Ты, вообще, за кого?

    

Самый частый вопрос, который задают мне, учителю, школьники в последнее время: «Вы за кого, за оффников или за Редан?»

Я обычно многозначительно молчу, а потом читаю лекции о том, кто это, вообще. Ну а нам придется разбираться с этим вопросом на разных уровнях.


ДВА МИРА

Дети всегда живут в своем отдельном от взрослых мире. Здесь у них свои герои и кумиры, свои особые события и интересы. Все это существует отдельно от мира взрослых с их ценностями и проблемами. Взрослые с помощью законов и государственной идеологии могут только задавать какой-то вектор развития детей. Взрослые хотят, чтобы дети определились, кто они и кем будут. А дети поступают проще, им важно выяснить, с кем они и за кого. Надо найти своих, чтобы быть с ними вместе, обнаружить и идентифицировать чужих, кому они будут противодействовать.

Мы помним из далекого советского детства это разделение, ярко выраженное в литературной форме – Тимур и его команда против Квакина и его банды. Первый – пионер и молодец, всем ребятам пример, второй со своей бандой – плохой. Но это внешняя оболочка, взрослая, заданная нашими пониманием морали и закона. С точки зрения и Тимура, и Квакина, именно они и их окружение правильное и свое, а остальные – чужие или враги, с которыми надо бороться. Ну, или хотя бы давать отпор.


У КАЖДОГО ВРЕМЕНИ СВОЕ

А потом эта история продолжилась, переходя из поколения в поколение, с изменениями и дополнениями и скидкой на внешние изменения. Были люберы и неформалы. И те, и другие, по сути, уже деструктивные группы и уже не дети, у каждого своя простая жизненная философия, идеализация своих, ненависть к чужим. Им на смену приходят панки, байкеры, металлисты, реперы. Все кучкуются по своим музыкальным вкусам и отчаянно бьют друг друга. Суровые 90-е вообще стали проще в подходе – те, кто в твоем дворе и твоем районе – они свои, те, кто в других дворах и районах – они чужие.

И продолжалось бы это все дальше, но настал капитализм. Настоящий, жесткий и суровый. С требованием индивидуализма, разобщенности и необходимостью выживания. А параллельно с этим изменились уровень жизни и само государство.

И в итоге остался взрослый мир, который стремится к одному – зарабатыванию денег и выживанию. И детский мир, где еще не стоит остро вопрос зарабатывания денег, а вот вопрос самоопределения очень актуален. Деление пошло по новому принципу: мы – такие, как все, и мы – не такие, как все. Такие как все –простые пацаны и девочки с района, часто не с самого благополучного, возможно.


ОКОЛОФУТБОЛА

Гопниками они быть не хотят, гопники ушли в прошлое, ими быть уже не модно. И поиск идентичности приводит к идее оффников. Изначально у нас было движение околофутбола. Боление за футбольные клубы привело к формированию околофутбола и появлению сплоченных фанатских группировок. Минимальный государственный контроль – и вот мы получаем фанатские стычки и массовые драки. Сейчас, к счастью, все это понемногу ушло в прошлое. Фанаты никуда не делись, но приток молодежи туда сократился значительно, контроль государства вырос кратно. Да и какие драки и потасовки? Большая часть футбольных фанатов взрослые мужики с женами, детьми и пивными животами.

А школьники футболом практически не интересуются. Но идея организованности и сплоченности и легкий налет хулиганства их манит. На стыке гопников, которыми школьники быть уже не хотят, и фанатов околофутбола, которыми школьники быть не умеют, и возникают оффники. Некая адская помесь идей, которая может уместиться только в детской голове: гопники, фанаты, пацанские цитатники, необходимость собираться по какому-то принципу. А принцип прост: мы – как все, простые и доступные, звезд с неба не хватаем и перспектив глобальных не имеем.


ПРОТИВ КОГО ДРУЖИТЬ?

Похожая история с Реданом. Исходя из их идеи, мы не такие, как все, и хотим отличаться, мы обращаемся к давнему прошлому, к хиппи и панкам, которые вымерли, как мамонты. Кто это такие, школьники даже краем уха не слышали. Потом появились готы и эмо, эти вообще лет 10 назад еще существовали. Ну и они канули в Лету, стали немодными. А появилась мода на пласт японской культуры, на мангу и аниме. Культура эта довольно широка и разнообразна, а Редан – это второстепенные персонажи бандитской группировки с суперспособностями из тех же аниме. Как обычно, в этих случаях к неким идеям привязывается внешний вид – здесь это черные или клетчатые штаны, знак паука и цифры, в общем, ориентация на героев аниме.

И так и не узнал бы никто о «Редане», но череда событий и информационное пространство сделали свое дело. Подростки часто собираются в торговых центрах, в крупном городе – это место развлечений и тусовки, а в маленьких городах для некоторых детей почти второй дом. Там они собираются своими группами, проводят время и иногда конфликтуют, процесс естественный. Ну и некий первичный конфликт из-за стульев и его трансляция в интернете привели к созданию информационного поля и ускорению событий.

Начинается деление «Редана» на две группы – анимешники-редановцы и некое крыло, которое транслирует идеи борьбы и сопротивления. Им в противовес начинают консолидироваться оффники, и вообще те, кто против. На это накладываются драки и конфликты, правда, по обрывкам видео мало что можно понять вообще, тысячи перепостов, десятки тысяч комментариев. Да и рассказы бабушки Зины и знакомого, который услышал от знакомого, который рядом стоял… И понеслось.


РЕБЕНОК НА КОНТРОЛЕ

Государство в стороне не осталось – начались массовые задержания в торговых центрах, плачущие дети, которые рассказывали, что не виноваты, всю жизнь читали Чехова и первый раз за 15 лет вышли в торговый центр и их задержали. Родители, спасающие детей, и неожиданно узнавшие, что их дети в секции, кружки и к репетиторам не ходят и уроки не учат, а время проводят в торговых заведениях. Задержания прокатились по всей стране, перешли в сопредельные государства. Ну и вроде понемногу все и успокоилось. Перешло на уровень школьных разговоров и вопросов: «Ты за кого?». Нас в школах обязали редановцев найти, работу провести, отчитаться и следить в оба. Глядишь, через год все забудут о них, и что-то новое придумают, более модное, дети – народ непостоянный.

А родителям маленький совет: чтобы ребенок вырос хорошим, надо в него вкладываться – своими знаниями, ресурсами и временем. Контролировать, чтобы уроки делал, в секцию ходил, на музыкальных инструментах учился играть. Торговый центр – не самое лучшее место для детского времяпрепровождения и воспитания.

Олег ОКУНЕВ

160



Похожие записи: