По бескрайним просторам России

Музей кочевых народов    

Путешествие в Калмыкию

Продолжение, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=73690.

4 день. Сегодня нас ожидает 5-часовой переезд, а поэтому есть свободное время, и мы отправляемся покупать арбуз, а потом на пляж. На этой стороне Волги, где расположен город, пляжи считаются плохими, поэтому по знаменитому волгоградскому танцующему мосту мы уезжаем на другой берег, на коммерческий пляж. Так я впервые искупался в Волге. Песочек на пляже приятный, но есть мелкая галька, и течение довольно быстрое, надо быть осторожным. Отдых удался на славу, арбуз не подвел, был сладкий.

Обедаем и прощаемся с Волгоградом, нас ждет дорога в Элисту. На границе Волгоградской области и Калмыкии находится монумент «Сайгаки в лучах восходящего солнца». Мы фотографируемся на этом месте и едем в столицу Калмыкии город Элисту, но по пути попадаем в пыльную бурю. Здесь это частое явление, как и нашествие саранчи. Но саранчи в этом году немного, а пыльную бурю мы просто проезжаем насквозь, в машине ничего и не чувствуется, но скорость падает, а при остановке и попытке выйти из машины чувствуется сильнейший ветер.

Монумент «Сайгаки в лучах восходящего солнца»
Пыльная буря

Под вечер мы приезжаем на место, заселяемся и идем ужинать в кафе с национальной кухней. Я заказываю комплекс «Обед калмыка», он включает в себя: махан – баранина в бульоне с картофелем, бериги – аналог пельменей крупного размера, дотур – бараньи потроха с бульоном и зеленью, шолюн – бульон из баранины, борцоки – аналог хвороста, но в форме пончиков и без сахарной посыпки. Еда мне понравилась, но скажу сразу – своеобразно, придется по вкусу не всем. А так у калмыков все в порядке с национальной кухней, а их баранина считается самой вкусной в России, так как овцы там на свободном выпасе, и мясо без специфического запаха, очень нежное.

Обед калмыка

5 день. Просыпаемся и завтракаем. Прямо на шторе столовой знакомлюсь с типичной местной флорой – саранчой, а когда я вышел на улицу, то увидел на тротуаре огромного богомола. Мы встречаемся с нашим экскурсоводом Ириной и отправляемся на центральную площадь Элисты. Калмыки проповедуют буддизм, и это очень заметно. В центре стоит пагода, проходим через нее и отправляемся к воротам. В буддизме все яркое и красочное, пройдя через символические ворота и мимо статуи Будды, мы знакомимся с божеством, которое перекочевало в буддизм со времен язычества, – это Белый Старец. А у стелы с мозаикой происходит наше первое знакомство с народным эпосом калмыков Джангаром, кстати, исполнителей народного эпоса называют джангарчи.

Джангарчи — исполнитель калмыцкого эпоса

Интересен город и огромным количеством различных скульптур и памятников, которые остаются после ежегодных конкурсов-фестивалей скульпторов и потом украшают город. Одна из скульптур – это джангарчи с народным инструментом домрой, на месте его сердца – отверстие, символизирующее, что он свое сердце отдал искусству. Через это отверстие рекомендуется пролезать женщинам и девушкам – после этого их сразу ждет замужество. После обеда мы отправляемся в центральный буддийский храм – самый большой буддийский храм в Европе. Территория большая и живописная, а сам храм богато украшен и ярок, но снимать и фотографировать внутри запрещено. Ирина много рассказывает нам о религии – буддизм интересен и своеобразен, запомнилось, что в храме нельзя поворачиваться спиной к статуе Будды.

Центральный хурул

После храма отправляемся в музей кочевых народов, где в настоящей юрте нас ждут национальные напитки и еда, песни и танцы. Мы узнали много нового о непростой истории калмыцкого народа, увидели красивые национальные танцы и услышали песни под аккомпанемент домры. Ну и устроили фотосессию, перемеряв большое количество костюмов и головных уборов. Мне сотрудники музея по секрету рассказали, что раньше признаком достатка и высокого статуса калмыка являлся его живот. Поэтому пояс под халатом подвязывают так, чтобы подчеркнуть живот, а те, у кого живота нет, могли подложить подушку. Кстати, сам музей расположен на территории шахматного городка Сити-Чесс. Это тоже чудо Калмыкии, специальный город, выстроенный к крупному соревнованию. Сейчас здесь проводятся турниры и готовят юных шахматистов.

6 день. Второй наш день в Элисте. С утра мы идем в буддийский храм на службу. При входе все снимают обувь. Здесь все сидят, но скамейки расположены к Будде боком. На специальных скамейках сидят монахи в позе лотоса и читают молитвы. Очень интересно, но нам пора в путь, поэтому мы потихоньку уходим. Нас ждет поездка к удивительной достопримечательности – одинокому тополю. Ему уже больше 100 лет, по легенде, его посадил буддийский монах, учившийся в Тибете и вернувшийся на родину. В своем посохе он принес семена тополя и посадил их на этом месте. Вокруг на километры голая степь, даже куста нет. А тут такое огромное дерево, облагороженная территория. Вскоре неподалеку появился целебный источник. Тополь и территория рядом считаются местом силы, а вода из источника очень щелочная и полезна для суставов, внутрь пить ее не получится. Вообще, для нас может показаться странным, мы живем в окружении деревьев, а тут на просторах бескрайней степи чувствуешь силу и мощь дерева и радуешься ему.

Одинокий тополь

Возвращаемся в Элисту и отправляемся в музей, здесь рассказывается об истории появления и переселения калмыков. Это удивительный народ. Проживая на территории Средней Азии, они получают разрешение на переселение у царя Василия Шуйского и приходят на эти земли, вытесняют отсюда врагов России ногайцев и сами на многие столетия становятся друзьями и надежными спутниками русского государства.

После обеда едем в так называемый Старый хурул. Это буддийский храм, расположенный за пределами города, куда раньше ездили жители до появления центрального храма. Именно сюда в свое время приезжал далай-лама XIV. Здесь так же красиво и спокойно снаружи, ярко и красочно внутри. Вернувшись в город, мы отправляемся к монументу «Исход и возвращение». Памятник очень своеобразный и символический. В годы Великой Отечественной войны территория Калмыкии попадает в зону оккупации. После освобождения советским руководством принимается решение о выселении калмыков с их территорий. Целый народ, несколько сотен тысяч человек были переселены на Урал и в Сибирь, и только через больше чем десятилетие им разрешили вернуться обратно на свои земли. Монумент символически рассказывает об этих событиях.

Памятник «Исход и возвращение»

А вечером нас ожидает поход в ресторан. Здесь полный зал, красивая атмосфера, а я попробовал конину, конскую колбасу и местный калмыцкий чай с маслом, солью и специями. Лошадей калмыки разводят, но считается, что не очень едят, но в ресторане блюдо есть. Нам пора спать, ведь завтра мы отправимся в настоящую степную Калмыкию.

7 день. Сегодня мы едем в поселок Адык. Он является центром одного из самых крупных и успешных сельхозпредприятий в России. Однако зарплаты, как мы потом узнавали, не радуют, но местным пытаются это чем-то компенсировать – обустройство, хорошие дороги, теплицы и дешевые овощи, бесплатная вода. Скот, и колхозный, и частный, пасется практически самостоятельно на степных пастбищах. Здесь распространено мясное скотоводство, коров, стадами идущих на мясо, не доят, их молоком питаются телята. Рядом находится заповедник «Черные земли», получил он свое название по той причине, что здесь почти никогда не выпадает снег, и территория даже с самолета зимой выглядит как большое черное пятно.

Рядом с поселком располагается уникальное место – Земля Бумба. Здесь есть настоящие юрты, в которых можно остановиться на ночь и отведать национальную еду, можно покататься на верблюде и посетить множество достопримечательностей округи. А в самом заповеднике можно встретить сайгаков. Мы катаемся на верблюде и стреляем из лука. Верблюд очень большой, сидеть на нем и ехать очень непривычно. Кстати, верблюды здесь необычные – они принимали участие в экспедиции Федора Конюхова по пути переселения калмыков. За полгода экспедиция прошла от Монголии до Элисты.

Поющий бархан

Оставляем вещи в юрте и едем на поющий бархан. Это настоящий участок пустыни посреди степей. Мелкий песок, нагретый на солнце, на ветру издает интересные звуки. Здесь сейчас даже проводят фестиваль бархана. Мы погуляли по бархану и нафотографировались, температура под 40, песок обжигает ноги. Кстати, в этом году лето с большим количеством осадков, поэтому степь по пути к бархану зеленеет, да и бархан по краям покрыт растительностью.

Розовое озеро

Следующая точка нашего путешествия – розовое озеро. Расположено оно посреди степи, вода имеет розовый оттенок из-за присутствия рачка. Озеро мелкое, дно сильно заилено и понемногу засасывает, но грязь считается очень полезной. Мазаться я не стал, поверил на слово.

После обеда, состоящего из национальных блюд, мы едем на территорию заповедника искать сайгаков. Эти небольшие животные имеют смешной большой нос, который помогает им летом фильтровать, а зимой согревать степной воздух. Когда-то жили на планете вместе с мамонтами, но мамонтов нет, а сайгаки остались. Хотя они на грани исчезновения, но сейчас их популяция на территории заповедника благополучно восстанавливается. Найти сайгаков в заповеднике – большая удача, территория большая, а они очень пугливы и не подпускают человека ближе чем на 500 метров. Мы переезжаем с места на место, всматриваясь вдаль. И вот я вижу три точки вдалеке, мы смотрим в бинокль, действительно, это пасущиеся вдалеке сайгаки. Мы смотрим на них издалека, а они, заметив нас, резво убегают вдаль, высоко подпрыгивая, вот что значит – скачет как сайгак. Наша «охота» удалась, сайгаков мы увидели, скоро будет закат, и мы переезжаем к настоящему чуду – горящему источнику. Из-под земли наружу через трубу выходит вода, она солоноватая, но пригодная для питья, но вместе с водой в виде пузырьков выходит газ. Если его поджечь, то он горит. Настоящая горящая вода, мы и черпали ее, и фотографировали, тушили и заново зажигали. При этом огонь настоящий, им можно обжечься, а над источником можно готовить еду, как над костром.

Горящий источник

Мы встречаем закат в степи — очень красивое, но и мимолетное зрелище, солнце садится на глазах, и темнеет очень резко. Мы садимся в машину и едем в юрту. Нас ждет уникальное местное блюдо – кюр, переводится как беседа. Чтобы его приготовить, режут барашка, его желудок промывают, а мясо складывают в желудок. Потом все закапывается в землю, а сверху в течение суток горит костер из кизяка. Через сутки землю разрывают, мясо получается нежнейшим. Мы с превеликим удовольствием едим это блюдо и отправляемся спать в юрты.


Окончание читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=74262, https://glazovlife.ru/?p=74540, https://glazovlife.ru/?p=74540.
Сергей РУССКИХ

161



Похожие записи: