В январе 1919-го…

Сталин и Дзержинский на Пермском фронте, Центральный государственный архив УР    

Сталин и Дзержинский в Глазове

Окончание, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=80658

КОМИССИЯ ИЗ МОСКВЫ

5 января 1919 года партийно-следственная комиссия прибывает в Вятку. Сразу же Дзержинский и Сталин принимаются за срочные меры по спасению III армии от окончательного разгрома. В первой своей телеграмме из Вятской губернии, адресованной председателю Совета Обороны Владимиру Ленину, члены комиссии сообщали:

«Расследование начато. О ходе… будем сообщать попутно. Пока считаем нужным заявить Вам об одной, не терпящей отлагательства, нужде III армии. Дело в том, что от III армии (более 30 тысяч человек) осталось лишь около 11 тысяч усталых, истрёпанных солдат, еле сдерживающих напор противника. Присланные Главкомом части ненадёжны, частью даже враждебны к нам и нуждаются в серьёзной фильтровке.

Для спасения остатков III армии и предотвращения быстрого продвижения противника до Вятки абсолютно необходимо срочно перекинуть из России в распоряжение командарма, по крайней мере, три полка.

На Восточном фронте зимой 1919 года

Настоятельно просим сделать в этом направлении нажим на соответствующие военные учреждения. Повторяем: без такой меры Вятке угрожает участь Перми, таково общее мнение причастных к делу товарищей, к которому мы присоединяемся на основании всех имеющихся у нас данных. Дзержинский, Сталин».

В Вятке члены комиссии остановились в своем поезде особого назначения, стоявшем на запасном пути напротив железнодорожного вокзала. 6 января Сталин вызывает к телефону командующего III армии, находившегося в Глазове, и просит доложить обстановку. В ночь с 6 на 7 января комиссия выезжает в Глазов и по приезде начинает напряженную работу в здании бывшей мужской гимназии, где тогда размещался штаб армии.

Здание Глазовской мужской гимназии


В ГОРОДЕ НА ЧЕПЦЕ

Потребовав от Совета обороны прислать полки, комиссия одновременно стремилась опереться на надежные вооруженные части на местах. 7 января Дзержинский и Сталин отправляют «Предписание № 39» на имя Вятской Чрезвычайной комиссии: «Предписываем Вам без промедления, в полной боевой готовности отправить в Глазов, в распоряжении командарма 3-й армии, Вятский батальон Красных войск ВЧК. О дне и часе получения его и об исполнении донести телеграфно».

Этот батальон был глубоко предан партии большевиков и отличался стойкостью и отвагой. Его 900 бойцов были направлены в боевые порядки III армии.

Совместно с местными чекистами Дзержинский начинает выявлять в волостях Глазовского уезда явных, тайных и предполагаемых врагов советской власти, «железной рукой» очищая от них исполкомы и другие советские и партийные учреждения. В частности, комиссия отметила, что из 4 766 работников и сотрудников советских учреждений города Вятки 4 467 человек занимали те же места, где они работали до революции 1917 года. Естественно, ждать от них полной лояльности партии большевиков было очень трудно.

С 10 января по указанию Сталина в Вятской губернии началось формирование коммунистических отрядов особого назначения. Используя свой опыт обороны Царицына, Сталин немедленно берется за наведение дисциплины на Восточном фронте. Штабы, военные учреждения и командный состав очищались от всех вызывавших сомнение бывших офицеров царской армии. Комиссия проводит основательную «фильтровку» пополнений, прибывавших на фронт. Особенно жесткой чистке подверглась прибывшая в Глазов 3-я бригада 7-й дивизии. Вместо ненадежных элементов в бригаду было принято немало коммунистов.

Помимо «фильтровки», Сталин обращает особое внимание на обеспечение III армии всем необходимым. Он вместе с Дзержинским шлет из Глазова на имя Ленина такую телеграмму: «По приведенным данным на складах Вятского Губпродкома имеется 30 тыс. пудов мороженого мяса. Имея в виду тяжелое состояние армии, питающейся одним хлебом при 35-градусном морозе, просим распоряжения Вятского Губпродкома предоставить Управлению снабжения 3-й армии 10 тысяч пудов».

В итоге комиссии удалось довольно быстро наладить регулярное снабжение красных бойцов продовольствием, зимним обмундированием и боеприпасами. Также шла работа по налаживанию политической работы в воинских частях. Сомнительные комиссары были сняты с постов, а на их место поставили наиболее убежденных коммунистов. В очередной телеграмме в Москву из Глазова Дзержинский и Сталин настаивали «на ликвидации областных и пермских организаций. Это необходимо для ускорения мобилизации политработников в интересах фронта».


ТЫЛ ДЛЯ ФРОНТА

К 17 января по Вятской губернии в Красную армию было мобилизовано 53 433 бойца, 8 240 унтер-офицеров и 829 офицеров. Были приняты меры по укреплению флангов III армии и установлению связи со II армией. Для прикрытия левого фланга III армии по инициативе Сталина в Вятке собрали экспедиционный отряд лыжников.

По предложению Ленина в Вяткой губернии проводится «День винтовки» по сбору оружия у населения для Красной Армии. Было собрано или конфисковано несколько десятков тысяч винтовок.

11 января члены комиссии отправляют еще одно послание в Кремль: «Пробудем в командировке еще пять дней. Результаты расследования сообщить по телефону не представляется возможным, можем лишь сказать, что без серьезных перемен не обойдется. Сталин, Дзержинский».

14 января они получают ответную телеграмму от Ленина: «Получил и прочел первую шифрованную депешу. Очень прошу вас обоих лично руководить исполнением намеченных мер на месте, ибо иначе нет гарантированного успеха».

18 января комиссия на своем поезде отправляется в Вятку. На следующий день был создан Вятский военно-революционный комитет, который в реалиях Гражданской войны становится единственным высшим органом советской власти в губернии. Такие же комитеты со временем появятся во всех уездных городах. В Глазове уездный военно-революционный комитет будет организован 18 марта.

21-го Дзержинский и Сталин снова едут в Глазов. В своем отчете о деятельности комиссии они сообщали: «К 15 января послано на фронт 1 200 надежных штыков и сабель; через день – 2 эскадрона кавалерии. 20-го отправлен 62-й полк 3-й бригады (предварительно отфильтрован тщательно). Эти части дали возможность приостановить наступление противника, переломили настроение III армии и открыли наступление на Пермь, пока что успешное. Продолжается насаждение крепких революционных организаций в деревне. Перестраивается на новый лад вся партийная и советская работа. Очищен и преобразован военный контроль. Очищена и пополнена новыми партийными работниками губернская чрезвычайная комиссия».

Как потом говорил сам Сталин: «Тыл для фронта – первое дело, ибо он, и только он, питает фронт не только всеми видами довольствия, но и людьми – бойцами, настроениями и идеями».

Комсомольцы Глазовского уезда на Восточном фронте, 1919 год


НОВЫЙ ЭТАП ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Своими жесткими мерами, вплоть до расстрела отступающих и показательных казней виновных, Дзержинскому и Сталину удается преодолеть последствия пермской катастрофы. Почти разгромленная III армия не только остановила наступление колчаковцев, но и сама переходит в наступление. 22 января 29-я дивизия занимает станцию Менделеево (в 95 км от Перми), а 30-я дивизия входит в Нытвинский завод. В конце января III армия уже ведет бои всего в 40 км от Перми.

25 января Дзержинский и Сталин возвращаются в Вятку, а 27 – едут в Москву. Всего партийно-следственная комиссия Совета обороны находилась в Глазове больше двух недель.

4 марта, после небольшой передышки, армия адмирала Колчака начинает новое наступление. После трехдневного сражения Восточный фронт был снова прорван. В конце марта жестоко потрепанные части III армии, оставив Пермскую губернию, отступили на территорию Глазовского уезда. Огонь сражений охватывает почти всю территорию Удмуртии.

Весной 1919 года Восточный фронт становится главным для страны Советов. По призыву Ленина тысячи добровольцев отправились на восток. 2 июня колчаковцы без боя войдут в Глазов. Однако уже 13 июня белогвардейцам придется отступить и оставить город. К концу июня войска адмирала Колчака будут разгромлены и окончательно изгнаны из пределов Глазовского уезда.


ПАМЯТЬ

После Царицына, Вятки и Глазова Сталин окончательно закрепляет за собой репутацию властного и жёсткого руководителя, сторонника жестких мер и умелого организатора, обладающего огромной энергией и работоспособностью, способного переломить неблагоприятные обстоятельства в нужную для партии сторону.

Память о пребывании в Глазове двух руководителей советского государства хранится до сих пор. Со временем в здание мужской гимназии, где они работали, разместился сельскохозяйственный техникум. В 1940-е годы в одной из комнат учебного заведения были выставлены картины и документы, повествующие о событиях, происходивших здесь в январе 1919-го. Как писала в 1949 году газета «Ленинский путь», «рабочие заводов и фабрик Глазова, крестьяне из самых дальних колхозов приходят посмотреть те места, где великий Сталин выковывал победу над Колчаком».

В 1969 году, в связи с 50-летием освобождения Глазова от колчаковцев, в здании совхоза-техникума была воссоздана «Комната-музей работы партийно-следственной комиссии в составе Ф.Э. Дзержинского и И.В. Сталина в г. Глазове в январе 1919 г. по восстановлению боеспособности III армии Восточного фронта». Она продолжает работать и в XXI веке. Там можно увидеть мебель и телефонный аппарат той далекой поры, бюсты Сталина и Дзержинского, а также подлинные винтовку Мосина, берданку, штык, ножны к клинкам и ржавый кулацкий обрез времен сражений Гражданской войны.

Экспонаты комнаты-музея Глазовского технического колледжа
В комнате-музее Глазовского технического колледжа

В 1970-м на внутреннем дворе учебного корпуса был установлен бюст основателя и председателя ВЧК. А 7 января 1978 года совхозу-техникуму было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского. Его памятник и в наши дни украшает территорию Глазовского технического колледжа.



Глеб КОЧИН

89



Похожие записи: