А там, во глубине России…

Музыкальный вечер в доме Виельгорских, литография Р. Рорбаха, 1840-е годы    

Уездный город Глазов в начале 1860-х годов

Окончание, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=72120, https://glazovlife.ru/?p=72382.

ДРУЗЬЯ

22 марта 1862 года в Глазов в сопровождении жандарма прибывает 18-летний студент и незаконнорождённый сын княгини Варвары Кугушевой Порфирий Войноральский. За участие в студенческих волнениях он был исключен из Московского университета и выслан в Вятскую губернию под строгий полицейский надзор.

В Глазове Порфирий заводит близкое знакомство с учителями местного училища Рукавишниковым, Сергиевым и Корепановым. Особенно тесно ссыльный студент сходится с сыновьями купцов Осипом Зоновым и Петром Колотовым. Совсем недавно Колотов успешно заканчивает юридический факультет Казанского университета и в январе 1862-го назначается на должность почетного смотрителя Глазовского уездного училища. Вскоре полиция сообщает вятскому губернатору о том, что поднадзорный Войноральский в своей квартире занимается университетским чтением и преподает уроки детям.

Одной из проблем, которая особенно волновала друзей Войноральского, было женское образование в Глазове. В приходском и уездном училищах города тогда обучались только мальчики. 10 декабря 1861 г. состоятельные глазовцы, не желая ударить лицом в грязь перед прочими городами, торжественно открывают в здании приходского училища первую женскую школу. За парты садятся 20 девочек из числа дочерей чиновников, купцов, мещан и крестьян.

Но вскоре интерес к школе у купцов поугас и «городское общество» отказывается выделять средства для обучения девочек. Тогда учителя уездного училища – истории и географии Рукавишников, арифметики – Шмелев, русского языка – Сергиев и преподаватель духовного училища Романов – соглашаются учить девочек бесплатно.


НОВЫЕ ВЕЯНИЯ

По словам одного из корреспондентов газеты «Вятские губернские ведомости», в 1860-е годы жизнь провинциальных чиновников и интеллигенции, как правило, ограничивалась «разговорами о службе, о своих и чужих семейных обстоятельствах, о нарядах и вечерними собраниями знакомых с обычными же угощениями, скукою, иногда с танцами и непременно с картами», а благотворительность состояла «в грошовых и алтынных подаяниях, поощряющих бродяжничество и плодящих нищенство».

Вспоминая о своей молодости в Глазовском уезде, священник Николай Блинов писал, что просвещенное общество того времени жило ожиданием чего-то большого, мечтой о создании новой России, то есть пробуждения народа, победе над «темнотой» деревни… Поле деятельности для интеллигентных и доброжелательных лиц расширилось: местная жизнь складывалась по-новому».

Во время оттепели 1860-х годов по всей Российской империи приобретают популярность литературно-музыкальные вечера. Если раньше образованные жители городов и уездов собирались в узком кругу на импровизированный домашний концерт, чтобы утолить свое стремление к прекрасному и спастись от скуки провинциальной жизни, то теперь на такие мероприятия начинают приглашать всех желающих. Как правило, за вход на них взимали плату, которая шла на благотворительные цели. Репертуар на тех вечерах был самый разнообразный – от музыки и пения до чтения лекций, стихов и отрывков из литературных произведений.


ВЕЧЕРА В ВЯТКЕ И ЕЛАБУГЕ

Только в марте 1862 года в Вятке в зале Благородного собрания состоялись сразу 5 литературно-музыкальных вечеров в пользу женской гимназии и публичной библиотеки. А 6 мая в зале Вятской публичной библиотеки были даны литературные чтения. Собранные на них средства пошли на составление необходимой суммы для напечатания каталога библиотеки.

Посещавшая вечера многочисленная публика, как сообщала газета «Вятские губернские ведомости», выражала «свое удовольствие исполнителям пьес продолжительными рукоплесканиями, а иногда и просьбами о повторении. Нет сомнения, что желание приятно провести время и насладиться прекрасным в искусстве, прежде всего, привлекала сюда публику, но нельзя отрицать и того, что сознание благотворительной цели этих вечеров составляло не последний мотив для посещения их».

В те же дни сразу 12 литературных вечеров прошли в Елабуге – уездном городе Вятской губернии. На первых из них учителя местного уездного училища и две дамы прочитали публике записки «о кофе, о табаке, о чае и статьи литературные», а преподаватель истории профессор Бабст в своих лекциях сравнил заграничные города с русскими. Как писала газета: «На 1-м вечере посетителей было человек 25, на втором − более 50, а на последующих еще более… На первый раз вечера эти даются бесплатно, но предполагается назначить потом незначительную плату в пользу бедных студентов или на другой предмет благотворительности».


ГЛАЗОВСКИЕ ВЕЧЕРА

Глазовская молодежь вместе с учителями и Порфирием Войноральским также не остается в стороне от этого благого начинания. 13 апреля 1862 г. в Глазове состоялся подготовленный их усилиями первый музыкально-литературный вечер в двух отделениях. Он был устроен при уездном училище с целью сбора средств в пользу библиотеки.

Согласно заметке в губернской газете, программа этого концерта оказалась весьма насыщенной. Вечер открыли Осип Зонов и сын глазовского священника Павел Денисов, исполнившие арию из трагической оперы «Лючия ди Ламмермур» итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Затем учитель Федор Сергиев исполняет два стихотворения Некрасова «Еду ли ночью по улице темной» и «Маша». Смотритель училища Петр Колотов поет романс «К птичке» на музыку А. Варламова, а горожанин Н. Надеждин читает перед собравшимися «Песню о купце Калашникове» Михаила Лермонтова.

Во втором отделении Зонов и Денисов спели дуэт из оперы Россини «Севильский цирюльник». Следом Порфирий Войноральский исполнит небольшую пьесу драматурга Александра Островского «Праздничный сон до обеда». По этой пьесе век спустя, в 1964 году, режиссёр Константин Воинов снимет замечательный комедийный фильм «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли.

Затем А. Федоров читает «Элегию» поэта Михаила Розенгейма, а Сергиев – стихотворение Некрасова «Извозчик». Осип Зонов играет музыкальную пьесу «Молитва девы» польского композитора Теклы Бондаржевской-Барановской. В заключение вечера Надеждин читает комедию Николая Гоголя «Тяжба», а Петр Колотов поет песню «Хуторок» на слова поэта Алексея Кольцова.

Газета писала: «Плата за вход не была обязательна, а принималась в виде добровольного пожертвования при входе на вечер. Число посетителей было очень значительное, и сбор простирался до 60 руб. Исполнители пьес и чтения выполнили свое дело как нельзя лучше, публика осталась весьма довольна, многие не перестают высказывать желание, чтобы подобные вечера были почаще».

6 мая в Глазове проходит второй литературно-музыкальный вечер. На нем «читали из соч. Гоголя, Островского и Некрасова, пропеты два романса − лучшие, какие нашлись в Глазове, и сыграны две арии из лучших опер и одна соната Бетховена; посетителей было человек 45, большей частью купеческого и мещанского звания, чиновников очень мало, а духовенство вовсе не посещает этих вечеров, денег собрано 16 руб. 50 коп. Жаль, − прибавляет писавший, − что плата за вход была дорога, а то бы посетителей было больше».

Порфирий Войноральский – революционер-народник (1844-1898 гг.)

ГРОЗА

Однако друзьям Порфирия Войноральского совсем недолго было суждено радоваться успеху своих вечеров. Уже в мае 1862-го вятский губернатор доносит министру внутренних дел о вредном влиянии Войноральского «на общество и учебные заведения г. Глазова» и обвиняет его в проведении «идеи своеволия и безбожия».

15 июня ссыльного студента в сопровождении двух жандармов увозят на север в город Усть-Сысольск Вологодской губернии (сейчас это столица Республики Коми Сыктывкар). Впоследствии Порфирий Войноральский станет известным революционером-народником, пройдет тюрьмы и каторгу, скончается в 1898 году.

Учителя уездного училища Рукавишников, Сергиев и Корепанов за связь с Войноральским были выдворены из Глазова. Петра Колотова за то, что допустил ссыльного к преподаванию, отстраняют от обязанностей почетного смотрителя училища. Только спустя два года, после многих ходатайств и прошений, Колотов, Рукавишников и Сергиев будут допущены «вновь на службу по учебному ведомству».

После изгнания учителей глазовская школа для девочек «по недостаточности городских средств» прекращает свое существование. Однако бывший преподаватель уездного училища Владимир Шестаков, вернувшись из Уржума в Глазов на должность нового смотрителя училищ, решительно берется за возрождение женского образования в городе. После долгих споров глазовские купцы все-таки соглашаются жертвовать каждый год на содержание школы для девочек по 150 рублей. 5 декабря 1863 года приходское женское училище было открыто во второй раз. В 1876-м эта школа будет преобразована в женскую прогимназию.

Музыкально-литературные вечера 1862 года также не уйдут бесследно из истории города. В сентябре 1863-го «Вятские губернские ведомости» сообщают читателям, что в Глазове 18 июля любителями был дан уже 9-й спектакль в пользу бедных, и «публика самою афишею приглашалась к участию в благотворительности». Так, традиция проведения благотворительных спектаклей и вечеров прочно входит в повседневную жизнь города на Чепце.


Глеб КОЧИН

164



Похожие записи: