Сельская учительница

Учительница Таня Барамзина с сестрой Лидией, 1930-е годы (из фондов ЦДНИ УР)    

Четыре года жизни Тани Барамзиной в Глазовском районе (1936-1940)

На 2024 год приходятся две памятные даты, связанные с судьбой нашей прославленной землячки Татьяны Барамзиной. 5 июля исполнится 80 лет со дня ее трагической гибели в бою. 19 декабря Глазов отметит 105-ю годовщину со дня рождения Тани.

В связи с этим наша газета в течение года планирует серию публикаций, посвящённых не очень долгой жизни и героическому подвигу девушки из Глазова.

Имя нашей прославленной землячки − Героя Советского Союза Татьяны Николаевны Барамзиной − и в наши дни остается известным далеко за пределами Удмуртии. Помнят о Тане и в Глазовском районе − в селе Парзи, в деревнях Омутница и Качкашур. Здесь в местных сельских школах начиналась трудовая биография будущей героини.

Сельская учительница Таня Барамзина
(из фондов Глазовского краеведческого музея)


ДЕВУШКА ИЗ ГЛАЗОВА

Первые уроки педмастерства Таня получила еще в Глазове, когда училась в городской семилетней школе № 2 фабрично-заводского обучения. В том учебном заведении, помимо общеобразовательных предметов, дети изучали счетоводство, делопроизводство, статистику, музыку, пение и дошкольное воспитание. Для закрепления полученных основ профессии педагога Таня вместе с одноклассниками часто ходила на дежурства в детский сад. Писатель Виталий Николаев рассказывал: «Туда никто не шел с пустыми руками. Мальчики заранее вырезали в столярке фигурки из дерева, а девочки шили тряпичных зайчиков и медведей, рисовали героев русских народных сказок».

Здание семилетней школы № 2, Глазов, 1953 год

В 1934 году Таня Барамзина успешно заканчивает семилетку и переходит в только что образованный 8-й класс своей школы. Девушка мечтала стать учительницей и собиралась после школы поступать в Глазовский педтехникум. Но суровые жизненные обстоятельства помешали осуществлению ее планов.

Еще в 1930-м семья Барамзиных была раскулачена за торговлю печеным хлебом. Спустя год умирает отец Тани − Николай Макарович. Чтобы прокормить семью, мать Марфа Митрофановна начала торговать пирогами, которые сама выпекала в домашней печи. Но в 1933-м ее отдали под суд по обвинению в спекуляции. Марфу Митрофановну приговорили к административному сроку заключения и конфисковали ее дом. Долгое время семья была вынуждена жить в собственной бане.

Кроме того, в середине 1930-х у старшей сестры Тани – Натальи – родился сын Натан. Отец мальчика умер, когда Натан был совсем маленьким, и Марфе Митрофановне приходилось помогать дочери и внуку. Поэтому девушке пришлось думать не о продолжении учебы, а о поисках работы, чтобы не оставаться обузой для матери и сестер.


В ШКОЛЕ СЕЛА ВЕРХНИЕ ПАРЗИ

В начале 1930-х годов в Советском Союзе был взят курс на повышение общекультурного уровня населения всей страны. Повсюду шло масштабное строительство новых школьных зданий, организовывались дополнительные классы и учебные заведения. Но для только что образованных школ катастрофически не хватало педагогических кадров. Дело доходило до того, что в учителя начальных классов принимали почти всех, кто желал работать в школе и имел образование хотя бы в объеме семи или даже четырех классов. По реалиям того времени 17-летняя Таня Барамзина с ее восьмью классами выглядела вполне достойно.

Осенью 1936 г. девушка становится учителем географии в большом селе Верхние Парзи, стоявшем в 30 км от Глазова. В начале 1930-х начальная школа села была преобразована в семилетку. Занятия проходили в деревянном здании, построенном в 1909 году. Учительский коллектив состоял из 12 человек, а число учеников доходило до 364. Семи классных комнат не хватало, и уроки в Парзинской школе шли в две смены.

Старое здание школы в селе Верхние Парзи, 1954 год


МОЛОДАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА

Таня Барамзина вела уроки в старших классах семилетки. Много лет спустя ее ученица Людмила Селиверстова так вспоминала о своей учительнице: «Татьяна Николаевна интересно нам, деревенским девочкам, по географии рассказывала, очень живо, во время урока все ходила туда-сюда по классу. Мне ее голос очень понравился − как быстро и звонко она говорила, как красиво у нее это получалось.

Входила в класс всегда с улыбкой, розовые щёки, очень симпатичная девушка, было приятно смотреть. Не с учебника рассказывала, а с дополнительной литературы. Говорила, что из учебника сможете сами прочесть. Однажды я спросила, где она находит дополнительный материал, что очень интересно, и тоже хочется прочитать. Через некоторое время Татьяна Николаевна привезла мне из Глазова книгу «Географический клуб». Я полюбила ее предмет, и потом сама поступила в педучилище на естественно-географический факультет».

На праздничные дни и каникулы Таня уезжала в Глазов и привозила из городской библиотеки для деревенских ребят интересные книги. Еще одна ученица Маргарита Якимова запомнила ее такой: «Всегда она была чистая и опрятно одетая. Целые дни проводила в школе, была заводилой всех комсомольских дел, вела художественную самодеятельность».

Как рассказывала Людмила Селиверстова, в школе Татьяна Николаевна проводила праздники − 7 ноября, 8 Марта: «Как только заиграет гармошка, первая начинала танцевать, всех приглашала. Сама очень любила веселиться, пела песни. Все праздничные вечера проходили в школьном зале. Дети на праздники приходили вместе с взрослыми. С кем мать подойдет, или сестра старшая, или брат.

Зрители и родители сидят все у стенки, а школьники в середине зала под музыку танцуют. Татьяна Николаевна посмотрит на взрослых и говорит: «А ну-ка, пошли-пошли-пошли, давайте все-все-все на танцы». И тащит всех в общий хоровод.

Она близка была к молодежи, все организовывала − «давайте, сходим куда-нибудь». После уроков молодежь сельская ходила вместе всей группой, ну и Татьяна Николаевна тоже».


В ДЕРЕВНЕ КРЕСТОВО

Таню поселили в доме семьи Городиловых на краю русской деревни Крестово. Эту деревню с селом Парзи разделял только неглубокий пруд, питающийся водами речки Чебершур. Бревенчатый одноэтажный дом Городиловых стоял на улице последний справа, ближе всех к пруду. До наших дней он уже не дожил. Со временем дом обветшал от старости, и сейчас на его месте сплошной стеной стоит разросшийся кустарник.

Дом семьи Городиловых в деревне Крестово, где жила Таня Барамзина

Позднее Анатолий Ворончихин, бывший ученик и сосед Тани, вспоминал, что в часы отдыха девушка любила сидеть с удочкой на берегу пруда. Часто Таня просила у соседей лодку и по вечерам каталась на ней. Зимой она уходила на самодельных широких охотничьих лыжах на прогулку в соседний лес.

Но особенно Ворончихину запомнился такой случай: «В один из осенних дней ребята нашего класса играли на молодом льду. Вдруг лед проломился, и Алеша Баженов очутился в ледяной воде. Мы старались спасти его, но безуспешно. Он начал тонуть. И тогда неожиданно появилась Татьяна Николаевна. Она спасла своего ученика, но сама попала в больницу: врачи признали воспаление легких. Мы очень переживали. А когда ее выписали, она появилась на уроке такая же жизнерадостная.

Хорошо помню 7 марта. До начала урока географии на столе появились цветы. Кто из учащихся догадался их принести, не знаю. Татьяна Николаевна, улыбаясь, сказала тогда: «Спасибо, ребята, большое спасибо!» Это были первые цветы на ее учительском столе».

Быстро пролетел учебный год. В июне Таня организовала в школе веселый вечер с танцами, на котором проводили первых выпускников семилетки. Многим ученикам вручили похвальные грамоты «За хорошую учебу и примернее поведение». На этих грамотах, под подписями других учителей и сейчас можно рассмотреть фамилию Барамзиной.


В ОМУТНИЦКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Летом 1937 года Таня попросила перевести ее поближе к дому и получила направление в начальную школу деревни Омутница, стоявшей в 15 км от города Глазова. Еще в 1852 году в деревне стараниями местного духовенства были открыта начальная школа, ставшая одной из старейших в Глазовском районе. В 1900 году Министерством просвещения было выстроено специальное здание, рассчитанное на 60-70 учеников и двух учителей.

Самым известным уроженцем Омутницы был революционер-большевик Иосиф Наговицын, сын местного крестьянина, ставший одним из основателей и руководителей Удмуртской автономии. Свою жизненный путь Иосиф Алексеевич закончил на посту народного комиссара социального обеспечения РСФСР.

О жизни Тани Барамзиной в Омутнице известно совсем немного. Но, к счастью, до наших дней сохранился «Паспорт Омутницкой начальной школы» за 1937-1938 учебный год. Из этого документа становится известным, что в то время число ребят, посещавших школу с первого по четвертый классы, доходило до 140 учеников. Занятия в школе проходили в две смены в трех классных комнатах. Освещение в школе обеспечивалось тремя керосиновыми лампами. В школьной библиотеке находилось 144 книги. Ни радио, ни физкультурного инвентаря при школе не было.

Учебный коллектив Омутницкой школы состоял всего из четырех человек. Пост директора занимал местный уроженец, заслуженный и опытный учитель Ардальон Наговицын. Именно он дал путевку в жизнь юному Иосифу Наговицыну, уговорив родителей мальчика разрешить ему поступить в Глазовское городское училище.

Кроме Ардальона Семеновича, детей в школе учили еще один учитель с дореволюционным стажем − Михаил Федоров и две молодые девушки − Вера Горбушина и Татьяна Барамзина. Согласно «Паспорту» Омутницкой школы, Таня вела занятия в 4-м классе, в котором было 24 ученика. Зарплата Барамзиной составляла всего 193 рубля, меньше чем у всего немногочисленного персонала школы.

Здание бывшей школы в деревне Омутница, 1960-1970-е годы
Бывший жилой дом в Омутнице. Здесь тоже работала Таня Барамзина. 13 апреля 2016 года

ТАНИНЫ ТОПОЛЯ

В конце 1937 года Таня вступает в ряды ВЛКСМ. 2 декабря бюро Глазовского райкома комсомола, рассмотрев заявление «Барамзиной Татьяны Ник., год рождения 1919, русская, служащая, образование − среднее, Омутница», принимает решение: «Принять в члены ВЛКСМ со стажем от 2 ноября 37 года».

Все обучение в Омутницкой школе, как и во всех сельских начальных школах Удмуртии того времени, шло на удмуртском языке. По рассказам старожилов, 4-й класс, в котором вела уроки Таня, ввиду недостатка учебных помещений часто учился в небольшом бревенчатом домике, стоявшем напротив здания школы. В этом здании до 1900 года и размещалась старая Омутницкая школа.

Кроме того, местные жители помнят, что как раз в это время одна молоденькая учительница вместе с ребятами посадила рядом со зданием школы четыре тополька. Эти деревца прижились и затем поднялись выше школьной крыши. Скорее всего, той девушкой и была Таня Барамзина. Спустя несколько лет, работая воспитателем в Перми, она снова посадит вместе с детьми перед зданием детского сада 3 саженца тополя. Эти деревья получат большую известность, когда дадут свое имя посвященной Тане повести писателя Виталия Николаева «Танины тополя».

Из 4-х тополей, посаженных у Омутницкой школы молодой учительницей, до наших дней дожило только два. Лишь эти деревья и бывшие школьные здания служат нам напоминанием о жившей в тихой деревне Омутница Тане Барамзиной.

Сельский клуб и тополя в деревне Омутница (здание бывшей школы), 13 апреля 2016 года


Окончание читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=80065
Глеб КОЧИН

208



Похожие записи: