Священник Илия Редников

Первый Преображенский собор города Глазова в 1793-1877 годы, художник Т. Дедова    

Первый краевед города Глазова

Окончание, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=82365


ГЕРЦЕН В ВЯТСКОМ СТАТКОМИТЕТЕ

Вскоре члены-корреспонденты Вятского статистического комитета начинают слать из всех уездов губернии отчеты и краеведческие описания знакомых им местностей, городов, сел и приходов. Александр Герцен, как производитель дел губернского статкомитета, становится первым критиком и редактором всех этих работ.

Из всех статистических материалов ссыльного москвича особенно заинтересовали сведения по этнографии «инородцев». На основе полученных материалов он принимается за составление «Статистической монографии Вятской губернии». Также он пишет целый ряд краеведческих работ: «Русские крестьяне Вятской губернии», «Промышленность города Нолинска» и другие.

Кроме того, ссыльный чиновник исполняет поручение подготовить к печати первые номера газеты «Вятские губернские ведомости». Своим появлением на свет эта газета была обязана инициативе министра внутренних дел Российской империи графа Дмитрия Блудова, человека просвещенного и литературно одаренного.

Министр повелел, чтобы каждое губернское правление начало издавать свои «Ведомости». Такая газета, помимо официальной части, предназначенной для издания правительственных указов, постановлений и объявлений, должна была иметь и неофициальное приложение для статей «исторических, литературных и прочих».

Для подготовки неофициальной части «Губернских ведомостей» Герцен решает использовать сведения и отчеты, полученные статкомитетом в 1836-1837 годы из уездов и городов губернии. Он тщательно готовит их к публикации, перепроверяя факты, устраняя неточности и подвергая литературной обработке. Постепенно Герценом был создан немалый запас краеведческих материалов для газеты. Среди подготовленных к печати работ оказались и записки глазовского священника Илии Редникова.

Александр Герцен в 1830-е годы, художник А. Збруев

КОНЕЦ ВЯТСКОЙ ССЫЛКИ ГЕРЦЕНА

Весной 1837 года Александр Герцен участвует в организации «Выставки естественных и искусственных произведений Вятской губернии». Она была приурочена к предстоящему приезду в Вятку наследника престола великого князя Александра Николаевича, совершавшего ознакомительную поездку по России.

Наследник с большой свитой прибывает в Вятку 18 мая. В тот же день высокие гости посещают выставку, где объяснения к экспонатам им дает сам Герцен. Своим толковым рассказом москвич производит самое благоприятное впечатление на воспитателей царевича – известного поэта и переводчика Василия Жуковского и ученого историка, географа и статистика Константина Арсеньева.

По их просьбе царевич Александр подает своему отцу императору Николаю I прошение об освобождении Герцена из вятской ссылки. В конце 1837 года, в благодарность за устройство выставки и «объяснения, данные при её осмотре наследнику престола», ссыльный чиновник переводится на службу советником правления в город Владимир.

К сожалению, отъезд Александра Герцена из Вятки на долгий срок обрекает статистический комитет на бездействие. Вплоть до 1850 года обрабатывать поступающие из уездов материалы с мест и от членов-корреспондентов будет некому.



ПЕРВАЯ ГАЗЕТА ВЯТКИ

Вскоре после отъезда Александра Герцена в Вятке в свет выходят первые номера «Губернских ведомостей». В то время они представляли собой газету в четыре листа небольшого формата. Иногда вместе с «Ведомостями» выпускали «Прибавления» к ним, также состоящие из четырех листов. Уже в «Прибавлениях» к первому и третьему номерам губернской газеты в январе-феврале 1838 года без указания имени автора печатают этнографический очерк Герцена «Вотяки и черемисы».

Этот труд состоял из фрагментов первой тетради его «Статистической монографии о Вятской губернии» и был посвящен этнографии удмуртов и марийцев. Впоследствии в газете будут напечатаны еще несколько статей Герцена на разные темы.

Начало очерка Александра Герцена «Вотяки и черемисы», январь 1838 года

Довольно скоро в «Прибавлениях» к «Вятским губернским ведомостям» под № 1, 2 и 3 за 1839 год, также анонимно, печатают статью отца Илии Редникова «Описание Глазова и его уезда». Вот что писал тогда священник о городе на Чепце: «Он расположен полукругом на левом берегу реки Чепцы, на ровном месте и занимает пространства в окружности около трех верст.

Начало очерка о. Илии Редникова «Описание Глазова и его уезда», январь 1839 года

До крещения вотяков в 1742 году было селение их под названием Глаз-гурт. С учреждением села Глазовского построена в нем деревянная церковь; а в 1781 году, с открытием уезда, переименовано в город Глазов. Вотяки выселились в починки, а в город переселились из других уездов. Купеческая вдова города Слободского Фекла Сидоровна Кореневых с помощью прихожан построила каменную соборную церковь во имя Преображения Господня, которая освящена в сентябре месяце 1794 года.

В Глазове одна Соборная церковь. В среднем этаже колокольни сделан довольно хороший иконостас и вместо упраздненного деревянного храма поставлен там престол Вознесения Господня».

Кроме рассказа о городе, отец Илия в своей работе кратко, но со знанием дела опишет быт, хозяйство, нравы и верования русского, удмуртского, коми-пермяцкого и бесермянского населения Глазовского уезда. За присланный материал губернский статкомитет объявит отцу Илии и другим членам-корреспондентам свою благодарность.

Статьи Александра Герцена и подготовленные им к печати краеведческие очерки членов-корреспондентов Вятского статкомитета будут выходить в «Ведомостях» еще долго – вплоть до 1842 года.



СУДЬБА СВЯЩЕННИКА-КРАЕВЕДА

Спустя несколько лет после отец Илия был вынужден покинуть Глазов. Согласно записям в клировых ведомостях, 31 декабря 1841 года священник Редников по указу Святейшего Синода за «обнаруженный дух ябедничества» был отрешен от места в городском соборе и переведен к Покровской церкви старинного села Никулицкого Вятского уезда. Однако батюшка, несмотря на решение духовных властей, самовольно остается в Глазове. Некоторое время он продолжал вести службы в соборе, чем произвел «беспорядок в церкви», и затем все-таки переезжает в Никулицкое.

Покровская церковь в селе Никулицком Вятского уезда

Кроме того, отец Илия был заподозрен в том, что однажды выдал ложное свидетельство о возрасте крестьянина-рекрута, потому подлежал суду и штрафу. Однако 16-го апреля 1841 года состоялось бракосочетание наследника цесаревича Александра Николаевича с принцессой Гессен-Дармштадтской. По этому случаю был издан Высочайший Манифест «О всемилостивейше дарованных милостях и облегчениях». По нему от наказания освобождались все состоящие под судом и следствием по делам, не заключавшим в себе тяжкого преступления. Был прощен и священник Редников, но «со строгим внушением впредь быть осторожнее».

В январе 1845 года отец Илия переводится из села Никулицкого к Преображенской церкви села Вожгальского того же Вятского уезда. Там священник преподает Закон Божий в местном приходском училище и девичьей школе. А в 1846-м на него возлагается ответственная должность кахетизатора.

Село Вожгалы, Преображенская церковь

В ведомости храма за 1854 год об отце Илии пишут так: «Говорит четыре проповеди, поучений катехизисных тридцать, поведения отлично честного». В 1850 году батюшка удостаивается благословения епархиального начальства за «преимущественное и усердное пред другими преподавание катехизических поучений в своей церкви», а также за «ревностное прохождение должности наставника в Вожгальском сельском приходском училище».

В том же 1850-м до духовенства села Вожгальское доходит послание Вятского статкомитета с новым предложением о совместной работе. В ответ отец Илия пишет в Вятку: «В бытность мою на службе в городе Глазове по званию члена-корреспондента вятского губернского статистического комитета я имел честь доставлять оному комитету статистические и этнографические сведения о быте народном. В том числе представлено было мною описание народного быта вотяков.

Теперь же, хотя при занятиях моих в Вожгальском училище по должности наставника и по церкви – кахетизатора, немного остается для меня времени свободного к собранию сведений и доставлению их в Статистический комитет. При всем том не отрекаюсь быть членом-корреспондентом комитета и по возможности содействовать ему».

Пять лет спустя, 26 ноября 1855 года, отец Илия Редников умирает на 62-м году жизни. Священник будет торжественно погребен в церковной ограде рядом с Вожгальским храмом. Согласно записи в метрической книге, причиной преждевременной кончины батюшки стал «паралич». Скорее всего, это был инсульт. Супруга отца Илии, матушка Ольга Андреевна, после смерти мужа остается жить в селе Вожгальском «на своем пропитании».

По словам известного вятского библиографа-краеведа Гали Фёдоровны Чудовой, семья отца Илии была «культурной, начитанной, даровитой». Один из сыновей священника Алексей Ильич Редников (1824-1885) окончил Вятскую семинарию и Казанский университет. Долгое время, с 1848 по 1878 год, Алексей Ильич трудился в Вятской гимназии учителем латинского языка, стал одним из самых популярных и уважаемых педагогов в Вятке и оставил о себе среди своих многочисленных учеников самую добрую и благодарную память. «Кипучая, талантливая натура, полная огня и жизни», – говорили о нем современники.

Учитель Вятской гимназии Алексей Ильич Редников, 1867 год

Его племянник, внук отца Илии – Илья Николаевич Редников (1850-1905), также успешно окончил Казанский университет и с 1878 по 1891 год занимал должности учителя греческого языка и инспектора в Вятской гимназии. После Вятки он будет переведен на место директора гимназии в губернском городе Самаре. Илья Николаевич составил и издал за свой счет в 1883 году весьма примечательную книгу – «Сборник замечательных изречений, цитат, поговорок и т. п. различных времен и народов с историческим и сравнительным объяснением».


Глеб КОЧИН

64



Похожие записи: