Деревенские истории

    

Три рассказа Леонида Кунаева из деревни Митино

СТАРУШКА

Один знакомый мужик рассказывал. Мама у него была старой, под 90 лет. А в одной деревне стоял родительский дом. И в эту деревню они привезли свою старенькую маму. Это была очень древняя старушка. Она раньше и жила в этом доме много лет. А когда постарела, слабенькой стала, сын её в город увёз. Старушка уже мало ела, ножки плохо ходили, забывать всё стала. И вот сын с женой решили, что она не сегодня, так завтра помрёт.

Сами они уже были на пенсии и решили, что хорошо бы маму на родине похоронить, рядом с родными. Она ведь уже на ладан дышит, ей почти 90 лет! Дорога в деревню была нелёгкой, но старушка всё выдержала. Жителей там было немного, ближайший магазин через 3 км. Так и стали жить. Сын ловил рыбу, жена разбила грядки, собирала грибы и ягоды в лесу, травку для чая. Подновили старую баньку.

Старушка сначала всё у окошечка сидела, наденет очки и смотрит на травку во дворе, на пруд возле деревни. А потом нашла старые валенки, взяла палочку и стала на крылечко выходить. К ней кот какой-то стал приходить и на колени ложиться. Они так долго могли сидеть вдвоём, старушка гладила кота своей маленькой ручкой, а он тихонечко на её худых коленях лежал да мурлыкал. Солнышко их грело, на пруду утки крякали, а так тишина.

Вскоре старушка стала по двору ходить, валенки большие, сама крошечная, на палку опирается и маленькими шажочками передвигается. Так и до пруда добралась. А там утки угощения просят. Старушка на валенки, чтобы не промокли, калоши надела и стала каждый день к пруду ходить с кусочком хлеба, утяток с утками кормить. Они у нее прямо с ладошки ели, а старушка улыбалась, счастлива была.

Иногда сын ей давал удочку подержать. Старушка поймает одну-две рыбки и кота потом угощает. Так вот и лето прошло, осень, зима наступила, а старушка, всё так же тепло одетая, выходила во двор и даже крылечко подметала. И с котом по заснеженному двору потихоньку, маленькими шажочками гуляла.

Кушать стала лучше, аппетит появился, чай со зверобоем любила, кашу пшённую. В баньку с удовольствием ходила, любила, когда в бане жарко. Сноха её вымоет, старушка от тепла разрумянится, помолодеет – красавица! И так год за годом… Старушка в деревне ещё шесть лет прожила. Все шесть лет вот так в больших валенках и ходила мелкими шажочками по двору, опираясь на палочку. А куда торопиться-то? На тот свет всегда успеется, никуда от этого не деться. Наслаждаться надо жизнью и не думать о плохом. И делать добро.

ОДИНОКИЙ СКВОРЕЦ

Он был один. Целую неделю по утрам он летал к гнезду то с травинкой в клюве, то с какой-нибудь палочкой. Он делал гнездо для своей подруги. Мне почему-то кажется, что это был он. Почему он был один, не знаю. Возможно, подруга отстала в пути, и он её дожидается, а может, погибла, а он не знает и упорно её ждёт. Прилетали по утрам другие скворцы, садились на ветки берёзы, что-то шумно обсуждали и улетали дальше в свои знакомые края, а этот скворец оставался и ждал. Часов до девяти утра он таскал в гнездо прутики и соломинки, затем садился на ветку и самозабвенно свистел, чуть расправив крылья.

Каждое утро я наблюдал за ним. Примерно через неделю прилетела очередная партия скворцов, села на берёзу и начала что-то шумно обсуждать, вроде бы даже ругали одинокого скворца. Почистили пёрышки, немного посидели, затем снялись с веток и улетели неведомо куда. С ними вместе улетел и мой скворец.

Теперь скворечник у моего дома стоит пустой. Каждое утро я смотрю на берёзу, на скворечник, вдруг он снова прилетит, но нет, больше ни один скворец не садится. Нынче скворечник будет пустой…

Фото К. Селиверстова

СЕМЕЙНАЯ ССОРА

Деревенский мужик рассказал. Пoд пoдoкoнникoм y них нa кyxнe пoceлилиcь вopoбьи. Kaждый гoд осенью peмoнтиpyют cвoё жильё, чтo-тo cкpeбyт, дa тaк, чтo отдохнуть невозможно. Mы yжe шyтить ycтaли, чтo oни пoд пoдoкoнникoм вмecтo гнeздa мaлeнькyю пятикoмнaтнyю xaтy строят. Дa eщё пapy кoмнaт пoнaexaвшим, тo ecть пoнaлeтeвшим cдaют зa двa чepвякa в дeнь.
И в пpeдвepии зимы эти лeтyчиe твapи oпять зaтeяли peмoнт. Ho, видaть, кpoмe pacшиpeния жилплoщaди, oни eщё и oбcтaнoвкy в дoмe мeняют. Пocкoлькy oткyдa-тo тacкaют пepья. Haвepнoe, дивaн peмoнтиpyют. Или пepинy нaбивaют. И в cepeдинe дня нaпpoтив гнeздa cидит нa вeткe бepёзы вopoбeй. Пpилeтaeт, пpинocит пepья. Пepвый нaчинaeт нa нeгo чтo-тo чиpикaть, дecкaть, гдe был, пoчeмy зaдepжaлcя? Пpилeтeвший пoпpoбoвaл oтвeтить. Пepья выпaли. Пepвый зaлилcя – дecкaть, дaжe пepья yдepжaть нe мoжeт. Bтopoй пoдлeтeл к пepвoмy, пoдoждaл, пoкa тoт зaткнётcя, и, пo cлoвaм жeны, peaльнo выругался. Kopoткo и пoнятнo. Пocлe этoгo пepвый вopoбeй кaк-тo быcтpo улетел. Haвepнoe к мaмe-воробьихе жаловаться улетел.


121



Похожие записи: