкви входили 2 священника, диакон и свыше 10 человек обслуживающего персонала. Помимо здания храма, общине принадлежали 3 жилых дома для духовенства и сарай. У южной стены церкви в ее ограде стоял деревянный крест, посвященный строителю, который разбился во время ремонта храма.

Крещение Господне в Георгиевском храме. Иерей Иннокентий Матафонов, 1962 г.

На юго-западном углу Красной площади в начале 1950-х гг. находилось деревянное здание школы № 3, которая затем перехала на ул. Кирова. На западе, напротив входа в церковь, стоял дом очень уважаемых в городе супругов Зам. В северо-западном углу площади располагался противотуберкулезный диспансер, которым руководил врач Петр Зам. За диспансером находилось двухэтажное деревянное здание общежития медучилища. По вечерам местные парни гуляли с молоденькими студентками вокруг храма и катались на велосипеде.


СНЕСТИ ЦЕРКОВЬ!

Но Георгиевской церкви суждено было оставаться храмом только 11 лет. В конце 1950-х годов в стране начинается новое наступление против Русской православной церкви. Первый секретарь КПСС Никита Хрущев публично пообещал народу показать по телевидению последнего попа. Массово закрывались церкви и монастыри, резко усилилась атеистическая пропаганда, шли гонения на верующих.

Не остался в стороне и Глазов. В 1960 г. началось разрушение давно закрытого Преображенского собора. Бывший храм якобы мешал проезду по новому железобетонному мосту через Чепцу.

Действующий Преображенский собор в 1947-1950-е годы

21 февраля 1962 г. Совет Министров Удмуртской АССР утверждает решение исполкома Глазовского горсовета о сносе Георгиевского храма под тем предлогом, что здание церкви препятствует строительству жилых домов и культурно-бытовых учреждений.

По словам секретаря исполкома Глазовского горсовета А. Булдакова, прежде чем снести здание храма, необходимо «было обезглавить церковный совет»: «За нарушение советского законодательства о культах два человека членов церковного совета решением исполкома горсовета были отведены. Была проведена индивидуальная работа с председателем церковного совета Клементьевым Ф.Г., который позже просил освободить его от обязанностей председателя. Ясно, что исполком горсовета с удовольствием освободил его. Таким образом, церковный совет по существу распался».

О том, как проходила «индивидуальная работа» с верующими, бывшая прихожанка храма Валентина Прокашева вспоминала так: «Клементьева стали неоднократно, чуть ли не силком, вызывать в горсовет. Если бы отказался, насильно бы привели. Там руководители города требовали от Клементьева и церковный совет распустить, и Георгиевскую церковь закрыть. В противном случае грозили его пенсии лишить, на что бы он тогда жил. Сильно давили и на остальных членов церковного совета, обещали, что у кого-то сына из института выгонят, кого с работы уволят. Так, в конце концов, горсовет заставил церковный совет дать согласие и на роспуск самого совета, и на закрытие храма».

Кроме того, была проведена большая работа по дискредитации обоих священников и диакона Георгиевской церкви, которые затем были сняты с регистрации как «служители культа». Таким образом, после нейтрализации церковного совета и причта у властей в отношении Георгиевской церкви были полностью развязаны руки.


ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ХРАМА

По всему городу прошел слух о том, что скоро будут ломать Георгиевскую церковь. И тогда прихожане стали по очереди охранять здание. И днем, и ночью несколько десятков человек, преимущественно верующие рабочие ЧМЗ, стояли цепью вокруг храма. Люди приносили с собой матрасы и одеяла и ночевали прямо на улице. Так продолжалось примерно две недели.

30 марта церковный совет был вызван в Глазовский горсовет. Там ему было объявлено о закрытии церкви и предписано к 10 апреля вынести иконы из храма. 8 апреля 1962 г., по окончании богослужения, староста Климентьев объявил верующим постановление горисполкома. В ответ последовал стихийный бунт возмущенных прихожан. Верующие отказались отдавать здание и выносить церковное имущество из храма, они закрыли церковь на замок.

Тогда к церкви прибыл представитель городских властей. Он объявил, чтобы люди успокоились, никто церковь ломать не будет, как она стояла, так и будет стоять. Успокоившись, обрадованные прихожане разошлись по домам.

Но людей просто цинично обманули. Поздно вечером 10 апреля отряд милиции внезапно оцепил церковь и оттеснил верующих. Были вскрыты замки, со стен сняты иконы, вывезены свечи и другое имущество. Здание храма было ярко освещено со всех сторон электрическим светом. На площади уже собрались плачущие прихожане и толпа любопытствующих.

Для сноса храма были привлечены учащиеся училища механизации – молодые парни в темно-синих бушлатах. Быстро были разобраны забор, крыша и пристройки церкви. Затем подошёл бульдозер. От его мощного удара стены храма сразу же рухнули. Бревна от церкви сразу же грузили на грузовики и увозили. Иконы из храма были отправлены в село Каменное Заделье Балезинского района и переданы в местную Трифоновскую церковь.

Георгиевская церковь была разрушена до основания всего за 4 часа. На месте храма не осталось буквально ничего. Сейчас здесь располагается заросший деревьями и кустарником двор за памятником писателю В.Г. Короленко.

Верующие города после гибели церкви попытались открыть молельный дом в частном деревянном доме. Однако власти не дали православным горожанам ни зарегистрироваться, ни получить новое помещение.


ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

Спустя почти полвека, весной 2008 г., в Глазов приезжают члены поискового отряда из Великого Новгорода. 15 апреля на ул. Короленко за памятником писателю, рядом с тем местом, где стояла Георгиевская церковь, поисковики в память о храме поставили большой деревянный поминальный крест и произвели в воздух салют из привезенных с собой автоматов. В тот же день в новом Преображенском приделе на площади Свободы был отслужен молебен.

14 октября 2017 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Глазов, в рамках Первосвятительского визита в Удмуртскую митрополию, на вертолете прилетает Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. После проводов Патриарха верующие Глазова и духовенство проходят крестным ходом от Преображенского кафедрального собора к скверу на ул. Короленко.

Закладной крест на месте строительства духовно-просветительского центра «Георгиевский», 2020 г.

Здесь был совершен молебен перед алюминиевым крестом, поставленным на месте будущей стройплощадки здания духовно-просветительского центра «Георгиевский» с домовым храмом Новомучеников и исповедников Церкви Русской. В обозримом будущем здание центра должно быть построено между улицами Короленко и Ленина, совсем недалеко от того места, где больше столетия назад заботами и средствами жителей Слободки был возведен храм во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца.

Памятник В.Г. Короленко и поклонный крест, 2017 г.
Поклонный крест на ул. Короленко, 2017 г.

Глеб КОЧИН

219



Похожие записи: