Бабушка Надя

    

Верно гласит народная мудрость: жизнь прожить – не поле перейти

Во всякое время года я люблю гулять по поселку Западный. Утром топятся печи, приятно пахнет дымом, летом воздух чист, легко дышится. Вот и недавно зимним морозным днем, гуляя по поселку Западный, перешла речку через мостик и пошла по улице Вятской. У кирпичного дома заметила бабушку. Она легко чистила от снега тропинку до ворот дома.

Мне стало интересно, сколько же ей лет? Большая лопата в руках играла, как игрушка. Солнце слепило глаза. Женщина ловко воткнула лопату в снег, подошла к поленнице, сняла охапку дров и занесла домой. Через несколько минут снова вышла, и мы разговорились. Пригласила в дом, поставила чай. О прошлой жизни всем бабушкам говорить хочется. Я заметила еще раньше у подъезда своего дома, как они ищут собеседника. Дети их не слышат. У них свое время, свои интересы, своя работа.


МНЕ ВСЕГДА ВЕЗЛО

Надия Галилуевна Касимова родилась в 1932 году в деревне Бектыш Балезинского района. Ей 92 года, худенькая, но сильная. По национальности татарка, хорошо владеет удмуртским и русским языками. Спросила: «Что означает имя твое?» Она ответила: «Инмарлы матын». Жизненный путь (ближе к Богу). Ее судьба мало чем отличается от тех, кто жил, работал, страдал, голодовал в эти годы.

«Мне всегда везло в жизни, – сказала она – видимо, действительно, имя помогало. Я была очень сильная, не болела, всякую работу выполняла хорошо, поэтому у меня много медалей и поощрений. У матери было трое детей. Двое утонули в реке, когда переплывали на другой берег, чтобы собрать на еду всякую траву. Мать работала в колхозе свинаркой. Отец погиб сразу в 1941 году. Деревня была небольшая, всего 24 дома, а детей много. До школы 5 километров. В школу возили детей на единственной лошади. Через 2 года и эту лошадь отправили на фронт. Так, с двухклассным образованием и прожила 92 года».

Когда исполнилось 9 лет, председатель вместо матери попросил пасти свиней, а маму отправил на другие работы в поле. Рабочих рук не хватало, одежды нет, лапти быстро изнашивались.

На базаре иногда продавали их, но стоили дорого – 120 рублей. Подросла, работала в колхозе на разных работах. На вид эта женщина стройная, чувствуется искорка молодости в глазах. «Надо бы операцию на глаза делать, – говорит. – Да и стоит ли, думаю? Немного вижу, и то хорошо».

Однажды в деревню приехал из деревни Кестым жених на лошади. Его родители почти насильно увезли ее к себе. «Не понравился он мне, не любила, терпела», – говорит. Спрашиваю: «А чем не понравился?» «Неряшлив, некрасив, ленив», – ответила в сердцах.

Но пришлось ей смириться, так как семья жениха была состоятельной, даже хлеб на столе был. Свекровь буквально ездила на ней. Всю работу по хозяйству справляла Надия.


НЕ ЖАЛЕЯ СЕБЯ

Когда ей исполнилось 20 лет, устроилась на работу в Балезинский леспромхоз. Нелегко приходилось справляться с бревнами. Их сначала замачивали в бассейне, потом ошкуривали, сортировали, вытаскивали из воды баграми. Однажды Надия не заметила, как два бревна зацепились друг за друга, при этом ногу девушки затянуло между ними. Колено распухло, болело. Директор ЛПХ уговорил ее не обращаться в больницу, дал короткий отпуск и аванс. Боялся за свою репутацию. За несоблюдение техники безопасности отвечал сам директор. Нога так и неправильно зажила, иногда беспокоит даже сейчас.

Работала дальше помощником рамщика, тоже опасное место, затем станочницей. О себе говорит так: «Себя не жалела, трудилась. Поэтому ценили люди, портрет на Доске почета был».

В 70-е годы переехала с мужем в Глазов. Имели пятерых детей. У всех детей взрослых свои судьбы. Муж вскоре умер, а в течение жизни они поставили 5 домов.


ДОВОЛЬНА ВСЕМ

В 1997 году купили с дочерью землю в поселке Западный, построили дом. В эти годы Надия успела еще поработать на ЧМЗ в столовой № 8. И там ее ценили за добросовестную работу. Память у женщины исключительная для ее возраста. Все даты жизни, как на ладони.

И вот живет в своем доме, ждет, когда газ проведут. «Живу при десятом правителе страны. Ценю только Сталина и Путина, – говорит. – При Сталине была дисциплина. Мы преодолели трудности в военные годы. А при Путине – прогресс большой, дороги хорошие, в магазинах есть все и многое другое. Говорят, в СССР лучше жилось. Попробовали бы они жить в моем времени и на моем месте без всякого механизированного производства, да по 12 часов в сутки. Если бы я чуток моложе была, и глаза хорошо видели, поехала бы к президенту и в ноги поклонилась. Пенсия моя, как ветерана тыла, хорошая. Я довольна всем. А молодежи чего-то все не хватает, им бы звезды с неба в руки падали сами, деньги, лежа на диване, приходили. С детства надо и их приучать к труду!» – так резко кончила беседу бабушка Надя.

Я подумала, наверное, она во многом права. Хотя у каждого человека свое время, своя дорога…

Фина ПЫХТЕЕВА

794



Похожие записи: