Первый краевед города Глазова
185 лет назад, в январе-феврале 1839 года, в трех номерах «Прибавления» (то есть Приложения) к недавно основанной газете «Вятские губернские ведомости» был напечатан очерк «Описание Глазова и его уезда». Эта небольшая краеведческая работа стала первой публикацией в вятских газетах, посвященной истории города на Чепце, а также быту и верованиям «инородцев» на территории Глазовского уезда.
Очерк был издан в газете анонимно, без указания имени автора. Только спустя годы стало известно, кто же взял на себя труд по составлению «Описания Глазова и его уезда». Это был священник Глазовского Преображенского собора иерей Илия Афанасьевич Редников.
Долгое время о судьбе этого человека не было известно практически ничего. Но совсем недавно, благодаря старинным документам и ведомостям, хранящимся в фондах архивов Ижевска и Кирова, удалось в общих чертах воссоздать историю непростой и наполненной неустанными трудами жизни священника-краеведа из Глазова.
УЧИТЕЛЬ СИНТАКСИСА
Отец Илия появился на свет в самом конце XVIII века, примерно в 1795 или в 1796 году, в семье священника Афанасия Редникова, служившего в Троицкой церкви села Пищальского Орловского уезда Вятской губернии.
В апреле 1816 года Илия оканчивает курс богословия в Вятской духовной семинарии. Вскоре он получает назначение на место учителя синтаксиса и больше двух лет преподает семинаристам русскую грамматику.
В 1818 году в результате реформы духовного образования в Российской империи низшие четыре класса семинарии были преобразованы в Вятское духовное училище. Под новое учебное заведение были отведены два каменных флигеля, стоящие в Вятке рядом с Троицким кафедральным собором. Илья Редников становится учителем синтаксиса в низшем отделении духовного училища.
15 июля 1820 года епархиальное ведомство увольняет Илью с учительской должности с аттестатом. А спустя три дня епископ Вятский Амвросий (Рождественский-Вещезеров) рукополагает его в сан священника с назначением в Преображенский собор уездного города Глазова.
ПЕДАГОГ И МИССИОНЕР
Отец Илия переезжает в Глазов вместе с юной женой – дочерью священника Ольгой Андреевной. Ей было всего 16 лет, и она на 10 лет оказалась моложе мужа. В 1833 году в семье Редниковых уже подрастали два сына и три дочери.
В январе 1821 года отец Илия был определен «присутствующим» в Глазовское духовное правление, то есть был обязан участвовать и принимать решения на его заседаниях. В 1827-м он становится учителем Закона Божьего в уездном и приходском училищах в Глазове.
В Ведомости по Преображенскому собору о служении отца Илии тогда писали так: «Проповедей своего сочинения говорил две и третью цензор аппробовал (т.е. одобрил), но болезнь сочинителя задержала служение по проповедям.
Занимался обучением прихожан-новокрещен догматам веры. Сочинил Исторические показания Истинной во Христа Иисуса веры, единой спасительной и всемирной… и имеет продолжать оное с переводом на вотский язык».
Кроме того, отец Илия Редников с усердием исполнял обязанности миссионера по Глазовскому и частью по Малмыжскому округам для «вразумления отпадающих от правоверия в раскол и приведения их в единство веры». В марте 1835 года он был «командирован депутатом к производству следствия об отпавших от правоверия в раскол безпоповщинской секты», и с помощью земского исправника и уездного стряпчего смог обратить в единоверие 76 старообрядцев. А всего за время с 1835-го по 1840 год миссионер «обратил из поморян к Святой Церкви» 114 человек.
Награды не обходят священника стороной. В 1830 году епископ Вятский и Слободской Кирилл (Богословский-Платонов) награждает его набедренником. А 1832-м по решению Священного Синода батюшка удостаивается бархатной камилавки (головной убор тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов, является наградой для священников. – прим. автора) за «отлично усердную службу по собору, духовному Правлению и по должности Законоучительской в Глазовском уездном училище».
В марте 1837 года за «основательность в способе преподавания и искусства в обращение с учащимися» отцу Илии директор гимназии от имени совета Императорского Казанского университета объявил благодарность. В мае 1838-го за «усердное вспомоществование успехам Миссии и учрежденной к распространению и утверждению между новокрещенными вотяками» священник удостоился «особенной признательности» от епархиального начальства. Кроме того, в 1838-м отец Илия, как миссионер, получает солидное казенное пособие от государства в 100 рублей.
НАЧАЛО СТАТИСТИКИ В ВЯТКЕ
Благодаря своему служению на должности миссионера среди старообрядцев и язычников Глазовского уезда отец Илия Редников приобретает немалые познания по части верований, нравам и хозяйственному укладу местных «инородцев». Образ жизни удмуртов, коми-пермяков и бесермян во многим сильно отличал их от русских крестьян, в течение всего XIX постепенно заселявших обширные пространства Глазовского уезда.
И, несомненно, священник хорошо знал удмуртский язык. Без знания говора своих прихожан он бы не смог читать свои проповеди и увещевания «инородцам», которые по большей части либо плохо говорили на русском языке, либо совсем не знали его.
Весь немалый опыт отца Илии станет главной причиной его участия в работе Вятского губернского статистического комитета. Это учреждение было открыто в мае 1835 года, одним из первых в России. Основной задачей статкомитетов был сбор и предоставление гражданским властям статистико-экономических данных по губернии.
Вскоре после учреждения статкомитета в Вятке в губернский город 19 мая прибывает молодой вольнодумец из Москвы Александр Герцен, чтобы отбывать политическую ссылку. В будущем он получит широкую известность в России как писатель, публицист, философ, революционер и общественный деятель. Решением вятского губернатора Тюфяева молодой человек, совсем недавно закончивший Московский университет, был назначен на работу в губернскую канцелярию.
Как выяснилось, из всех вятских чиновников только ссыльный москвич был способен грамотно составить статистический отчет. Поэтому он был назначен губернатором производителем дел статкомитета. В обязанности Герцена входил сбор и просмотр прибывавших в комитет статистических материалов, переписка и составление отчетов с приложением различных схем, таблиц и выводов.
Позднее Герцен вспоминал: «На комитет и на собрание сведений денег не назначалось ни копейки; все это следовало делать из любви к статистике, через земскую полицию, и приводить в порядок в губернской канцелярии. Канцелярия, заваленная делами, земская полиция, ненавидевшая все мирные и теоретические занятия, смотрели на статистический комитет как на ненужную роскошь, как на министерскую шалость. Однако отчеты надобно было представить с таблицами и выводами».
В послании своим друзьям 18 июля 1935 года Герцен писал из Вятки: «Заведение статистических комитетов имеет цель высокую и пользу существенную, но полный успех невозможен, ибо организация комитетов совершенно ошибочна, и нет возможности без всяких средств собрать эти сведения».
Тем не менее ссыльный москвич охотно берется за это неблагодарное занятие. Дела статкомитета оказались для него намного интереснее, чем скучная и монотонная работа чиновника губернской канцелярии.
Менее чем через год, 9 апреля 1836-го, на одном из заседаний Вятского статистического комитета было избрано 40 членов-корреспондентов. 4 мая, по представлению председателя комитета – губернатора Тюфяева, все они были утверждены министром внутренних дел. В число первых членов-корреспондентов статкомитета также вошли опытные и заслуженные миссионеры Вятской епархии – глазовский протоиерей Иосиф Стефанов и священник Илия Редников.
Окончание читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=82657
Глеб КОЧИН