Обществознания не будет?..

    

Рассуждения учителя из Пермского края о предстоящих нововведениях

Учителя истории и обществознания никогда особо спокойно не жили. В великих умах больших людей всегда зрели гениальные планы по улучшениям. Улучшениям быстрым и неожиданным, чтобы и старое сломать, и новое не построить. В общем, имеем большое старое сломанное здание и кучу новых строек вокруг, которые в основном находятся на уровне рытья котлованов. Ну и гордо шагающих по руинам учителей, которые учат детей. Не просто учат, а должны еще и знания им давать, и патриотизм прививать, и к жизни приспосабливать, ну и так мимоходом – надо же еще к экзаменам готовить, а к слову, «Обществознание» – самый выбираемый школьниками предмет.


ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬ?

За недавний отрезок времени мы, учителя и ученики, пережили массу всего: из последнего – введение «Основ духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), появились «Разговоры о важном», историческая концентрическая система изучения истории была заменена на линейную с подвешенным долгое время вопросом, что же будем изучать в 10 и 11-х классах. Идеи о предмете «Россия в мире» и вынужденный переход к идее, что Россия сама по себе. Ну и появление единого учебника. Все это срочно, обморочно, аврально, как с единым учебником, который завозили в школы чуть не в сентябре, а где-то не довезли, а местами привезли через пару месяцев. Эти проблемы мы обсуждали в предыдущих статьях.

Но в соответствии с главным принципом – замахивайся сразу на большее, по малому-то зачем мелочиться? – неожиданно Министерство образования делает сногсшибательное заявление – «Обществознания» больше не будет, все, отменят его в 6, 7, 8-х классах. Стал он неугоден, лишний и ненужный, школьники, оказывается, его не понимают, без него им живется лучше. Неожиданное заявление, помноженное на мини-минимальные сроки – переход намечен уже на следующий год, а может, через год. Теперь возникают сплошные вопросы, в типично русском ключе – кто виноват и что делать? Со второй частью вопроса вам сразу помогу, ответ будет простой – страдать.


«ИСТОРИЯ» ПРОТИВ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Пробежимся по основным проблемным точкам. «Обществознание», особенно как раз на уровне 6, 7, 8-х классов, было единственным предметом в школе, который был реально привязан к жизни. Да, его часто ругали, дескать, зачем он нужен, дети не понимают, о чем там говорят. На это же делает упор министерство, видимо, у них есть тайные результаты исследований, где всех школьников спросили, что же им помогло реализоваться в жизни и стать человеком, а они все хором ответили, что прогуливали и не изучали «Обществознание», и все сложилось. То есть такие вещи, как мораль, право, семья вдруг стали не нужны? Изучали мы их на «Обществознании», а теперь дети сами как-то разберутся? Вот такая вот грустная история получается.

Но нет, от «Обществознания» не откажутся совсем, оно останется в 9, 10, 11-х классах, так как, о ужас, это не только самый выбираемый школьниками на экзамены предмет, но и самый востребованный при поступлении в огромное количество вузов. И учащимся в 9-м классе что-то нужно сдавать – а тут на выбор «Информатика» да «Обществознание», по сути. То есть в 9 классе мы ударными темпами начнем изучать новый предмет, все знания дети впитают, все навыки получат и резко сразу сходу сдадут, прямо повысится сдаваемость до небес.

А еще говорят, что дети на фоне отмены «Обществознания» резко начнут сдавать историю. Может, и начнут, но сдавать будут плохо. Учеников, которые могут хорошо сдать историю, очень мало, историю надо любить и изучать самому, чтобы сдать, а увлеченных историей детей в школах единицы. Да и они сдают не очень – предмет сложный, с каждым годом экзамен еще усложняют. А как посмотришь на рекомендуемый список дат, событий и личностей, которые желательно знать для сдачи экзамена… Смотрит школьник на этот список, укатывающийся до горизонта, и падает в обморок. А теперь сдавать историю пойдут дети, которые просто ее взяли, потому что не из чего выбирать. И будут заваливать предмет, конечно же.


ОДНИ ВОПРОСЫ

Программу по истории надо будет переделать, часы освободились, а значит, было сказано, истории станет 3 часа. Программу надо другую, но самое вкусное – это же надо другие учебники, и при этом сразу всем классам. Производитель учебников радостно потирает руки в ожидании денежного дождя – все учебники обществознания, недавно выпущенные, идут в макулатуру, учебники истории, только недавно купленные и переделанные, идут в макулатуру, а новые учебники выпускаются миллионным тиражом в двух частях по 1000 рублей за каждую. Доставайте калькулятор и считайте, правда, придется все это покупать самим школам. И как всех обеспечить учебниками?

С учителями еще проблема большая – это я такой «молодей, великий Леонардо да Винчи», оба предмета хорошо знаю и хорошо веду. Просто я один учитель на школу, а в городских школах часто идет деление – кто-то ведет историю, кто-то обществознание. Они специалисты по своим предметам, они их давно и хорошо ведут, наработали материалы. А теперь все это обнуляется, историкам надо увеличить работу, обществоведам резко переучиться. А это создает массу проблем для учителей, надо вспомнить, кому-то переучиться, у кого-то вообще специальность и квалификация не соответствуют. А часть профильным обществоведов плюнет на все и вообще из школы уйдет – и у нас опять потеря учителей просто так на ровном месте, из-за чей-то прихоти. А на остальных нагрузка опять непомерно увеличится.


НАДЕЖДА ЕСТЬ

Обратимся еще к одной проблеме, которую министерство упорно не замечает, но от которой многое зависит. Речь идет о репетиторстве. Раньше ребенок заранее знал, что будет сдавать «Обществознание». Искал репетитора, они составляли графики, занимались и лучше сдавали. А теперь сдающие после 9-го класса будут метаться до января, выбирая предмет, и поняв, что такое «Обществознание» и выбрав его для сдачи, где они найдут репетитора в январе, если их к августу уже разобрали? Да и как их успеют натаскать за полгода и будут ли за них вообще браться? По факту опять имеем падение уровня баллов при сдаче ГИА.

Есть еще такой интересный предмет как ОДНКНР, который возможно тоже хотят отменить. Теперь в этот несчастный час истории надо будет запихнуть и историю, и обществознания немного, так как для детей понятия средневековой морали или классового деления общества все равно придется объяснять, и это несчастное ОДНКНР также сюда введут элементами, да и «Разговоры о важном», возможно, перекинут. Будет не история, а настоящий винегрет.

Самое обидное, что нововведения просто вводят по указке, без обсуждений с учителями и общественностью, без опросов родителей и детей. Просто ставят перед фактом, что все, закон принят. А мы, куда погонят, туда и пойдем. Вопрос по этой реформе уже начал активно обсуждаться, есть надежда, что все удастся сохранить, чтобы в школе могли работать и учить детей, а не вот это все.


Олег ОКУНЕВ

97



Похожие записи: