Храм Святого Георгия

Весеннее освящение скота у Георгиевской церкви, 1910-е гг., фото П. Молчанова    

Судьба Свято-Георгиевской церкви города Глазова

В историю уездного Глазова Георгиевская «градская» церковь войдет как самый последний по времени постройки православный храм дореволюционного периода. Эта церковь смогла пережить все остальные храмы города, и была разрушена до основания в самый разгар антирелигиозной кампании начала 1960-х годов.


ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО ЕГОРИЯ

Как писала в 1896 году газета «Вятские губернские ведомости», в Глазове «когда-то давно, по преданию, был гибельный падеж скота». С этого времени в городе особенно чтили день Святого Великомученика Георгия Победоносца, приходившийся на 23 апреля (6 мая по новому стилю).

В русской народной традиции святой Георгий (Егорий) считался покровителем скота и хозяином лесных зверей, конюхов и лошадей. Каждый год в день Весеннего Егория домашний скот традиционно выгоняли в первый раз на пастбище. Этот выгон обставлялся множеством разнообразных обрядов, что должно было уберечь скот от лесных зверей и змей, способствовать его плодовитости и изобилию молока. По всей России Весенний Егорий считался главным праздником скотоводов и отмечался как большое торжество с участием большей части населения, пастухов и духовенства.

Так как почти все жители Глазова держали для домашнего обихода немало лошадей, рогатый скот, овец, коз и свиней, день памяти святого великомученика в городе считался одним из самых важных церковных праздников. В этот день жителями города было установлено сгонять на площадь весь домашний скот и лошадей для окропления святой водой.

Освящение коней весной на Георгиевской площади, 1910-1914 гг., фото П. Молчанова

ПРОШЕНИЕ ИЗ СЛОБОДКИ

Во второй половине XIX века на северо-западной окраине города Глазова, недалеко от берега Чепцы, раскинулся большой квартал – загородная солдатская слободка. В основном там селился бедный люд – семьи отставных солдат, ремесленники, мелкие торговцы-лоточники. По свидетельству писателя Владимира Короленко, отбывавшего в 1879 году политическую ссылку в Глазове, в слободке тогда процветали повальное пьянство и хулиганство. На улицах в ненастную погоду царила непролазная грязь, с широкими, как озеро, лужами от дома до дома.

Согласно донесению Глазовского городского головы в Вятскую духовную консисторию, в мае 1866 года жители слободки подают на его имя прошение, «заявляя усердие построить каменную часовню во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия. По приговору городского общества, составленному 31 мая, получили согласие на таковую постройку с уступкою городского общества места в количестве 625 квадр. сажень». Часовню предполагалось построить за городом на выгонной земле, на которой прежде пасли скот и занимались сельским хозяйством.

В мае 1867-го глазовцы передают городскому голове «изготовленный ими план для означенной часовни» и просят представить этот проект для утверждения в Вятку. В июне губернское правление утверждает проект храма.


ДОЛГОСТРОЙ НА ГЕОРГИЕВСКОЙ ПЛОЩАДИ

Однако со временем планы горожан изменились. Они решили поставить часовню не за городом, а в самом центре слободки – на Георгиевской площади. Был составлен новый чертеж, и в июне 1878 года техник Галкин производит на площади осмотр местности и грунта на пригодность для возведения там каменного храма с колокольней. Но только в октябре 1882-го строительное отделение губернского правления, признав, что проект составлен правильно, передает его на утверждение вятскому губернатору.

В 1883 г. на Георгиевской площади начинается возведение часовни. Однако «за неимением средств у городского мещанского общества» стройка была приостановлена. Успели возвести только каменный фундамент высотой до ¾ аршин (около полуметра), а также устроили рядом колодец с насосом и заготовили известь.

Причиной тому, скорее всего, послужили начавшиеся как раз в это время в Глазове работы по восстановлению из руин «нового» кирпичного Преображенского собора, рухнувшего в 1879-м. Православная община города несет немалые расходы, собранных денег сразу на два храма могло просто не хватить.

В 1887 г. собор был вчерне окончен. После долгой просушки стен была проведена внутренняя отделка храма и устроен главный иконостас. В июне 1894-го городской собор был наконец-то освящен.


НОВЫЙ ПРОЕКТ

И в том же 1894 году Глазовский мещанский староста Крестьянинов обращается с рапортами в Духовную консисторию и губернское правление, где просит разрешить, «по неимению средств в мещанском обществе», возвести на Георгиевской площади на том же каменном фундаменте деревянную часовню малого размера. К тому времени фундамент на площади уже успел прийти в негодность, а кирпич – расхищен.

В январе 1895-го мещанский староста «имеет честь покорнейше просить», «за неимением в Глазове архитектора и техника по строительной части», принять на утверждение проект деревянной часовни, составленный земским землемером Мазуниным, «который хотя и не имеет аттестата на звание техника, но занимается составлением планов на частные городские постройки».
Однако губернский инженер Дружинин, ознакомившись с планом Мазунина, нашел, что «крыша часовни проектирована неправильно, равно как и балки половые, и потолочные накаты. Кроме того, у часовни на каменном фундаменте крыльцо должно быть также каменное. Вообще же фасаду желательно придать более приличный вид». Землемер срочно вносит исправления в свой план, и 29 мая 1895-го г. троительное отделение признает проект часовни составленным правильно.


ЧАСОВНЯ НА ГЕОРГИЕВСКОЙ ПЛОЩАДИ

Испорченный фундамент часовни на площади вскоре был исправлен. А 5 октября в слободке была произведена закладка большой деревянной часовни. По словам корреспондента губернской газеты, если бы не распоряжение губернатора о постройке храма, «городская дума ныне непременно взяла бы обратно для нужд города отпущенные ею мещанскому обществу из городских дач строевой лес для постройки часовни, вывезенный и лежавший на месте несколько лет и напрасно лишь портившийся».

24 января 1896 г. на мещанском собрании, проходившем в городской управе, строители сообщают, что «часовня окончательно будет готова к ранней весне и никак не позднее, как к празднику Егорьеву дню, 23 апреля сего года». Выслушав и обсудив услышанное, горожане постановили «утвердить произведенные расходы в 500 руб. на постройку часовни и ассигновать на окончание и приспособление ее 400 руб.». А в случае недостатка этой суммы израсходовать еще 100 руб. «по раскладке с мещан».

12 апреля происходит торжественное поднятие креста на новую часовню. А 23 апреля, в Егорьев день, как описывала газета, состоялось освящение храма «при всем соборном духовенстве и множестве народа – чиновников, купцов, мещан и крестьян, приглашенных по сему радостному событию для вознесения благодарственных молитв Всевышнему Господу Богу. Наплыв народа был, можно сказать, небывалый».

По окончании освящения часовни один из священников с крестом в руках обошел всю площадь и окропил святой водой весь пригнанный скот – лошадей и коров, которых было около 1000 голов.


ИЗ ЧАСОВНИ — В ЦЕРКОВЬ

К тому времени среди жителей слободки сложилось твердое убеждение в том, что им требуется не просто часовня, а настоящая церковь с алтарем, где может служиться литургия. Поэтому, как отмечали «Вятские губернские ведомости», новая часовня, «весьма обширная», при постройке заранее имела «фасад» церковного здания, и тем самым была «приспособлена для обращения в возможном случае в церковь».

Уже 7 мая 1896-го собрание мещанского общества постановило: «В увековечение радостного для всех дня – второй годовщины коронования императора Николая II – обратить часовню в церковь Св. Георгия, для чего испросить благословение епископа Вятского, с тем чтобы церковь эта была причислена к Глазовскому собору и не имела особого (т.е. своего) причта».

Однако Духовная консистория сочла, что существование церкви в слободке «бесцельно и совершенно бесполезно по той причине, что в этом храме некому будет совершать богослужения».

Но вода камень точит, и после неоднократных настойчивых обращений со стороны жителей слободки епархиальное начальство все же сдается и выдает разрешение «обратить означенную часовню в церковь, с припискою ея к Глазовскому собору». Но с условием, что: «мещанское общество примет на себя расходы по обращению названной часовни в церковь, а также по ремонту ея и по снабжению необходимыми принадлежностями для богослужения».

31 октября 1898 г. в Санкт-Петербурге Святейшей Синод своим указом признал распоряжение Духовной консистории правильным и утверждает его.

Спустя 4 года заботами и средствами горожан работы по перестройке храма были завершены. В 1902 г. на месте часовни теперь стояла деревянная однокупольная церковь во имя Святого Великомученика Георгия.

Свято-Георгиевский храм (на месте современного сквера за памятником В.Г. Короленко), начало ХХ века

Продолжение читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=57926, https://glazovlife.ru/?p=58200.
Глеб КОЧИН

321



Похожие записи: