Крепче за баранку держись, шофер…

«Трактор в деревне», 1925 год, художник Иван Владимиров    

На дорогах города Глазова


АВТОМОБИЛЬ НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Кто из нас не знает эту ставшую поистине крылатой фразу, произнесенную героями романа «Золотой телёнок». Начиная с 1931 года, когда бессмертное творение Ильфа и Петрова выходит в свет, этот краткий, но ёмкий по своему содержанию лозунг до сих пор не потерял в народе свою актуальность.

Для населения Российской империи и Советского Союза личный автомобиль довольно долго оставался именно роскошью. В начале ХХ века приобрести автомашину могли только весьма состоятельные люди – представители царской династии Романовых, привилегированное дворянство, купцы и промышленники-фабриканты. Остальные граждане в лучшем случае могли прокатиться в собственной конной коляске, бричке или карете. Но чаще либо люди путешествовали в вагоне поезда или на телеге, приводимой в движение одной «лошадиной силой» с гривой и хвостом.

После 1917 года в автомобилях в основном разъезжали руководители и сотрудники госведомств и наркоматов. В 1920-30-е годы право приобрести машину в личное пользование получают известные писатели, артисты, профессора и другие представители творческой, научной и технической интеллигенции, а также отдельные рабочие и колхозники из числа стахановцев и передовиков производства.

И только после Великой Отечественной войны – в конце 1940-х и в 1950-е годы – простой советский человек постепенно начинает считать автомобиль не недоступной для него роскошью, а по-настоящему практичным и удобным средством перемещения по улицам сел и городов, и по дорогам страны.


ПЕРВЫЙ В ВЯТКЕ

Известно, что первая в Вятской губернии автомашина появится лишь в 1906 году. Роскошный автомобиль «Фиат Алессио» из далекой солнечной Италии выписал молодой миллионер, владелец кожевенных заводов, вятский купец-старообрядец Кузьма Игнатьевич Лаптев.

Вятский купец Кузьма Игнатьевич Лаптев

Первый выезд купца на «Фиате» на улицы Вятки, состоявшийся 18 февраля 1906 года, жители губернского города запомнят надолго. Вятчане никогда прежде не видали в жизни коляску, которая со страшным шумом ехала сама собой, без лошадей. Вот что писала по этому поводу газета «Вятская жизнь»: «А что на вятских узких улицах, да ещё занесённых снегом, является большая опасность от катания на автомобилях, так как здешние лошади совсем непривычные встречаться с такими колымагами, об этом говорит печальный случай, происшедший с тем же Лаптевым. Нужно заметить, что его колымага во время хода чрезвычайно шумит и трещит (очевидно, какое-нибудь старьё), отчего встречные лошади бесятся и, кидаясь в сторону, опрокидывают сани и увечат седоков.

На Московской улице г. Лаптев встретился с лошадью, на которой ехали две дамы. Лошадь, испугавшись, кинулась в сторону. В ту же сторону почему-то повернулась и колымага. Это ещё больше испугало лошадь, и она, опрокинув сани, понеслась, при этом, конечно, вылетели обе дамы, и кучер долго волокся на вожжах. К счастью, выпавшие вследствие сугробов отделались только незначительными ушибами и испугом.

При этом не лишено интереса, что наш спортсмен не оказал никакой помощи потерпевшим и, взирая с высоты помоста своей колымаги на происшедшее, преспокойно последовал далее.

Потерпевшими было заявлено о случившемся полиции, но она не осмелилась задерживать такую особу, как Кузьма Лаптев. Затем заявлено было губернатору; но что воспоследует на это, пока ещё неизвестно. Нам кажется, потерпевшие должны привлечь
г. Лаптева к суду».

В начале марта Лаптев видом и грохотом своего автомобиля на улице Николаевской распугал лошадей ломовых извозчиков. Савраски в панике бросились на тротуары, опрокинув на землю бочки с рыбой. Вскоре лаптевский «Фиат» получит в Вятке весьма грозное имя – адская машина. Газета «Вятская речь» в негодовании даже предложила купцу для прогулок на автомобиле впредь выбирать свободные поля вокруг города.

Однако в скором времени машина Лаптева бесследно исчезает. Среди вятчан пошли слухи, будто полиция запретила Кузьме Игнатьевичу ездить на автомобиле. Другие же горожане утверждали, что «Фиат» сломался, и никто в Вятке не может его исправить.

После революции всё имущество Лаптевых было конфисковано. Сам Кузьма Игнатьевич перебрался в Петроград, где работал простым кладовщиком. В начале 1935 года его выслали в Оренбургскую область, через два года – в Архангельскую. По дороге бывший купец отморозил ноги и вскоре умер.


АВТОМОБИЛЬ ГЕНЕРАЛА ПЕПЕЛЯЕВА

В уездном Глазове настолько эпатажных и богатых купцов не было, поэтому автомобили глазовцы увидят не очень скоро. Зато известно, что в 1913 году в городке на Чепце более 50 человек имели собственные велосипеды. Кроме того, несколько горожан владели мотоциклетами, которые постоянно разъезжали по городу и вне города.

Первые грузовики ненадолго появятся на улицах Глазова в годы Гражданской войны, когда вокруг города шли ожесточенные сражения красных войск с армией адмирала Колчака. Над Глазовом несколько раз даже пролетят белогвардейские самолеты. 2 июня 1919 года, в 4 часа дня, в Глазов без боя войдут части Сибирской армии генерала Анатолия Пепеляева.

Генерал-лейтенант армии Колчака Анатолий Пепеляев, 1919 год

Спустя два дня городское духовенство и купечество устроило колчаковцам торжественную встречу. По словам жителя Глазова Николая Лобовикова, «на Соборной площади был отслужен благодарственный молебен. На молебствие пожаловал и командующий северной группой колчаковских войск генерал Пепеляев». К Преображенскому собору генерал подъехал на «старомодном автомобиле, который в настоящее время можно увидеть в каком-нибудь музее».

Но богослужение внезапно было нарушено грохотом взрывов. Красные артиллеристы, стоявшие за Чепцой у деревни Верхняя Богатырка, заслышав плывущие над полями мерные колокольные удары праздничного церковного благовеста, поприветствовали колчаковцев несколькими выстрелами. Один снаряд влетел в купеческий дом, а еще два-три попали прямо в крышу Вознесенской колокольни собора.

Вскоре у Глазова Красная Армия перейдет в контрнаступление. Утром 13 июня части генерала Пепеляева, оказавшись под угрозой полного окружения, без боя поспешно оставят город.


СТАЛЬНЫЕ КОНИ ДЛЯ УДМУРТСКИХ ПОЛЕЙ

В следующий раз глазовцы увидят самоходные машины лишь спустя несколько лет. Это были трактора. В 1924 году в Ленинграде на машиностроительном заводе «Красный Путиловец» было начато серийное производство тракторов «Фордзон-Путиловец». Машины выпускалась в 1924-1932 годы по лицензии американской компании Форд.

Трактор «Фордзон-Путиловец»

В октябре 1925 года сельскохозяйственные артели «Шопер» и «Петровка» Шарканского района первыми в Вятской автономной области приобрели по одному трактору. А с началом коллективизации, в 1929-м, на железнодорожной станции Глазов выгрузили новенькие трактора для северных районов Удмуртии.

В селе Архангельском Красногорского района так вспоминали о появлении в нем в начале 1930-х годов первых невиданных прежде машин:

«Однажды по селу пронесся слух:

– Трактор приехал!

Все сбежались на площадь к церкви. Трактор был весь целиком металлический – вот диво! Передние колеса – величиной с тележные, а задние – огромные и с большими шипами. Кабины не было, а сиденье и руль возвышались над трактором. Сиденье как у жнейки – круглая тарелка с дырками на высоком стержне. Тракторист ручкой завел трактор и с грохотом укатил за околицу. Следом бежала стая ребят.

На следующий год после трактора в село пришла первая автомашина, грузовик.

Машина стояла на церковной площади. Кузов и кабина деревянные. Мужики ходили вокруг, разглядывали их, щупали, слушали рассказ машиниста – так тогда называли шоферов. Бабы и дети жались к изгороди.

Машинист ручкой завел машину и пригласил:

– Садитесь, прокачу!

Не сразу, с опаской, но мужчины все-таки полезли в кузов».

Скорее всего, это была легендарная «полуторка» ГАЗ-АА – советский грузовой автомобиль Нижегородского автозавода (после 1932 года – Горьковского), грузоподъёмностью в полторы тонны. Изначальным образцом для «полуторки» послужил американский грузовик «Форд» модели АА образца 1930 года.


Продолжение читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=77696, https://glazovlife.ru/?p=77928
Глеб КОЧИН

171



Похожие записи: