Священник Илия Редников

Удмуртские крестьяне Глазовского уезда, начало ХХ века, фото П. Молчанова    

Первый краевед города Глазова


185 лет назад, в январе-феврале 1839 года, в трех номерах «Прибавления» (то есть Приложения) к недавно основанной газете «Вятские губернские ведомости» был напечатан очерк «Описание Глазова и его уезда». Эта небольшая краеведческая работа стала первой публикацией в вятских газетах, посвященной истории города на Чепце, а также быту и верованиям «инородцев» на территории Глазовского уезда.

Очерк был издан в газете анонимно, без указания имени автора. Только спустя годы стало известно, кто же взял на себя труд по составлению «Описания Глазова и его уезда». Это был священник Глазовского Преображенского собора иерей Илия Афанасьевич Редников.

Долгое время о судьбе этого человека не было известно практически ничего. Но совсем недавно, благодаря старинным документам и ведомостям, хранящимся в фондах архивов Ижевска и Кирова, удалось в общих чертах воссоздать историю непростой и наполненной неустанными трудами жизни священника-краеведа из Глазова.

Глазов — уездный город Вятской губернии, начало XIX века, художник Т. Дедова

УЧИТЕЛЬ СИНТАКСИСА

Отец Илия появился на свет в самом конце XVIII века, примерно в 1795 или в 1796 году, в семье священника Афанасия Редникова, служившего в Троицкой церкви села Пищальского Орловского уезда Вятской губернии.

В апреле 1816 года Илия оканчивает курс богословия в Вятской духовной семинарии. Вскоре он получает назначение на место учителя синтаксиса и больше двух лет преподает семинаристам русскую грамматику.

В 1818 году в результате реформы духовного образования в Российской империи низшие четыре класса семинарии были преобразованы в Вятское духовное училище. Под новое учебное заведение были отведены два каменных флигеля, стоящие в Вятке рядом с Троицким кафедральным собором. Илья Редников становится учителем синтаксиса в низшем отделении духовного училища.

Кафедральный Свято-Троицкий собор города Вятки в XIX веке, художник Т. Дедова, 2005 г.

15 июля 1820 года епархиальное ведомство увольняет Илью с учительской должности с аттестатом. А спустя три дня епископ Вятский Амвросий (Рождественский-Вещезеров) рукополагает его в сан священника с назначением в Преображенский собор уездного города Глазова.


ПЕДАГОГ И МИССИОНЕР

Отец Илия переезжает в Глазов вместе с юной женой – дочерью священника Ольгой Андреевной. Ей было всего 16 лет, и она на 10 лет оказалась моложе мужа. В 1833 году в семье Редниковых уже подрастали два сына и три дочери.

В январе 1821 года отец Илия был определен «присутствующим» в Глазовское духовное правление, то есть был обязан участвовать и принимать решения на его заседаниях. В 1827-м он становится учителем Закона Божьего в уездном и приходском училищах в Глазове.

В Ведомости по Преображенскому собору о служении отца Илии тогда писали так: «Проповедей своего сочинения говорил две и третью цензор аппробовал (т.е. одобрил), но болезнь сочинителя задержала служение по проповедям.

Занимался обучением прихожан-новокрещен догматам веры. Сочинил Исторические показания Истинной во Христа Иисуса веры, единой спасительной и всемирной… и имеет продолжать оное с переводом на вотский язык».

Кроме того, отец Илия Редников с усердием исполнял обязанности миссионера по Глазовскому и частью по Малмыжскому округам для «вразумления отпадающих от правоверия в раскол и приведения их в единство веры». В марте 1835 года он был «командирован депутатом к производству следствия об отпавших от правоверия в раскол безпоповщинской секты», и с помощью земского исправника и уездного стряпчего смог обратить в единоверие 76 старообрядцев. А всего за время с 1835-го по 1840 год миссионер «обратил из поморян к Святой Церкви» 114 человек.

Награды не обходят священника стороной. В 1830 году епископ Вятский и Слободской Кирилл (Богословский-Платонов) награждает его набедренником. А 1832-м по решению Священного Синода батюшка удостаивается бархатной камилавки (головной убор тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов, является наградой для священников. – прим. автора) за «отлично усердную службу по собору, духовному Правлению и по должности Законоучительской в Глазовском уездном училище».

В марте 1837 года за «основательность в способе преподавания и искусства в обращение с учащимися» отцу Илии директор гимназии от имени совета Императорского Казанского университета объявил благодарность. В мае 1838-го за «усердное вспомоществование успехам Миссии и учрежденной к распространению и утверждению между новокрещенными вотяками» священник удостоился «особенной признательности» от епархиального начальства. Кроме того, в 1838-м отец Илия, как миссионер, получает солидное казенное пособие от государства в 100 рублей.


НАЧАЛО СТАТИСТИКИ В ВЯТКЕ

Благодаря своему служению на должности миссионера среди старообрядцев и язычников Глазовского уезда отец Илия Редников приобретает немалые познания по части верований, нравам и хозяйственному укладу местных «инородцев». Образ жизни удмуртов, коми-пермяков и бесермян во многим сильно отличал их от русских крестьян, в течение всего XIX постепенно заселявших обширные пространства Глазовского уезда.

И, несомненно, священник хорошо знал удмуртский язык. Без знания говора своих прихожан он бы не смог читать свои проповеди и увещевания «инородцам», которые по большей части либо плохо говорили на русском языке, либо совсем не знали его.

Удмурты Глазовского уезда, начало ХХ века, фото П. Молчанова

Весь немалый опыт отца Илии станет главной причиной его участия в работе Вятского губернского статистического комитета. Это учреждение было открыто в мае 1835 года, одним из первых в России. Основной задачей статкомитетов был сбор и предоставление гражданским властям статистико-экономических данных по губернии.

Вскоре после учреждения статкомитета в Вятке в губернский город 19 мая прибывает молодой вольнодумец из Москвы Александр Герцен, чтобы отбывать политическую ссылку. В будущем он получит широкую известность в России как писатель, публицист, философ, революционер и общественный деятель. Решением вятского губернатора Тюфяева молодой человек, совсем недавно закончивший Московский университет, был назначен на работу в губернскую канцелярию.

Портрет Александра Герцена в Вятке, рисунок архитектора Витберга, 1836 год

Как выяснилось, из всех вятских чиновников только ссыльный москвич был способен грамотно составить статистический отчет. Поэтому он был назначен губернатором производителем дел статкомитета. В обязанности Герцена входил сбор и просмотр прибывавших в комитет статистических материалов, переписка и составление отчетов с приложением различных схем, таблиц и выводов.

Позднее Герцен вспоминал: «На комитет и на собрание сведений денег не назначалось ни копейки; все это следовало делать из любви к статистике, через земскую полицию, и приводить в порядок в губернской канцелярии. Канцелярия, заваленная делами, земская полиция, ненавидевшая все мирные и теоретические занятия, смотрели на статистический комитет как на ненужную роскошь, как на министерскую шалость. Однако отчеты надобно было представить с таблицами и выводами».

В послании своим друзьям 18 июля 1935 года Герцен писал из Вятки: «Заведение статистических комитетов имеет цель высокую и пользу существенную, но полный успех невозможен, ибо организация комитетов совершенно ошибочна, и нет возможности без всяких средств собрать эти сведения».

Тем не менее ссыльный москвич охотно берется за это неблагодарное занятие. Дела статкомитета оказались для него намного интереснее, чем скучная и монотонная работа чиновника губернской канцелярии.

Менее чем через год, 9 апреля 1836-го, на одном из заседаний Вятского статистического комитета было избрано 40 членов-корреспондентов. 4 мая, по представлению председателя комитета – губернатора Тюфяева, все они были утверждены министром внутренних дел. В число первых членов-корреспондентов статкомитета также вошли опытные и заслуженные миссионеры Вятской епархии – глазовский протоиерей Иосиф Стефанов и священник Илия Редников.


Окончание читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=82657
Глеб КОЧИН

162



Похожие записи: