На дорогах города Глазова
АВТОМОБИЛЬ НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Кто из нас не знает эту ставшую поистине крылатой фразу, произнесенную героями романа «Золотой телёнок». Начиная с 1931 года, когда бессмертное творение Ильфа и Петрова выходит в свет, этот краткий, но ёмкий по своему содержанию лозунг до сих пор не потерял в народе свою актуальность.
Для населения Российской империи и Советского Союза личный автомобиль довольно долго оставался именно роскошью. В начале ХХ века приобрести автомашину могли только весьма состоятельные люди – представители царской династии Романовых, привилегированное дворянство, купцы и промышленники-фабриканты. Остальные граждане в лучшем случае могли прокатиться в собственной конной коляске, бричке или карете. Но чаще либо люди путешествовали в вагоне поезда или на телеге, приводимой в движение одной «лошадиной силой» с гривой и хвостом.
После 1917 года в автомобилях в основном разъезжали руководители и сотрудники госведомств и наркоматов. В 1920-30-е годы право приобрести машину в личное пользование получают известные писатели, артисты, профессора и другие представители творческой, научной и технической интеллигенции, а также отдельные рабочие и колхозники из числа стахановцев и передовиков производства.
И только после Великой Отечественной войны – в конце 1940-х и в 1950-е годы – простой советский человек постепенно начинает считать автомобиль не недоступной для него роскошью, а по-настоящему практичным и удобным средством перемещения по улицам сел и городов, и по дорогам страны.
ПЕРВЫЙ В ВЯТКЕ
Известно, что первая в Вятской губернии автомашина появится лишь в 1906 году. Роскошный автомобиль «Фиат Алессио» из далекой солнечной Италии выписал молодой миллионер, владелец кожевенных заводов, вятский купец-старообрядец Кузьма Игнатьевич Лаптев.
Первый выезд купца на «Фиате» на улицы Вятки, состоявшийся 18 февраля 1906 года, жители губернского города запомнят надолго. Вятчане никогда прежде не видали в жизни коляску, которая со страшным шумом ехала сама собой, без лошадей. Вот что писала по этому поводу газета «Вятская жизнь»: «А что на вятских узких улицах, да ещё занесённых снегом, является большая опасность от катания на автомобилях, так как здешние лошади совсем непривычные встречаться с такими колымагами, об этом говорит печальный случай, происшедший с тем же Лаптевым. Нужно заметить, что его колымага во время хода чрезвычайно шумит и трещит (очевидно, какое-нибудь старьё), отчего встречные лошади бесятся и, кидаясь в сторону, опрокидывают сани и увечат седоков.
На Московской улице г. Лаптев встретился с лошадью, на которой ехали две дамы. Лошадь, испугавшись, кинулась в сторону. В ту же сторону почему-то повернулась и колымага. Это ещё больше испугало лошадь, и она, опрокинув сани, понеслась, при этом, конечно, вылетели обе дамы, и кучер долго волокся на вожжах. К счастью, выпавшие вследствие сугробов отделались только незначительными ушибами и испугом.
При этом не лишено интереса, что наш спортсмен не оказал никакой помощи потерпевшим и, взирая с высоты помоста своей колымаги на происшедшее, преспокойно последовал далее.
Потерпевшими было заявлено о случившемся полиции, но она не осмелилась задерживать такую особу, как Кузьма Лаптев. Затем заявлено было губернатору; но что воспоследует на это, пока ещё неизвестно. Нам кажется, потерпевшие должны привлечь
г. Лаптева к суду».
В начале марта Лаптев видом и грохотом своего автомобиля на улице Николаевской распугал лошадей ломовых извозчиков. Савраски в панике бросились на тротуары, опрокинув на землю бочки с рыбой. Вскоре лаптевский «Фиат» получит в Вятке весьма грозное имя – адская машина. Газета «Вятская речь» в негодовании даже предложила купцу для прогулок на автомобиле впредь выбирать свободные поля вокруг города.
Однако в скором времени машина Лаптева бесследно исчезает. Среди вятчан пошли слухи, будто полиция запретила Кузьме Игнатьевичу ездить на автомобиле. Другие же горожане утверждали, что «Фиат» сломался, и никто в Вятке не может его исправить.
После революции всё имущество Лаптевых было конфисковано. Сам Кузьма Игнатьевич перебрался в Петроград, где работал простым кладовщиком. В начале 1935 года его выслали в Оренбургскую область, через два года – в Архангельскую. По дороге бывший купец отморозил ноги и вскоре умер.
АВТОМОБИЛЬ ГЕНЕРАЛА ПЕПЕЛЯЕВА
В уездном Глазове настолько эпатажных и богатых купцов не было, поэтому автомобили глазовцы увидят не очень скоро. Зато известно, что в 1913 году в городке на Чепце более 50 человек имели собственные велосипеды. Кроме того, несколько горожан владели мотоциклетами, которые постоянно разъезжали по городу и вне города.
Первые грузовики ненадолго появятся на улицах Глазова в годы Гражданской войны, когда вокруг города шли ожесточенные сражения красных войск с армией адмирала Колчака. Над Глазовом несколько раз даже пролетят белогвардейские самолеты. 2 июня 1919 года, в 4 часа дня, в Глазов без боя войдут части Сибирской армии генерала Анатолия Пепеляева.
Спустя два дня городское духовенство и купечество устроило колчаковцам торжественную встречу. По словам жителя Глазова Николая Лобовикова, «на Соборной площади был отслужен благодарственный молебен. На молебствие пожаловал и командующий северной группой колчаковских войск генерал Пепеляев». К Преображенскому собору генерал подъехал на «старомодном автомобиле, который в настоящее время можно увидеть в каком-нибудь музее».
Но богослужение внезапно было нарушено грохотом взрывов. Красные артиллеристы, стоявшие за Чепцой у деревни Верхняя Богатырка, заслышав плывущие над полями мерные колокольные удары праздничного церковного благовеста, поприветствовали колчаковцев несколькими выстрелами. Один снаряд влетел в купеческий дом, а еще два-три попали прямо в крышу Вознесенской колокольни собора.
Вскоре у Глазова Красная Армия перейдет в контрнаступление. Утром 13 июня части генерала Пепеляева, оказавшись под угрозой полного окружения, без боя поспешно оставят город.
СТАЛЬНЫЕ КОНИ ДЛЯ УДМУРТСКИХ ПОЛЕЙ
В следующий раз глазовцы увидят самоходные машины лишь спустя несколько лет. Это были трактора. В 1924 году в Ленинграде на машиностроительном заводе «Красный Путиловец» было начато серийное производство тракторов «Фордзон-Путиловец». Машины выпускалась в 1924-1932 годы по лицензии американской компании Форд.
В октябре 1925 года сельскохозяйственные артели «Шопер» и «Петровка» Шарканского района первыми в Вятской автономной области приобрели по одному трактору. А с началом коллективизации, в 1929-м, на железнодорожной станции Глазов выгрузили новенькие трактора для северных районов Удмуртии.
В селе Архангельском Красногорского района так вспоминали о появлении в нем в начале 1930-х годов первых невиданных прежде машин:
«Однажды по селу пронесся слух:
– Трактор приехал!
Все сбежались на площадь к церкви. Трактор был весь целиком металлический – вот диво! Передние колеса – величиной с тележные, а задние – огромные и с большими шипами. Кабины не было, а сиденье и руль возвышались над трактором. Сиденье как у жнейки – круглая тарелка с дырками на высоком стержне. Тракторист ручкой завел трактор и с грохотом укатил за околицу. Следом бежала стая ребят.
На следующий год после трактора в село пришла первая автомашина, грузовик.
Машина стояла на церковной площади. Кузов и кабина деревянные. Мужики ходили вокруг, разглядывали их, щупали, слушали рассказ машиниста – так тогда называли шоферов. Бабы и дети жались к изгороди.
Машинист ручкой завел машину и пригласил:
– Садитесь, прокачу!
Не сразу, с опаской, но мужчины все-таки полезли в кузов».
Скорее всего, это была легендарная «полуторка» ГАЗ-АА – советский грузовой автомобиль Нижегородского автозавода (после 1932 года – Горьковского), грузоподъёмностью в полторы тонны. Изначальным образцом для «полуторки» послужил американский грузовик «Форд» модели АА образца 1930 года.
Продолжение читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=77696, https://glazovlife.ru/?p=77928
Глеб КОЧИН