Настоящий город

Вознесенско-Преображенский собор, начало XX века (из фонда Национального музея УР)    

Глазов в 1938 году

Окончание, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=73972, https://glazovlife.ru/?p=74242.


БОРЬБА С РЕЛИГИЕЙ – БОРЬБА ЗА КОММУНИЗМ!

В 1930-е годы в Советском Союзе с новой силой разворачивается ожесточенная борьба с так называемыми религиозными пережитками. 5 февраля 1938 года газета «Удмуртская правда» в программной статье-передовице писала так: «Сегодня исполняется 20 лет со дня издания декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Как известно, церковь в царской России служила интересам самодержавия, помещиков и капиталистов, как везде, она служила интересам угнетателей. По нашей Удмуртской Республике насчитывается около 110 тысяч членов союза воинствующих безбожников, 500 активистов (лекторы, агитаторы, беседчики и т. д.). Наша задача – развернуть по-боевому антирелигиозную пропаганду, охватить все слои населения, окончательно вытравить из народных масс одурманивающий яд – религию! Надо помнить, что борьба с религией – есть борьба за коммунизм».

Одним из главных объектов пристального внимания глазовских богоборцев становится Преображенский собор. Почти полвека большой пятикупольный храм служил главным украшением Глазова. Рядом с собором на главной городской площади стояли стройная трёхъярусная Вознесенская колокольня и скромная однокупольная Никольская церковь.

В начале 1930-х годов, во время очередной антирелигиозной кампании, Никольский храм и колокольня были закрыты. В 1936-м оба храма будут снесены до основания, а кирпич из церковных стен пойдет на возведение корпусов строящегося в городе льнокомбината.

С 1933 года за судьбу Преображенского собора идет долгая и упорная борьба между властями и приходской общиной. Городской совет то объявлял еще крепкое кирпичное здание храма аварийным, которое вот-вот рухнет, и на время закрывал собор для дорогостоящего ремонта. То заявлял о необходимости изъятия здания церкви для перестройки его под дом соц. культуры или комсомольский клуб.

С конца 1936-го двери городского собора остаются закрытыми для прихожан. Но верующие все равно тайком от властей по православным праздникам пробирались в подвал собора, чтобы, плотно прикрыв окошки и заперев дверь на замок, тихонько, вполголоса провести богослужение в находившейся там Пещерной церкви.


ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА СОБОРА

В 1938 году в неравном противостоянии верующих и Горсовета будет поставлена финальная точка. 9 февраля Президиум Верховного Совета Удмуртской АССР принимает решение об окончательном закрытии Преображенского собора. Этим же постановлением здание храма передавалось Глазовскому горсовету для использования под городской театр.

Как потом вспоминали старожилы, ясным апрельским днем в опустевший собор вошли глазовские комсомольцы. Им было поручено провести уборку здания для размещения в нем театра. В одной из комнат молодёжь обнаружила множество церковных книг и открыток с ликами святых. Весь этот «религиозный хлам» тут же полетел в окна. Над площадью долго кружились вырванные из богослужебных книг листы и бумажные иконки с текстами молитв. Дети подбирали цветные картонки, сгибали их, делали из них кораблики и пускали в плавание по весенним ручьям.

16 ноября 1938 года закрытие Преображенского собора было утверждено Президиумом Верховного Совета РСФСР. После этого, 21 ноября, Глазовский райком ВКП(б) дает поручение Горсовету «немедленно приступить к приему церкви и имеющихся в ней ценностей», а также предоставить проект переоборудования храма «под гортеатр». 25 ноября была нанята бригада рабочих для проведения работ по снятию всех крестов и куполов, башен и парапетов с бывшего Глазовского Преображенского собора.

Как можно заметить на старой фотографии, уже весной 1939-го городской собор стоял без куполов. Затем снесут все пять купольных башен и многочисленные парапеты, оставив огромные зияющие дыры на крыше храма. Однако, изуродовав здание собора, Горсовет, «за неимением денег», не смог переделать его ни под театр, ни под Дом культуры. Была занята только Пещерная церковь в подвале храма, где хранили груды картофеля.

После войны власти ненадолго собор вернут верующим, затем снова отберут и в начале 1960-х с немалым трудом полностью разберут старый храм на кирпичи и щебенку.


ГОРОД ЭПОХИ СТАЛИНА

28 декабря 1938 года исполнилось 4 года с того дня, когда Всероссийский Центральный исполнительный комитет принимает судьбоносное решение о преобразовании Удмуртской Автономной области в Автономную Советскую Социалистическую Республику. По поводу этой знаменательной даты секретарь Глазовского райкома ВКП(б) М. Ивонин с немалым удовлетворением рапортует в газете «Удмуртская правда» о достижениях Советской власти в глазовском краю: «Город Глазов, славившийся до революции тюрьмой для политических деятелей, сейчас превращается в социалистический город. Когда-то в Глазове были гимназия, духовное училище и учительская семинария. В настоящее время здесь имеются три средние школы, педагогическое училище, сельскохозяйственный техникум, школа комбайнеров, школа повышения квалификации колхозных кадров, школа ясельных сестер, школа взрослых. 5912 детей и молодежи посещают эти школы и техникумы. Осуществлено всеобщее семилетнее обучение детей. В колхозах района создано 6 неполных средних школ.

Вместо одного клуба, в котором собирались купцы и чиновники, в настоящее время в Глазовском районе имеется дом социалистической культуры, 13 изб-читален, 49 колхозных клубов и красных уголков, звуковое стационарное кино, 5 кинопередвижек.

Кинотеатр «Свобода», 1930-е годы

К 18-летию Удмуртии в Глазове оборудован и работает мощный радиоузел на 500 ватт, который может обслуживать все колхозы. В бывшем Глазовском уезде, на территории, превышающей Глазовский район в 5 раз, имелась одна больница на 60 коек. Теперь Глазовский район имеет больницу на 276 коек, 5 медицинских пунктов, 3 родильных дома и 33 трахоматозных пункта. В районной больнице 21 врач. В одном только городе Глазове 5 детсадов, 2 детские ясли, детская консультация.

Жизнь удмуртского народа стала неузнаваемой. Все эти успехи достигнуты под руководством нашей славной коммунистической партии и вождя народов товарища Сталина».


НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ…

В 1930-е годы вместе с повышением уровня грамотности среди широких слоев населения растет и уровень культурных запросов советских граждан. Все больше людей после работы и учебы не желали сидеть дома и не шататься под хмельком по улице, а шли в библиотеки и кинотеатры, с удовольствием посещали спектакли и концерты.

В читальном зале библиотеки имени В.Г. Короленко, 1934 год

Как сообщала газета, летом 1938 года, с 11 по 11 августа, в Глазове с успехом проходят гастроли Воткинского драматического театра. За два месяца театр показал в городе на Чепце 9 постановок самого разного содержания – от двух классических пьес Александра Островского до работ советских и зарубежных драматургов. Особенным успехом среди глазовцев пользовались драмы «Честь» Мдивани, «Тропа шпионов» Александра Дюма-сына, «Мачеха» Оноре де Бальзака, шпионский детектив «Очная ставка» братьев Тур и Шейнина, а также комедия «Мелкие козыри» Виктора Ардова.

Вот что о проблемах культуры в Глазове «Удмуртская правда» писала в августе 1938-го: «Сад на берегу Чепцы запущен. Все развлечения в нем – бильярд и танцы под гармошку. Даже скамеек в саду не хватает. После гастролей воткинского театра – летний театр на замке.

Шесть дней, с 11 по 16 августа, в глазовском кинотеатре шла «Маленькая мама». Все эти дни театр был переполнен. Не ясно ли, что одного кинотеатра для города недостаточно?

В Глазове есть богатая библиотека им. Короленко, в ней около 25 тысяч книг. Известно, что Короленко описал Глазов в очерке «Ненастоящий город». Но книжка эта имеется в библиотеке в единственном экземпляре. Спрос на нее огромный. Работники библиотеки просили Удгиз (Удмуртское государственное издательство) издать этот небольшой очерк отдельной книжкой. Но Удгиз глух к просьбам глазовцев, и библиотекарям пришлось переписывать произведение для читателей.

И последнее. В Глазове более 15 тысяч населения. А районная газета «Ленин сюрес» выходит раз в три дня и только удмуртском языке. В Глазове большая потребность также в районной газете на русском языке».

Со временем этот призыв будет услышан, и в 1940 году глазовская газета начнет печататься на русском языке под названием «Ленинский путь». В 1962 году газета получит свое новое имя – «Красное знамя», под которым она продолжает успешно выходить в Глазове и в наши дни.


Глеб КОЧИН

340



Похожие записи: