Крепче за баранку держись, шофер…

Автобусная остановка на улице Кирова, 1959 год, архив глазовчанина В. Барышникова    

На дорогах Глазова в 1950-60 годы

Окончание, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=77405, https://glazovlife.ru/?p=77696


ПЕРВЫЕ АВТОБУСЫ

В начале 1950-х годов, в связи с возведением на западных окраинах Глазова новых жилых кварталов и быстрым ростом численности населения, в городе было решено организовать регулярные пассажирские перевозки. 7 января 1953 года газета «Ленинский путь» печатает небольшую заметку-объявление: «В целях улучшения обслуживания пассажиров в пределах нашего города с 3 января 1953 года введено автобусное движение по маршруту от угла улиц Мира и Северной до вокзала. Установлено время движения автобусов ежедневно по следующему расписанию: с 4 до 6 часов утра, с 7 часов утра до 11 часов дня, с 13 до 15 часов, с 18 до 23 часов ночи. Стоимость проезда одного взрослого человека установлена 30 копеек, за две остановки и провоз багажа – каждое место приравнивается к цене билета одного пассажира».

Остановка на площади Свободы в первые дни работы автобусной линии (газета «Ленинский путь», 22 апреля 1953 г.)

Как следует из фотографий, сделанных в 1950-е на улицах Глазова, пассажиров по городу развозили небольшие, но очень маневренные автобусы ПАЗ-651. Эта модель капотной компоновки с деревянным каркасом кузова в послевоенные годы была создана на Горьковском заводе автобусов на базе шасси грузового автомобиля ГАЗ-51. Автобус в основном использовался в сельской местности. Его салон вмещал всего 25 пассажиров, из которых 19 могли сидеть.

В 1952 году сборку автобусов из Горького переносят на новый завод, построенный в городе Павлово-на-Оке. С конвейеров Павловского автозавода тот же автобус выходит уже под маркой ПАЗ-651 с металлическим кузовом без деревянного каркаса.

Автобус ПАЗ-651 на улице Кирова, 1950-е годы, фото Е. Титце

Со временем на Павловском автозаводе разрабатывают новую машину – ПАЗ-652. Это был автобус вагонного типа с увеличенной вместимостью до 32 человек, из них 23 могли ехать сидя. Кузов становится более обтекаемым, легким, на большей его части были размещены стекла. ПАЗ-652 становится весьма популярным в Советском Союзе, он выпускался более 30 лет. Именно такие «пазики» возили глазовчан в 1960-е годы.

Водители автобусов ПАЗ-652
Ю. Белослудцев и Н. Мышкин (газета «Красное знамя», 27 декабря 1962 г.)

ХОДИТЕ ПЕШКОМ!

Спустя несколько лет в городе заработают две автобусные линии, связывающие окраины: Никольск – улица Вятская и вокзал – улица Белинского. В декабре 1954-го в Глазове появляется своя городская автотранспортная контора. Но, как отмечал «Ленинский путь», в движении автобусов «имела место большая неурядица». В 1955 году горожане были недовольны тем, что «водители ездят как вздумается. Иногда 3-4 автобуса идут вслед один за другим без всякого интервала и обгоняют друг друга. На обед шоферы останавливаются без определенного времени. А вечером, после 22 часов, остановок не делают, несмотря на то, что есть пассажиры».

Автобусная остановка на улице Кирова, 1959 год, архив глазовчанина В. Барышникова

Глазовчане то и дело жаловались в газету на хамство экипажей автобусов. В ответ на претензии пассажиров, недовольных большим опозданием, водитель порой отвечал:

– Мы ездим по расписанию, надо меньше спать. Не нравится ждать – ходите пешком!

А кондуктор частенько забывала объявить остановку. Или могла зло прикрикнуть:

– Проходите, что вы стоите, как столбы?

Вот картинка с натуры, красноречиво описанная в газетной заметке 1963 года:

«22 ноября на остановке «Площадь Свободы» собралось несколько десятков пассажиров. Почти всем надо было ехать в сторону Западного поселка. Проходит 10… 20… 30 минут, а автобуса все нет. Люди стоят под дождем и пронизывающим ветром. По маршруту «Кольцо» за это время прошли 3 автобуса.

Наконец, пришел наш долгожданный УДБ 11-35. Пассажиры ринулись в открытые двери. Произошла давка, образовалась пробка. Наконец, битком набитый автобус тронулся. На остановке «Короленко» из него вышло 3 человека, а вошло еще не меньше 15. Шум, гам. Что происходит – трудно вообразить. Летят пуговицы с пальто, рвутся пояса. Под напором людской массы вдруг затрещали задние дверцы.

Обращаясь к водителю, кондукторша крикнула:

– Обратный рейс – прямо в гараж.

– Что случилось?

– Двери сломали».


ПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД БУДЕТЕ САМИ

В первое время на городских маршрутах не имелось фиксированной платы. Цена билета рассчитывалась по числу остановок, которые пассажир собирался проехать.

В 1960-е годы во многих городах начинают вводить новый способ оплаты проезда пассажиров. На смену женщинам-кондукторам приходят механические кассы и компостеры. Теперь граждане сами оплачивали свой проезд, опуская монетки в кассовый аппарат с прозрачной крышкой, вручную выкручивая билет и отрывая его. Либо пробивали на компостере абонементный талон. Это давало государству экономию в сумме 500-550 полновесных рублей на один автобус в год.

В Глазове автотранспортная контора с 1 января 1962 года вводит оплату без кондукторов на двух маршрутах – «Кольцо» и «1-5 участок». Абонементные книжки заранее приобретались за наличный расчет в билетных кассах, у шоферов автобусов и у контролеров. Для оплаты через кассу пассажиры должны были всегда иметь у себя разменную монету.

Такой способ оплаты действовал по всей стране вплоть до эпохи реформ начала 1990-х
годов. Лишь тогда известный лозунг «Совесть – лучший контролер!» перестает работать. И в салоны автобусов вновь заходят кондукторы с настойчивым призывом: «Граждане! Оплатите проезд!».

Кассово-билетный аппарат в автобусе времен СССР

ТАКСИ-ГРУЗОВИК

Появляется спрос и на регулярные поездки от Глазова и обратно до окрестных деревень. В мае 1961 года в городе была открыта автостанция. Вот только нормальные дороги, где мог пройти автобус, в сельской местности имелись далеко не везде. Как временное решение этой проблемы, по стране начинают использовать так называемые грузо-такси. Как правило, это был обычный грузовик ГАЗ-51 или ЗИС-150 с кузовом, закрытым тентом. Внутри вдоль бортов шли складные сиденья. Когда не было пассажирских заявок, то сиденья поднимались, и грузотакси превращалось в обычный грузовик.

В межсезонье до отдалённых мест даже грузотакси приходилось прорываться с боем. В распутицу водители порой отказывались довозить своих пассажиров из Глазова до нужного им населенного пункта ввиду плохой дороги.

Довольно долго грузо-такси регулярно ходят по районам Северной Удмуртии. Глазовчанин Азат Галеев позднее вспоминал: «В начале 1960-х на такси можно было доехать из Глазова, к примеру, до Большого Палагая (33 км) за 85 копеек. Платили по счетчику, индивидуально, независимо от числа пассажиров. В середине 1960-х и позже такси не стало – говорили, что они нерентабельны. Пускали их только летом, до появления асфальта было ещё более 30 лет! Мне посчастливилось прокатиться несколько раз, стоянка такси была на привокзальной площади. На грузотакси (с деревянными сиденьями) билет до Большого Палагая стоил 50 копеек».


«ВОЛГИ» С ШАШЕЧКАМИ

11 апреля 1961 года газета «Ленинский путь» извещает своих читателей: «Год от года пополняется парк автотранспортной конторы. Немного еще лет прошло с тех пор, как по улицам нашего города начали курсировать автобусы. Но они прочно вошли в нашу жизнь, трудно сейчас представить город без этого вида транспорта.

А сейчас для обслуживания населения впервые в нашем городе появились легковые пассажирские такси в количестве 5 штук. Они будут курсировать в любом направлении по желанию пассажира. Стоимость проезда в легковом такси – 10 копеек за километр. За час простоя взимается 1 рубль. За каждую посадку берется дополнительная плата 10 копеек. Работа такси организована в две смены. Пользуйтесь услугами легковых такси!»

Первое такси ГАЗ-21 в Глазове (газета «Ленинский путь», 11 апреля 1961 г.)

В Глазове таксисты возят пассажиров на автомобиле ГАЗ-21 «Волга» второй серии. Эта модель выпускалась на Горьковском автомобильном заводе в 1959-1962 годы. В народе такая «Волга» носила название «акула» – благодаря особому рисунку решетки радиатора с 16 вертикальными прорезями, напоминавшими пасть морского хищника.

Стоимость поездки на таком такси была вполне приемлемой для гражданина среднего достатка. Но в районных городах такая практика не прижилась. Как правило, машины, дежурившие у автостанции и вокзала, чтобы отвезти желающих до дома, возвращалась на базу, не сделав никакой выручки.

Во многом в том была повинна советская этика, увековеченная в кинокомедии «Бриллиантовая рука» язвительной фразой: «Наши люди в булочную на такси не ездят!». Даже те граждане, которые могли позволить себе поездку на такси, не желали откровенно шиковать и уезжали на автобусе. А там, где без машины было не обойтись, старались договориться с кем-то у себя на предприятии или по знакомству.

Со временем службы такси в провинции были ликвидированы, а автомашины – распроданы. К практике легковых такси, правда, частных, в Глазове вернутся только в 1990-е годы.


Глеб КОЧИН

201



Похожие записи: