Крепче за баранку держись, шофер…

Мотоцикл на старой улице Толстого, 1950-60-е годы (из фондов Глазовского краеведческого музея)    

О первых машинах, появившихся на дорогах Глазова

Продолжение, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=77405


ОТКРЫТЫ ВСЕМ ВЕТРАМ

В 1929 году, в самом начале бурной эпохи индустриализации, советское правительство закупает в США у известной на весь мир автомобилестроительной компании «Форд» лицензионную копию легковой автомашины «Форд-A», а также оборудование и документацию на ее производство. Это был автомобиль среднего класса с открытым 5-местным 4-дверным кузовом типа «фаэтон».

Советский вариант заморской машины получил наименование ГАЗ-А, так как автомобиль с декабря 1932 года выпускался на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ). В годы первой пятилетки это огромное предприятие с помощью американцев возводится в Нижнем Новгороде. В том же 1932-м город на Волге получает новое имя – Горький, в честь знаменитого писателя Максима Горького.

Существует фотография, запечатлевшая открытый автомобиль ГАЗ-А на лесной полянке где-то в окрестностях Глазова. В машине гордо восседают водитель в шляпе за рулем и два пассажира в кепках. Скорее всего, это были сотрудники одного из местных партийных комитетов или исполкомов, а сам автомобиль являлся служебным.

Автомобиль ГАЗ-А в окрестностях Глазова (из фондов Глазовского краеведческого музея)

Довольно скоро после того, как автомобили марки ГАЗ-А стали поступать потребителям, выяснилось, что кузов «фаэтон», открытый всем дождям, ветрам и снегу, мало подходит для сурового климата северных и центральных областей страны. Кроме того, открытые автомобили без багажника оказались весьма неудобными для работы в качестве такси в крупных городах. В итоге уже в августе 1933 года советское правительство принимает постановление об обеспечении всех выпускаемых легковых автомобилей закрытыми кузовами.

Так как технологические возможности Горьковского автозавода пока не позволяли штамповать металлические детали большого размера, крышу на автомобилях ГАЗ-А пришлось делать в виде деревянного каркаса, обтянутого брезентом.


НА КУЛЬТУРНОМ ФРОНТЕ

Тогда же, в 1933-м или немного позднее, по словам старожилов, в Глазове появляется еще один образец из числа первых легковых автомобилей советской эпохи – ГАЗ-4. Это была модификация ГАЗ-А с кабиной от полуторки ГАЗ-АА и грузопассажирским кузовом типа «пикап». Эта машина, благодаря своей хорошей проходимости по дорогам и тому, что могла возить грузы весом до 500 кг, была очень популярна в маленьких городках и сельской местности, а также в армии.

В Глазове пикап ГАЗ-4 был приписан к кинопрокату и одновременно к агитационному отделу горкома партии. На том автомобиле по окрестным деревням и селам без устали разъезжали агитаторы, лекторы и киномеханики. В кузов за кабиной ставили громоздкий киноаппарат и большие металлические банки с кинопленкой.

Тем самым ГАЗ-4 помогал властям приобщать колхозников к культуре и убеждать людей в правильности политики коммунистической партии и советского государства. Украшенная городских флагами и плакатами машина становится непременной участницей всех торжеств и демонстраций в Глазове.


НА ДВУХ КОЛЕСАХ

В ХХ веке одним из самых распространенных в Советском Союзе, да и во всем мире видом транспорта долгое время оставался простой двухколёсный велосипед. Приводимый в движение лишь с помощью педалей ногами человека или небольшим моторчиком, велосипед, благодаря своей относительной простоте и дешевизне, служил хорошей альтернативой пока еще редким автомобилям и постепенно уходящим в прошлое конным повозкам.

Кроме того, со временем все большую популярность завоевывают рычащие мощными моторами двух- и трехколесные стальные кони – мотоциклы. Эта техника также отличалась сравнительно низкой ценой, немалой скоростью и высокой надежностью. Часто именно мотоцикл был единственной возможностью обрести свободу передвижения. На нем ездили на работу и в отпуск, на рыбалку и в огород. А парни с ветерком катали девчонок по улицам и дорогам.

Слесарь А.Т. Суровков рядом с приобретенным им мотоциклом М-72 (газета «Ленинский путь», 13 мая 1959 г. )

РАСТЕТ БЛАГОСОСТОЯНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ ГЛАЗОВА…

После того как в декабре 1946 года было принято решение об организации в Глазове на бывшем патронном заводе № 544 промышленного производства металлического урана, в город прибывают тысячи молодых инженеров, техников и квалифицированных рабочих. Численность населения Глазова стремительно растет. Возрастает и достаток горожан. И тогда все больше глазовчан начинают задумываться о приобретении в личную собственность мотоцикла и даже автомобиля.

В июне 1950 года глазовская газета «Ленинский путь» извещает читателей о том, что через расположенный в городе магазин «Динамо» всего за полтора года населению было продано 600 велосипедов и около 60 мотоциклов разных марок.

А вот что пишет газета в августе 1953-го: «Из года в год повышается материальное благосостояние трудящихся нашего города. На свои личные сбережения они приобретают легковые автомобили, велосипеды, радиоприемники, швейные машины». И размещает фотографию с подписью: «Товарищи поздравляют шофера автобазы Удмуртпотребсоюза тов. Новгородцева В.С. с приобретением легковой автомашины “Москвич”».

Шофера В. Новгородцева поздравляют с покупкой автомашины «Москвич» (газета «Ленинский путь», 2 августа 1953 года)

У советских граждан был еще один законный способ приобрести свое средство передвижения – выигрыш по облигации государственного займа или билету лотереи. В октябре 1959 года «Ленинский путь» сообщает: «Каждый выпуск денежно-вещевой лотереи приносит трудящимся нашего города и района большой интерес. Особенно много было счастливцев во время розыгрыша лотереи второго выпуска. В сберкассу предъявлено много билетов, на которые пали крупные вещевые выигрыши. Среди них мотоцикл М-52, семь швейных машин, аккордеон, четверо наручных часов, три мужских велосипеда, четыре радиолы «Рекорд». Но всех счастливее оказались супруги Выймовы. Им выпал самый крупный выигрыш – автомашина «Волга» стоимостью 40 тысяч рублей».


УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ

Но, как говорится, любая палка о двух концах. Приобретение двух-, трех- или четырехколесного друга влекло за собой немалые проблемы и заботы. Например, где поставить на прикол своего железного коня, как провести ремонт, приобрести топливо и запчасти. А также плохие дороги и различные происшествия на улицах.

Вот что сообщал в газете в июне 1952-го начальник автороты в Глазове Бердников: «Летом после обильных дождей, а особенно весной и осенью, проезжая на автомашине по некоторым улицам города, невольно переживаешь опасение и рискуешь завязнуть в непролазной грязи или вывести из строя машину».

В 1959 году глазовчане А. Рябцев и Н. Потапов в заметке «На улице должно быть тихо» пожаловались на громкие автомобильные гудки в пределах города: «Неважно чувствуют себя те жители, дома которых расположены на главных улицах города. Они подвергаются звукообработке круглые сутки. Владельцы легковых машин гудят без причины на дороге, гудят перед перекрестком, чтобы проехать, не снижая скорости, гудят, чтобы сигналом вызвать к машине человека из квартиры дома. Пора уже на оживленных перекрестках улиц установить светофоры, сделать так, чтобы люди не шарахались в сторону от гудка, а спокойно переждав транспорт, двигались дальше. Посторонние шумы действуют на нервную систему!»

И подобные жалобы граждан не остаются без внимания властей. Спустя всего два года, 20 июля 1961-го, «Ленинский путь» сообщает: «С каждым годом благоустраивается наш город. Улицы покрываются зелеными насаждениями, благоустраиваются дороги, тротуары, многое сделано и по упорядочению движения транспорта по улицам города, запрещены звуковые сигналы, на перекрестках дорог установлены светофоры.

Сейчас, как никогда, должны строго соблюдаться правила уличного движения. Но нередко эти правила нарушаются. Особенно большую тревогу вызывает беспорядочное движение велосипедистов, которые ездят в нетрезвом состоянии по улицам, а иногда по тротуарам, мешая пешеходам. Вот один из таких случаев. Гражданин Ю.П. Максимов в полночь в пьяном виде решил покататься по тротуару на велосипеде. Но его поездка окончилась тем, что он сбил пешехода, а сам был помещен в медвытрезвитель. Надо положить конец и езде на велосипедах по тротуарам. Работники милиции, дружинники, все граждане должны строго пресекать любых нарушителей правил движения по городу».


Окончание читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=77928
Глеб КОЧИН

205



Похожие записи: