Храм на Красной площади

Закрытая Георгиевская церковь, 1929 г.    

Судьба Свято-Георгиевской церкви города Глазова

Продолжение, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=57644.

«УТВАРИ И РИЗНИЦЫ НЕ ДОСТАТОЧНО»

«Градская», т.е. городская, Георгиевская церковь долгое время считалась приписной к Преображенскому собору. В отличие от собора, большую часть прихожан которого составляли крестьяне окрестных сел и деревень, храм на Слободке посещался преимущественно жителями города.

По тому месту, где в начале ХХ века стоял храм, в то время проходила ныне исчезнувшая Георгиевская улица. Она брала свое начало на берегу Чепцы от улицы Набережной, шла вдоль соседней улицы Вятской (сейчас ул. Кирова) через Георгиевскую площадь и выходила на улицу Загородную (ул. Ленина) напротив Свято-Духовского кладбища.

Как сообщалось в клировой ведомости 1904 г., «утвари и ризницы в церкви» было «не достаточно». Своей колокольни при храме не было, и колокола висели на маленькой звоннице, стоящей рядом.

Богослужения здесь совершались только в воскресные и праздничные дни по очереди причтом собора «безмездно». Заведовали храмом священники – сначала Николай, а затем Василий Дерновы – братья будущего архиепископа Глазовского Авраамия. Ввиду близости кладбища в храме отпевали и поминали умерших, и по-прежнему освящали скот перед выгоном на пастбище.

Первым старостой церкви становится глазовский мещанин Евгений Пацианский. В 1913 г. в Георгиевском храме он провел электрическое освещение, на что пожертвовал 150 руб. Сменивший его на должности церковного старосты мещанин Петр Веселухин тратит из собственных средств 323 руб. 13 коп. на покупку колокола, а также передает в храм целый набор богослужебных предметов, 3 иконы, 2 посеребренных подсвечника и «полные Священническое и Диаконское облачение из белой шелковой парчи».

Георгиевская градская церковь, начало ХХ века, художник Татьяна Дедова

ОТЕЦ ФЕДОР

4 января 1916 г. Вятская духовная консистория принимает решение об учреждении при Георгиевском храме самостоятельного прихода. Но только в феврале 1917-го указом Святейшего Синода при церкви был открыт свой приход с назначением на содержание священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб.

На священническую вакансию к храму был назначен противостарообрядческий миссионер Глазовского уезда Федор Коныгин, а на место псаломщика определен диакон-псаломщик села Кулиги Иван Шмаков. На должность церковного старосты был избран надворный советник Александр Коробов. По просьбе нового причта Вятская консистория дает разрешение на приобретение церковной печати для храма.

В апреле 1917 года, после крушения царской власти в России, прихожане Георгиевской церкви по предложению священника Федора Коныгина организовали свое «приходское братство». На просветительско-благотворительную деятельность братство собирает более 2 тыс. руб. Прихожанки также создают «сестричный кружок» из любителей пения и комиссию по постройке народно-приходского дома.

К сожалению, отцу Федору судьбою был отмерен недолгий век. Он страдал от коварной и практически неизлечимой тогда болезни – туберкулеза легких. Батюшка ушел из жизни 12 июня 1922 г. в Глазове в возрасте 47 лет и был погребен в церковной ограде рядом со своим храмом.


СВЯЩЕННИКИ ХРАМА

Еще раньше, с апреля 1920 г., обязанности пастыря Георгиевской церкви исполняет сын глазовского протоиерея архимандрит Авраамий (Дернов). В 1929-м он возглавит православную общину Глазова. В 1935 г. Авраамий станет епископом Глазовским, а в 1937-м будет удостоен сана архиепископа. Вскоре владыка будет арестован и уйдет из жизни 1 мая 1942 г. в Архангельской области – в больнице одного из лагпунктов Сорокского лагеря НКВД.

Священник Николай Дернов, 1908 г.

В 1921-м священником церкви на Слободке становится бывший законоучитель Глазовской женской гимназии Василий Сатрапинский. Весной 1922 г., во время страшного голода в стране, в Глазове начинается кампания по изъятию церковных ценностей. В апреле отец Василий и община Георгиевской церкви сдают властям 2 серебряные тарелочки, ковшик, чашечку и напрестольный крест, а часть окладов с икон заменяют равным по весу количеством серебра.

Законоучитель Глазовской женской гимназии отец Василий Сатрапинский, 1913-1916 гг.

В мае 1923 г. Глазовский уездный комитет РКП(б) принимает решение о переименовании улиц города, носящих «название фамилий Глазовской буржуазии и также имена святых религиозного культа». В итоге улица Георгиевская (вместе с одноименной площадью) становится Красной.

В марте 1925 г. Василий Сатрапинский получает назначение на место священника в селе Селег и покидает Глазов. Осенью 1937-го отец Василий будет арестован в селе Укан.

Решением тройки НКВД Удмуртской АССР его приговорят к лишению свободы на 10 лет. 11 июля 1938-го священник Сатрапинский трагически погибает в Вятском лагере НКВД.

После отца Василия Георгиевским храмом заведует Александр Коныгин – сын прежнего ее настоятеля отца Федора. В мае 1931 г. в разгар очередной богоборческой кампании отец Александр снимает с себя сан священника и уезжает в Ижевск.

В 1927 г. в Глазов к епископу Ижевскому и Вотскому Виктору (Островидову) приезжает один из руководителей молодежного христианского движения в Москве Владимир Амбарцумов. 4 декабря владыка Виктор рукополагает его в диакона, а спустя неделю – в сан иерея. Новопоставленный священник для приобретения богослужебной практики был на короткое время определен на служение к Георгиевской церкви на Красной площади. А уже в конце декабря Владимир Амбарцумов был перемещен в Московскую епархию.

Священник Владимир Амбарцумов, 1928 г.

После нескольких арестов и ссылки священник в 1937 г. был заключён в Бутырскую тюрьму. 5 ноября того же года отец Владимир по приговору тройки НКВД будет расстрелян и закопан в общей могиле на печально знаменитом полигоне Бутово. В августе 2000-го священник Амбарцумов был причислен к лику святых как священномученик Владимир, пресвитер Московский.


ВЗАМЕН КРЕСТА — КРАСНЫЙ ФЛАГ

В 1929-м в связи с начавшейся в Советском Союзе кампанией по ускоренной коллективизации села резко усиливается борьба властей с религиозными организациями в стране. В то время в Глазове широко разворачивается агитация за использование Георгиевской церкви и часовни на улице Первомайской под культурные учреждения. 30 марта 1929 г., под предлогом «громадного роста культурных запросов трудящихся города» и «острого недостатка помещений для культурных целей», городской совет отбирает у верующих города и церковь, и часовню.

Храм предполагалось использовать как библиотеку-читальню или красный уголок для обслуживания трудящихся Слободки. Довольно скоро здание церкви было капитально перестроено под детскую библиотеку. 6 ноября 1929 г., накануне очередного праздника Октября, в бывшем храме открывают библиотеку-читальню имени 12-й годовщины Октябрьской революции при городской библиотеке имени В.Г. Короленко.

С самого начала в новой библиотеке на первый план выходит активная пропаганда антирелигиозной литературы. Однако, по словам библиотекаря Ф. Белова, «вера в головах религиозно настроенных граждан города» держалась тогда крепко. Жители Слободки не только не желали заходить в бывший храм, но и считали за грех «идти мимо этого здания, видя вверху взамен купола с крестом – красный флаг».

Активисты пионерского клуба на Слободке, 1929-1933 гг. (из фондов АУА МО «Город Глазов»)

В БЫВШЕМ ХРАМЕ

В 1930-м в здании церкви, помимо библиотеки-читальни, работают красный уголок и пионерский клуб для детей Слободки и Покровки. Клуб на Красной площади становится подлинным центром городской пионерии. Был здесь и педагог на ставке – товарищ Тося. В клубе еще работали добровольные общества Осоавиахим (Общество содействия обороне) и «Долой неграмотность». У церковной паперти стояло разбитое пианино.

На паперти ребята исполняли так называемую «Живую газету», выступали пионерско-комсомольские докладчики. В здании церкви проводились смотры, беседы, лекции, громкие читки, художественные постановки, книжные выставки, слеты ударников, концерты, антирелигиозные мероприятия, работал драматический кружок «в Покровской слободе из неорганизованной молодежи».

Как сообщалось в одном из отчетов библиотеки, 7 января 1930 г., в день рождества Христова, здесь проходит собрание «неорганизованных граждан». Для собравшихся студент 4-го курса педтехникума читает лекцию «Жил ли Христос?», ученики из драмкружка школы № 1 второй ступени показывают сценки «Штурмуем богов» и «Спор богов на небе», а хор из педтехникума исполняет несколько песен.

Но в 1933-м детский клуб был закрыт решением областного отдела народного образования под предлогом неимения средств на содержание. Здание было отобрано под общежитие, а пионерское пианино забрал военный клуб.

До 1935 г. в церкви располагался Осоавиахим, где молодежь Глазова и района обучалась военному делу, изучала парашюты и материальную часть самолета. В дальнейшем храм, перестроенный под двухэтажное здание, успел послужить общежитием для рабочих Стройконторы, красным уголком Осоавиахима, а также помещением для артели «Швейпром» и сапожной мастерской. В годы Великой Отечественной войны в его здании размещались мастерские эвакуированного пехотного училища, а затем жилые помещения и добровольные общества ДОСАВ, ДОСФЛОТ и ДОСАРМ.

Окончание читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=58200.
Глеб КОЧИН

236



Похожие записи: