По бескрайним просторам России

Путешествие в Калмыкию

Настало время моего отпуска, а это значит, что пора отправляться в путешествие. На лето план был простым – два путешествия, одно из которых в таинственное и неизведанное место, недолгий, но сложный поход, а второе – путешествие по просторам нашей необъятной страны. И для него было выбрано пока еще мало известное туристам направление – Калмыкия.

Путешествие было в составе небольшой группы на микроавтобусе с ночевками в гостиницах. Сбор группы был в Волгограде, но я решил свое путешествие продлить и с другом на его минивене выехал 25 июля рано утром из Перми.

1 день. Выехав из Перми, весь день провели в дороге, проезжаем Удмуртию и Татарстан. Вечером нас ждала ночевка в Ульяновске, но перед этим заезжаем в город Болгар. Когда-то здесь располагался большой город, столица мощного государства – Волжской Булгарии. Длительное время государство соседствовало с Древней Русью, потом было подчинено Золотой Ордой и закончило свое существование вхождением в состав Московского царства. Именно отсюда везли в Удмуртию и Прикамье бусины из цветного стекла. Сейчас здесь на огромной территории в ходе реконструкций и археологических раскопок восстановлен облик этого города. Если соберетесь сюда, выделяйте полдня, территория большая, по ней даже электроавтобус ходит. Множество старинных и восстановленных зданий, мечети, красивейшая набережная, выставочные залы и облагороженная территория. Мы собирались забежать минут на 20, а задержались на 1,5 часа. Еще и поели местных яблок и слив прямо с куста. Поставил на карте России для себя место, где я специально еще раз хочу побывать.

Город Болгар

Нам остается совсем немного, и мы в Ульяновске. Здесь мы будем проездом и переночуем, тем более въезжаем уже под вечер, так что каков этот город, я толком не понял. Но вечером был час времени, и я устраиваю для себя небольшую вечернюю одиночную прогулку. Сходил недалеко до набережной, откуда открывается вид на бескрайнюю Волгу и посетил местный мемориал, посвященный участникам и героям Великой Отечественной войны. Вечером здесь красивая подсветка, много народа, сам мемориал большой, состоит из нескольких зон. Ну а мне было пора возвращаться в гостиницу. Первый день путешествия подошел к концу.

Мемориал, посвященный участникам и героям Великой Отечественной войны, г. Ульяновск

2 день. Просыпаемся утром, завтракаем и едем дальше, нас ждет долгий путь до Волгограда. Постепенно меняется растительность, все меньше становится лесов. В пути мы обедаем и ужинаем, прибываем в Волгоград и заселяемся в гостиницу. Завтра в аэропорту необходимо встретить всю группу, а пока еще не поздно, отправляюсь на вечернюю прогулку.

Для меня непривычной становится местная погода. Время всего 8.30, а уже темно, при этом темнота наступает очень резко. Вечер, но не холодает, так же жарко, девушки ходят в платьях, а парни в футболках и шортах. Приложение на телефоне показывает мне маршрут до Мамаева кургана. Я двигаюсь по улице Рокоссовского и понимаю, что улица вроде и центральная, а тротуара нет. Почти 5 км иду по натоптанной тропинке мимо домов. Одно здание было военным, заглянул в окна, проходя мимо, и видел то дневального, то ребят у тренажеров, писаря за заполнением расписания. У срочников размеренная армейская служба.

Дохожу до конца тротуара и упираюсь в дорожную развязку и мосты. Дорожки нет, есть только тропки, уходящие в темноту в сторону Мамаева кургана. Приходится идти по ним. Позади автострада, мост, огни города. Я поднимаюсь по склону, вокруг темнота и тишина. Вдалеке появляется Родина-мать, а вокруг я слышу только цикад и подозрительные шорохи. Включаю фонарик, в темноту от света фонаря бежит еж, позже я встречу еще одного. Они здесь некрупные, шустрые и ушастые.

Особые ощущения – темнота и тишина, вокруг никого, уже недалеко Родина-мать, и пустынный склон кургана. До мемориала остается совсем немного, и по узкой тропке из зарослей я буквально вырываюсь на благоустроенную территорию. Здесь все красиво обустроено, подсвечено и много народа. Я обхожу огромный монумент, настоящее чудо света. Быстро спускаюсь по лесенкам, по пути осматриваю еще несколько объектов мемориала, вызываю такси и еду в гостиницу.

3 день. Встаем с утра и едем на аэродром, где встречаем остальных членов нашей группы. Пока нас 7 человек, завтра прилетит еще один и в итоге будет 8. С этого момента начинается официальная часть нашего путешествия. В гостиницу заселяться еще рано, и мы едем на небольшое озеро недалеко от Волгограда, буквально километров 20.

Озеро уникально тем, что на нем растут лотосы. Откуда они там, никто не знает, несколько лет назад появились. По одной версии, кто-то привез семена, а по другой – семена лотоса сохраняют всхожесть тысячелетия, и эти семена, лежавшие на дне столетиями, в хороших условиях проросли.

Озеро совсем небольшое, лотосы я увидел впервые в жизни. Они оказались растением с мой рост с огромными розовыми цветками и удивительным запахом, который наполнял всю атмосферу. Первая встреча с лотосами – это, конечно, удивительное зрелище. Мы фотографировались с ними, залезали в воду, нюхали. Цветок, кстати, краснокнижный, рвать нельзя. Мы почти все озеро обошли. Жара становилась неимоверной, мы возвращаемся в Волгоград. Заселяемся в гостиницу, ждем нашего экскурсовода. Строимся перед машиной, гид Виктор своим рассказом переносит нас в 1942 год, когда шла Сталинградская битва, и от ее исхода во многом зависела судьба мира. Мы чувствуем себя солдатами, которых скоро перебросят на другой берег Волги, где нас ждет встреча с врагом.

Экскурсия начинается с Мамаева кургана, где нам рассказывают о самом мемориальном комплексе. Здесь каждый элемент играет свою роль и имеет глубокий смысл. А мы как раз успеваем на смену Почетного караула. Удивительное зрелище, солдаты чеканным шагом проходят в 15 сантиметрах от тебя. После мы отправляемся к Дому Павлова. Это обычная пятиэтажка, которую бойцы удерживали целых 58 дней. Здание пережило войну, оно восстановлено, сейчас это обычный жилой дом. Но с одной стороны пристроена памятная стена. Многие туристы, кстати, часто путают Дом Павлова и мельницу. Видят разрушенное здание со времен войны и считают его Домом Павлова. Но это не так. Здание мельницы расположено через дорогу, построено поволжскими немцами, оно большое и для компенсации сильной вибрации сделаны очень толстые метровые стены. Они и спасли здание от разрушения. По линии максимального приближения фашистов к Волге в Волгограде расположены на постаментах танковые башни, они остались с тех времен. От этих башен до Волги остается где 1 км, где 800 м, река уже на глазах, за 8 минут прогулочного шага можно дойти. Но фашисты не смогли сломить сопротивление наших бойцов, и это расстояние осталось для них непреодолимым.

Дом Павлова
Мельница Гергардта

А мы отправляемся в город-спутник Волгограда Волжский. 300 тысяч населения, строился параллельно с бескрайним водохранилищем и плотиной. Сейчас это крупный промышленный центр. Здесь во многом сохранилась непередаваемая советская атмосфера, архитектура и самое главное – городской парк. Там есть не только аттракционы и прогулочные зоны, но и сохранили советскую парковую скульптуру.

Парковые скульптуры, г. Волжский

А мы едем ужинать и отдыхать. Завтра выезд в Элисту. Но пока есть немного времени, я прогулялся вечером у гостиницы. Оказалось, что совсем рядом расположено легендарное здание элеватора. Длительное время оно было одним из ключевых пунктов обороны города, а у фашистов был выпущен наградной знак «За взятие элеватора». Пора и спать, завтра в путь.

Памятник у элеватора

Продолжение читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=73958, https://glazovlife.ru/?p=74262, https://glazovlife.ru/?p=74540, https://glazovlife.ru/?p=74540.