Город над пропастью

Фото пресс-службы МЧС по Пермскому краю    

Почему земля в городе Березники уходит из-под ног

О нем слышали, наверное, практически все жители страны, так как название постоянно мелькает в федеральных СМИ. Выпускаются видеоролики, снимаются фильмы, проводятся расследования. Раскрывается правда о мифическом городе-призраке, где жители в любой момент могут провалится под землю вместе со своими квартирами. Я живу здесь уже 13-й год, вот и расскажу, как выглядит город в реальности.


НА МОРСКОМ ДНЕ

Начнем мы издалека, с исторического экскурса. Город не возник на пустом месте, хотя и считается советским городом-авангардом, построенным практически с нуля. На самом деле человек здесь появился в каменном веке. В XVIII веке территория активно осваивалась, на момент начала ХХ века здесь существовало большое количество поселений, рабочих поселков и несколько церквей, одна из них, Ленвинская, возведена еще в XVII веке. Да и постройка довольно крупного Содового завода, проведение к нему Луньевской ветки железной дороги, а потом и строительство поселка Маленькая Бельгия для иностранных инженеров и специалистов говорит о перспективности и освоенности данной территории.

Но с открытием месторождения калийных солей территория превращается в стройку первых пятилеток. Верхнекамское месторождение калийных солей – огромное и богатейшее, это дно бывшего древнего Пермского моря, которое миллионы лет высыхало и оставило нам такое наследие. Строятся промышленные гиганты, и рядом с ними закономерно возводится город.


ГОРОД ПРИ ЗАВОДЕ

И вот с этого момента и появляются первые проблемы, а мнения, кто прав и кто виноват, начинают разниться. Надо понимать главный уральский принцип – здесь не город для людей, а город при заводе и для завода. На предприятиях кто-то должен работать, конечно, на долгие годы Березники станут местом ссылок и поселений, и будут тут трудиться заключенные, но на них одних предприятия не построишь. И едут сюда люди со всей страны, а им надо где-то жить, лечиться, детям ходить в садики и школы. Так и разрастается город.

Изначально была идея развести город и производство по разным берегам Камы, но отсутствие моста и наличие только паромной переправы свело ее на нет. И, как всегда, очень остро встал вопрос – как же добираться рабочим на завод, и если сделать общественный транспорт, то как долго на нем ехать. Выбрали усредненный вариант – ехать на работу полчаса, и вроде и город подальше от производства, и добираться не так уж и долго.


МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Шахты становились все больше и больше, разрастались под землей в разные стороны, а сверху строился город. Вскоре они встретились, пересеклись и пошли дальше, город по верху, а шахты по низу. Так, вскоре под большей частью города оказались шахты, на глубине примерно 500-700 метров. Особенность соляных шахт – они сухие и довольно чистые, соленый воздух считается полезным для здоровья. Но их главная проблема – соль быстро растворяется водой, и если вдруг в шахты эта вода попадет в большом количестве, то случится катастрофа. Да и есть исторический опыт, говорящий о том, что любая калийная шахта рано или поздно будет затоплена.

Сама шахта при работе, строительстве и обслуживании требует учета огромного количества факторов. Один из них – так называемые закладки, когда пустая порода, оставшаяся после выработки калия на фабрике, возвращается в шахты обратно, укрепляя их. А в Березниках эта процедура проводилась недостаточно, рядом с городом высятся огромные терриконы из этой пустой породы. Ну и при разработке шахт необходимо следить за водоносными слоями, а их тут много, учитывая близость Камы, если не рассчитать и пробить так называемую линзу, то вода потоком хлынет в шахту, растворяя соли.

Фото пресс-службы МЧС по Пермскому краю


ПРОВАЛ ЗА ПРОВАЛОМ

Первый настоящий тревожный звонок поступил еще в 1986 году. На относительно недавно построенном 3-м руднике начинается течь рассола, остановить ее не удалось, рудник стало затапливать. Находился он за пределами города, угрозы глобальной данное событие не принесло. Шахты затопило, рабочих и технику перекинули на строящийся 4-й рудник, а в лесной зоне на месте затопления образовалась огромная воронка-провал. В данном случае посчитали, что причина аварии кроется в ошибках при строительстве. Но после этого события начинают выявляться опасные зоны, проходит череда небольших землетрясений. Все это становится предвестником большой беды.

В 2006 году происходит авария на 1-м руднике, который находится собственно на территории города. Несмотря на все старания, ликвидировать аварию не удалось, началось затопление рудника. В течение полугода он был затоплен, а потом на его месте случился провал. Огромная яма в земле, заполненная водой, постепенно увеличивающаяся в размерах. Сам провал находится в промышленной зоне, поэтому работа 1-го рудника прекратилась, хотя разведанных запасов калия там было еще минимум на 30 лет разработок. Затем зона провалов начала расширяться, появлялись новые провалы. В 2010 году, когда я приехал в город на осенние каникулы, я еще уехал домой на поезде с железнодорожного вокзала. Вскоре на путях образуется провал, под землю уйдут несколько грузовых вагонов, а железнодорожный вокзал перестанет функционировать.

Фото пресс-службы МЧС по Пермскому краю

ЗОНА ОТСЕЛЕНИЯ

Обратимся к современной жизни города и его отличиям от других городов. Официально именно от провала погиб только один человек – водитель погрузчика, который засыпал провал. Погрузчик вместе с ним ушел под землю. Никаких внезапно проваливающихся под землю домов нет. Сам город поделен на определенные зоны – есть зона отселения, эта территория около 1-го рудника, сейчас она находится за забором. Там установлены камеры, и есть охрана, хотя, конечно, желающие проникают и туда.

Есть сама территория бывшего 1-го рудника, промзона, рядом как раз зона отселения. Люди оттуда переселены. Там находится храм Ионна Предтечи, он не действует, школа № 26, которая начала уходить в новый небольшой провал, частный сектор и многоэтажные дома. Люди там не живут.

Есть дома в условно опасной зоне, здесь наблюдается проседание грунта и постепенное разрушение домов, на стенах образуются разломы и трещины, но это процесс долгий, идущий годами. Иногда он активизируется, порой замедляется. На моем доме тоже есть трещины, в них ставят датчики, по ним отслеживают уровень разрушений, но за последние 8 лет изменений нет. Часть жильцов домов в городе расселят, признав их аварийными. Жители раньше получали или жилищные сертификаты, или деньги, сейчас они получают жилье. На правом берегу Камы строится микрорайон Усольский, другое название Любимов, туда и перевозят людей. По планам после сдачи всех домов в эксплуатацию там будут жить 40 тысяч человек. Само же население города – на уровне 140 тысяч человек, это больше, чем в Глазове, да и сам город больше. Проезжая по Березникам, вы можете увидеть расселенные, зловещие пустые дома, их через некоторое время сносят. Остается только земляной холм. И такие отдельные пустыри, а местами целые зоны пустырей встречаются в разных районах города. Ну и есть районы безопасные, под которыми нет разработок. Там дома стоят, и они не разрушаются.

Зона отселения, 2012 г. (сейчас закрыта)

ГОРОД ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ

Сам город живет обычной полноценной жизнью – работает вся инфраструктура, открыты магазины и кафе. В городе несколько крупных промышленных предприятий, которые и являются основными работодателями. По-прежнему разрабатываются шахты и добывается сырье для калийных удобрений. Из основных отличий – отселения людей, аварийные дома и пустыри, отсутствие железнодорожного вокзала в черте города и зона отселения. У провала основное влияние негативное не физическое, а эмоциональное. Многие считают город неперспективным, активно уезжает молодежь, наблюдается заметный отток людей. Я это вижу и по своей работе, примерно человек 10 детей в течение учебного года уходят из школы и с родителями уезжают из города.

Мемориал Победы, Вечный огонь
Памятник местному поэту Алексею Решетову

Можно ли как-то решить проблему провалов? К сожалению, практически нет. Сейчас новые шахты строят далеко за пределами города, проводятся мероприятия по возвращению породы обратно под землю, расселяются аварийные дома. Город продолжает жить.

Сергей Русских

475



Похожие записи: