Священник из села Ухтым

Колокольня и Покровская церковь села Ухтым, художник Татьяна Дедова    

Судьба отца Василия и его дочери Ларисы


ГЕРОЙ ФИЛЬМА

Сорок лет назад, в мае 1983 года, на экраны Советского Союза выходит художественный фильм «Нас венчали не в церкви». Сюжет этой мелодрамы был основан на реальной истории любви молодого революционера-народника Сергея Синегуба и дочери сельского священника Ларисы Чемодановой.

Афиша фильма «Нас венчали не в церкви», 1982 г.

Фильм был тепло принят многими кинозрителями. Но гораздо большую широкую популярность и неувядаемую до сих пор любовь в народе получит исполненный в кинокартине чарующим голосом Елены Камбуровой романс «Любовь и разлука» на стихи поэта Булата Окуджавы. Для этой песни композитор Исаак Шварц создает красивую незабываемую мелодию. В тот же год в финале Всесоюзного конкурса «Песня-83» по Центральному телевидению этот романс исполнит другая, не менее популярная певица Людмила Сенчина.

Святая наука – расслышать друг друга
Сквозь ветер, на все времена!
Две странницы вечных – любовь и разлука –
Поделятся с нами сполна…


Но мало кто из поклонников песни и фильма знает, что вся волнующая история знакомства и зарождения любви Сергея Синегуба и Ларисы произошла в Вятской губернии – в селе Ухтым Глазовского уезда. Прототипом одного из главных героев фильма – отца девушки – станет местный священник Василий Чемоданов.

Отец Василий принадлежал к числу наиболее выдающихся и одаренных представителей вятского духовенства. Это был человек очень неординарный и разносторонний по своим талантам. История его не очень долгой жизни, наполненной добрыми делами и неустанными трудами, заслуживает отдельного рассказа.

Село Ухтым, начало ХХ в.

ХРАМЫ СЕЛА УХТЫМ

Протоиерей появился на свет в 1833 году в семье священника. Его отец, дьяческий сын Афанасий Григорьевич Чемоданов, в декабре того же года становится священником Троицкой церкви села Ошланского Нолинского уезда. Но уже в июле отец Афанасий по его просьбе переводится в село Ухтым Глазовского уезда, где служили родственники его супруги Марии Николаевны.

От Ухтыма расстояние до Вятки составляло 120 верст, а до уездного Глазова – верст 113. Как в 1876 году писал сам священник Василий Чемоданов, село расположилось «на правом, довольно высоком, берегу реки Ухтыма, протекающего с юга на север против села, и впадающего потом на северо-восток в 6 верстах от села в реку Косу. На северной стороне села Ухтымского пролегает коммерческий тракт, идущий из г. Глазова в г. Нолинск».

Село Ухтым, начало ХХ в.

Согласно сведениям, собранным отцом Василием, село Ухтым было основано в начале XVIII века. Около 1700 года в соседней деревне Ухтымской, «называемой в простонародии Вотскою», была поставлена часовня с иконой Св. Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. Тем не менее удмурты, жители деревни, по словам отца Василия, как «злые и упорные язычники, закоснелые в своих суевериях, всеми мерами препятствовали между их домов постройке церкви. Поэтому постройка церкви перенесена была на то, никем тогда не занятое место, на котором теперь расположено село Ухтым».

Первая маленькая деревянная церковь была построена на пустыре в 1703 году. Спустя два десятка лет, в 1722-м, в селе Ухтымском вместо обветшавшего храма возводят другую бревенчатую церковь. В 1766 году начнут строить каменный храм. Через 11 лет он будет освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Однако число прихожан довольно быстро росло. Покровский храм был признан мало вместительным, в 1847 году его разберут. Тогда же при большом стечении народа в селе Ухтым была заложена теплая церковь.

Строительство велось на средства прихожан, кирпич для храма готовили и обжигали здесь же, в Ухтыме. В 1849-м вместе с теплым храмом строят огромную каменную трехэтажную пятиглавую колокольню.

Колокольня и Покровская церковь села Ухтым, 1900 г.

В период с 1862 по 1867 год рядом с ней возводят большую пятикупольную Покровскую холодную церковь. Храмы Ухтыма с их изящными портиками и огромными колоннами поражали своим великолепием. Купола Покровской церкви и колокольни были хорошо видны из соседних деревень. Звон 311-пудового колокола, который отбивал время через каждый час, далеко разносился по всем окрестностям. Храмы окружала каменная ограда с ажурной чугунной решеткой, а внутри все было засажено деревьями и цветами.


СВЯЩЕННИКИ ЧЕМОДАНОВЫ

О служении священника Афанасия Чемоданова в селе Ухтым писали так: «Поведения очень хорошего. О улучшении веры и нравственности прихожан своих заботится весьма усердно, объясняя им закон Божий и в дому своем, кроме поучений, говоримых в церкви в положенное уставом время». В сентябре 1874-го отец Афанасий уйдет из жизни.

Его старший сын Василий пойдет по стопам отца. Сначала мальчик учился в Нолинском приходском, а затем в Вятском духовном училище. В 1854 году он оканчивает богословский курс в Вятской духовной семинарии с аттестатом первого разряда и получает звание студента. Много лет спустя об отце Василии в некрологе на его кончину скажут, что «еще на школьной скамье он заметен был, как юноша талантливый. Всегда внимательный, деятельный, он занимал видное положение между товарищами, а за скромность и успехи был любим училищным и семинарским начальством».

Вятская духовная семинария

Высшего образования в духовной академии он «не получил только по воле своего родителя, пожелавшего передать ему свое излюбленное место». В 1855 году Василий Чемоданов становится священником Покровской церкви села Ухтым.

Священник села Ухтым Василий Чемоданов

КРАЕВЕД И ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Отец Василий прослужит на Ухтымском приходе почти 40 лет, оставив «по себе добрую память, как пастырь учительный, умный устроитель прихода и храма, талантливый педагог и энергичный деятель против раскола».

Супругой отца Василия стала «священническая дочь» Анисия Александровна. В большой семье Чемодановых на свет появилось 2 сына и 7 дочерей. По словам автора некролога, «отдавшись вполне делам служебным», священник, «как прекрасный семьянин, находил время заняться и со своими детьми. К поступлению в учебные заведения готовил их сам, а с последними из дочерей проходил почти весь гимназический курс, так что его дочери, с домашнею подготовкою, сдавали экзамен на звание домашних учительниц».

В 1862 году Вятской губернский статистический комитет подает запрос на имя духовной консистории, чтобы она указала «таких лиц из духовенства, которые по любви к науке, по участию в местных интересах и по образованию своему могут быть избраны в Действительные члены Комитета». В список духовных лиц войдет и священник Василий Чемоданов.

К своим новым обязанностям батюшка отнесется очень добросовестно. «Вятские епархиальные ведомости» печатают большой труд священника «Исторические сведения о селе и приходе Ухтымском» с рассказом о начальном этапе истории села Ухтым в XVII-XVIII века и старинных реликвиях, хранящихся при Покровском храме.

В «Календаре Вятской губернии» за 1880 год была опубликована работа отца Василия «Особенности русского наречия в Ухтымском приходе и смежных местностях». А в 1887-м «Вятские епархиальные ведомости» разместят на своих страницах выдержки из «Отчета миссионера южной полосы Глазовского уезда за 1886 год» священника Чемоданова.


ЗА ВСЕХ СДЕЛАТЬ, ЧТО МОЖНО…

В некрологе также сообщалось: «В своей частной жизни, где приходилось сталкиваться с людьми всякого звания, о. Василий всегда являлся добрым советником, защитником слабых и угнетенных. Хорошо знакомый с действующими законами и обладая достаточным опытом, он часто помогал и сослуживцам, и прихожанам в их недоразумениях, а подчас выручал из беды. «Всем услужить, помочь, за всех сделать, что можно – было девизом его жизни. Для всякого, а особенно для крестьян, у него был даже свой подходящий язык».

Зять священника революционер Сергей Синегуб так характеризовал отца Василия: «Был человеком с характером боевым, далекий от елейного поповского настроения, развитой, образованный и недостаточно уживчивый. Со своими товарищами попами он не жил в дружбе. Будучи большим законоведом, он помогал советами в сутяжничестве всем, кто только обращался к помощи его юридического таланта.

Красивый, высокий, худощавый, несколько сутуловатый, о. Василий в своем священническом облачении и бархатной темно-лиловой камилавке производил во время службы в храме внушительное впечатление и служил, как говорится, красиво.

Большой любитель пения и музыки, он прекрасно играл на гуслях, играл самоучкой по слуху на фортепьяно, и когда пел под аккомпанемент того или иного инструмента, а петь он умел, то слушать его было приятно, хотя в то время, когда я его слыхал, у него уже не было ни молодой силы голоса, ни былой чистоты его».


ОТЦЫ И ДЕТИ

Старшая дочь отца Василия Чемоданова Лариса училась в духовном училище за счет вятского владыки Аполлоса. Там девушка становится ближней подругой Анны Кувшинской, служившей в учебном заведении на должности классной дамы. Вскоре Анна Дмитриевна отправилась в Санкт-Петербург, где вошла в состав нелегального кружка народников-«чайковцев». Вслед за ней 16-летняя Лариса Чемоданова, увлекшись революционными идеалами, тоже пожелала уехать в столицу.

Сначала отец Василий сочувственно и даже поощрительно относился к ее стремлению служить народу. Но затем заявил, что не хочет, чтобы дочь стала «развратной стриженой девкой» и начал ее готовить к замужеству. В ответ Лариса, дождавшись отъезда родителей, попыталась сбежать из дома. Однако отец Василий догнал ее в Нолинске и заставил вернуться в Ухтым. Тогда Анны Кувшинская, чтобы «освободить» девушку, задумала организовать фиктивный брак.

В 1860-70-е годы такие фальшивые свадьбы часто являлись для женщин единственным способом начать самостоятельную жизнь. В течение всего XIX века считалось неприличным, если девушка из хорошей семьи выходила на улицу без сопровождения. Для дальней поездки она должна была просить паспорт у отца или мужа. Сыграть роль жениха предложили члену кружка «чайковцев», талантливому пропагандисту и сыну помещика Екатеринославской губернии Сергею Синегубу. Ему был 21 год, и он учился в Санкт-Петербургском технологическом институте.

Сергей Силыч Синегуб в Сибири
Лариса Чемоданова-Синегуб, 1873 год


ФИКТИВНЫЙ БРАК

12 октября 1872 года Сергей Синегуб приезжает в село Ухтым. Поселившись на постоялом дворе, юноша, по его словам, «одетый во все франтовское», в тот же день отправляется в дом отца Василия. Представившись хозяину, нежданный гость начинает со священником неторопливый разговор. Но тут в гостиную внезапно врывается Лариса, которую друзья успели заранее предупредить о грядущем приезде «жениха».

Как потом вспоминал Сергей Синегуб, на пороге появилась «стройная, довольно высокая, с чудными глазами, бледная девушка. Я стремительно поднялся со стула. Еще момент – и чудная молодая красавица, с криком – «Наконец-то ты, Сережа, приехал» – кинулась ко мне, обвила мою шею руками, и уста наши слились в такой страстный поцелуй, какой редко бывает на белом свете!.. Эффект был поразительный!»

Естественно, родители Ларисы были сильно шокированы такой сценой. Сергею долго пришлось объяснять, что он якобы горячий поклонник Ларисы еще со времен ее пребывания в духовном училище и что они давно любят друг друга. Ему все-таки удалось убедить в том родителей девушки и расположить их к себе. На следующее утро молодой человек, по предложению священника, переезжает в его дом.

Целый месяц Сергей и Лариса, взявшись за руки, под присмотром младшего брата невесты, совершали романтические прогулки по окрестностям или скромно сидели в комнате вдвоем. Жениху пришлось вести долгие обстоятельные беседы со священником и матушкой Анисией. Поначалу отец Василий сомневался: «Не фиктивный ли это брак затевается?» Но со временем он окончательно поверил гостю из Санкт-Петербурга, который тем временем все сильнее проникался чувством к своей «невесте».

Затем отец Василий вместе с Сергеем Синегубом, супругой и дочерью отправился в Вятку к епископу Аполлосу. Владыка тоже поверил молодому человеку и дал свое благословение на брак. В семье Чемодановых срочно готовили приданое для невесты.


СЕМЬЯ СИНЕГУБ

Венчание состоялось 12 ноября 1872 года в церкви села Ухтым. Вскоре молодожены уезжают в столицу, где на время расстаются. Лариса поселилась в женской коммуне. А Сергей, считая любовные чувства глупостями по сравнению с работой на благо народа и не желая на правах мужа посягать на свободу Ларисы, уходит с головой в революционную агитацию среди рабочих. Вскоре он, с целью пропаганды среди крестьян, оправляется народным учителем в школу в селе Губин Угол в Тверской губернии.

В феврале 1873 года к нему на помощь приезжает на работу учительницей его «законная» супруга Лариса. Совместная работа в школе и среди крестьян сильно сблизили молодых людей. В один из вечеров Лариса призналась «мужу», что любит его и что таить это чувство ей больше не под силу. Для Сергея это стало неожиданностью и, по его словам, он «чуть с ума не сошел от счастья». Так брак Синегубов из фиктивного стал настоящим.

Сергей и Лариса, вернувшись в июне в Санкт-Петербург, ведут подпольную работу. В то время дочь священника дружит с революционеркой Софьей Перовской, которая в 1881 году станет организатором убийства императора Александра II и будет казнена. В ноябре 1873-го супруги Синегуб были арестованы. Лариса из-за недостаточности улик была выпущена на свободу. А Сергей долго сидел в Петропавловской крепости, и в январе 1878 года по громкому делу «193-х» был приговорен к 10 годам каторжных работ с последующим бессрочным поселением в Сибири.

Тем временем Лариса вместе с Софьей Перовской оказывает помощь своим товарищам, томящимся в тюрьме. После приговора Сергею она идет к шефу корпуса жандармов Мезенцову и с трудом добивается права отправиться к мужу в Сибирь.

После каторги в Каре супруги Синегуб получают права вольных поселенцев и в мае 1881-го переезжают в Читу. Затем они живут в Благовещенске и Томске. Сначала они готовят к поступлению в гимназию детей местных чиновников, золотопромышленников и купцов. Затем Сергей Силыч трудится в конторе на золотых приисках. Кроме того, супруги занимаются литературной деятельностью, отправляя статьи в газеты и журналы Сибири и Дальнего Востока, работают редактором и корректором «Амурской газеты».

В семье Синегубов один за другим появляются на свет 5 сыновей и 5 дочерей. Но Сергею и Ларисе неоднократно придется пережить смерть своих детей. Сначала в 17 лет застрелился старший сын Сергей. Затем нелепо погибает 15-летняя Наталья. От тяжелой болезни умирает 4-летняя Шура.

В 1904 году на русско-японской войне гибнет сын Анатолий. А в 1907-м в Томске от разрыва сердца скончался и сам Сергей Синегуб.

Супруги Синегуб со своими детьми, конец XIX в.

Лариса Васильевна переживет мужа на 16 лет. Еще один ее сын, Лев Синегуб, выпускник Петербургского университета, вступает в партию эсеров. По приговору военного суда он будет повешен 17 февраля 1908 года за участие в организации покушения на министра юстиции Щегловитова. Эта казнь послужит сюжетом для «Рассказа о семи повешенных» известного писателя Леонида Андреева.

В годы Гражданской войны колчаковцами будет расстрелян сын Владимир. И тогда Лариса Васильевна берет на себя заботы о воспитании трех оставшихся сиротами малолетних внуков. На склоне лет вдова Синегуб продолжала заниматься литературой и публицистикой. При советской власти старой революционерке была назначена усиленная пенсия по литеру «А». Зимой в начале 1923 года она заболела воспалением легких и 23 февраля умерла в Томске в возрасте 68 лет.

Лариса Чемоданова-Синегуб, начало 1920-х гг.


СЕМЬЯ ОТЦА ВАСИЛИЯ

Еще одна дочь отца Василия, Любовь, в 1874 году сбежит в Вятке от родителей и тоже, как и Лариса, уйдет в революцию. Работала в тайной типографии организации «Народной воли», была осуждена Петербургским военно-окружным судом по процессу «14-ти» и отбывала ссылку в Восточной Сибири. Она уйдет из жизни в Чите в 1934 году.

Остальные же дети священника изберут себе совсем другую судьбу. Старший сын Николай служит врачом в городе Уржум. Другой сын, Владимир, окончит юридический курс Императорского Казанского университета. Дочь Анисия выйдет замуж за глазовского земского врача Павла Тихова. Екатерина будет женой агронома в Новгороде. Вера трудится учительницей в земской школе в Ухтымском приходе. А младшая дочь Серафима станет первым библиотекарем в Ухтымской библиотеке, открытой в 1897 году.

Священник Василий Чемоданов умрет 11 апреля 1894-го, на 61-м году своей жизни. Причиной его кончины станет «паралич сердца». В некрологе на смерть ухтымского батюшки, размещенном в «Вятских епархиальных ведомостях» и «Вятских губернских ведомостях», писали: «Покойный оставил по себе добрую память, как пастырь учительный, умный устроитель прихода и храма, талантливый педагог и энергичный деятель против раскола.

Тщедушный, слабого сложения по природе, он отличался замечательной выносливостью, и неутомимо работал на приходе 40 без малого лет. Только за последние годы его усиленная, энергичная работа по противураскольнической миссии, делу для него новому, надорвала его немолодые силы, а частые поездки и публичные с упорными ревнителями старины прения, соединенные с умственным напряжением и волнениями, сломили его хрупкий организм.

Из последней поездки по делам миссии он вернулся уже больным, но не привыкшим давать себе отдых и пользоваться пособиями медицины при чувстве недомогания. Он продолжал работать по церкви и приходу до окончания поста. В неделю Ваий (т.е. Вербное воскресение), по-видимому, без труда, он служил литургию и вечерню, а в 3 часа утра почувствовал себя очень дурно и в 3 же часа пополудни скончался. Смерть похитила его внезапно, но не застала его не готовым. Он умер с полным сознанием, как истый христианин и пастырь, напутственный Св. таинствами».

Священник был погребен при Покровской церкви села Ухтым. На его могиле поставили памятник, на котором в камне была выбита надпись:

Прости, мой друг,
Молись за меня,
Скоро увидимся с тобой.


После смерти отца Василия его супруга, матушка Анисия, осталась жить в селе Ухтым в собственном доме с младшими дочерями Серафимой и Верой. В 1900 дом Чемодановых сгорит в пожаре, и вдова навсегда покинет Ухтым.


ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОКРОВСКОГО ХРАМА

В 1935-1936 годы величественная колокольня в селе Ухтым была разрушена до основания, а в 1939-м сам Покровский храм был закрыт властями. В 1940-е годы в церкви разместили маслобойню, где делали льняное масло. В 1958 году храм передали под зернохранилище, а в подвале хранили колхозную картошку. Кроме того, здесь устроили цех по производству комбикорма. В 1970-е на месте иконостаса установили зернодробилку. Зерно же в церкви хранили вплоть до 1985 года.

Со временем история фиктивного брака и любви супругов Синегуб послужит сюжетом для художественного фильма «Нас венчали не в церкви». Авторами сценария стали известный историк и писатель Натан Эйдельман и драматург Александр Свободин.

Режиссером фильма стал популярный киноартист Борис Токарев. В 1978 году он возглавил экспериментальное молодежное творческое объединение «Дебют». Согласно рассказам жителей Ухтыма, первоначально кинематографисты из Ленинграда собирались приехать к ним в село, где и происходили основные события по сюжету фильма. Но увидев неприглядное состояние Покровского храма, Борис Васильевич в 1982 году выбирает для съемок родные места – город Боровск Калужской области и его окрестности.

Борис Токарев

Начинающему режиссёру Токареву удалось собрать для своего фильма прекрасную команду. Роль Сергея Синегуба досталась Александру Галибину, а роль Ларисы Чемодановой – очаровательной Наталье Вавиловой. Отца Василия прекрасно сыграл Пётр Вельяминов, а роль матушки Анисии исполнила Галина Польских.

Кадр из фильма «Нас венчали не в церкви»

Недавно жители села Ухтым приступили к восстановлению полуразрушенного здания Покровской церкви. В 2017 году на главном куполе храма при большом стечении народа был установлен крест. Постепенно были восстановлены купола и кресты. В 2022-м завершились работы по наведению кровли, начались внутренние работы по очистке старой заплесневелой штукатурки и восстановлению кирпичной кладки.

Реконструкция идет на посильные пожертвования неравнодушных людей из разных уголков нашей страны. Поэтому остается надежда, что храм села Ухтым, в котором прошла почти вся наполненная трудами жизнь священника Василия Чемоданова, спустя годы разрухи и забвения будет возвращен к жизни и обретет свою первозданную красоту.

Глеб КОЧИН


123



Похожие записи: