Где нет зависти и злости…

На улице Пряженникова    

Воспоминания глазовчанина Александра Баженова уносят нас в 1960-е

Пожелтевшие билеты на автобус, киносеанс, квитанции, инструкции, памятки, разнообразные удостоверения советских времен, талоны, афиши, грамоты, брошюры, планы городских застроек… Наш постоянный читатель Александр Петрович Баженов обладает всеми этими «несметными богатствами». Большинство из нас выбрасывает этот «хлам». Но проходят годы, и ты уже понимаешь, что это не просто макулатура, а часть истории, часть твоей жизни. Ты с тоской об ушедшем времени перебираешь старые бумаги, и на тебя обрушивается целый шквал воспоминаний. Простой билет в кино голубого или зеленого цвета способен рассказать о целой эпохе.

Но самую большую ценность в коллекции глазовчанина представляют, безусловно, фотографии, запечатлевшие старые городские кварталы, которые сильно изменились за десятилетия, а порой и просто исчезли с лица города. Глазов живет, развивается, с каждым годом меняется его облик. Одни дома сносятся, другие возводятся, сажаются деревья, срубаются, высаживаются новые. Этот процесс Александр Петрович считает естественным и неизбежным. Меняются и люди, мы с вами – глазовчане. Какими мы были в 60-е годы прошлого столетия, какими были наши дома, предлагает сегодня вспомнить Александр Петрович и обращается к вам, дорогие читатели, к вашей памяти. И при этом напевает трогательные и очень верные слова известной всем песни:

Ах, как хочется вернуться,
Ах, как хочется ворваться в городок.
На нашу улицу в три дома,
Где все просто и знакомо на денек.
Где без спроса ходят в гости,
Где нет зависти и злости – милый дом.
Где рождение справляют
И навеки провожают всем двором…

МОИМ РОВЕСНИКАМ

Дорогой мой сверстник, я думаю, что ты еще здравствуешь. Представь себе, что я пришел к тебе в гости и принес фотографии из далеких времен. Прошло более 60 лет. Давай вместе вспомним те времена, когда у нас с тобой было замечательное детство. Налей мне чашечку индийского чая без сахара. Сахар мне запретили употреблять медицинские работники.

Жили мы с тобой в теплых домах с канализацией, отоплением, горячей и холодной водой. Ванных комнат там не было. В баню на улице Кирова мы ходили раз в неделю. Все имели возможность заниматься художественной самодеятельностью, посещать кружки и спортивные секции. В магазинах, промышленных и продовольственных, было все необходимое. Правда, осетрины и икры мне не приходилось покупать. Все мы учились в школах до 10 класса. После школы любители поучиться поступали в высшие учебные заведения, можно было поступить еще в техникумы.

У нас с тобой не было проблем с лечением и профилактикой оздоровления. На заводе был санаторий-профилакторий, еще давали путевки для ослабленных и болезненных граждан в санатории по всему пространству нашего государства. К нам в город регулярно приезжали деятели культуры и знакомили нас с шедеврами культуры. Картины и скульптуры к нам не привозили.

Но мы не теряли оптимизма и ездили на железнодорожном транспорте для повышения своей осведомленности в области культуры в другие города.

Есть белое пятно на карте Глазова до 1963 года – это 5-й участок. Я не видел ни одной фотографии, хотя знаю, что там стояли одноэтажные деревянные бараки, которые снесли приблизительно в 1963 году. А их обитатели переехали в хрущевки на улице Короленко.

Давай вспоминай, может, что-нибудь добавишь. Я ведь могу что-то упустить, годы берут свое. Если мне удалось тебя немножко обрадовать, то мне будет от этого приятно.

Александр БАЖЕНОВ

УЛИЦЫ ДЕТСТВА

Двор на ул. Пряженникова
Угол улиц Пряженникова и Мира
Деревянные дома на ул. Пряженникова

Все эти снимки сделаны в 1960-е. Сейчас ни одного деревянного дома из этих больше не существует, как и водонапорной башни (ее верхняя часть видна на фото). Уже тогда они соседствовали с кирпичными 5-этажками и 9-этажным домом. Давайте их рассмотрим и, как в школе, составим рассказ по картинке (по фотографии в нашем случае) и добавим свои воспоминания.

Что вижу я? Вот, к примеру, фото друга Вити. Какой он – грустный или серьезный? Но явно не такой, как на заднем плане бравый паренёк, который весело вышагивает, в движении участвует и обе руки.

А вот фото улицы Республиканской. Только в конце просматривается знакомый дом. Слева женщина с пятью или шестью детьми (возможно, воспитатель), выстроившимися гуськом, ждет, когда проедет автобус, чтобы перейти улицу. Они стоят на снежном сугробе. На дворе, наверное, март – снег уже чернеет и начинает таять. Пешеходного перехода нет, тротуар на противоположной стороне не просматривается, но, вероятно, все же есть. Куда они пойдут – направо, налево? Как будут пробираться по снегу? Никаких дорожных знаков. Где тебе надо – там и перешел улицу.

А взгляните на мальчишек. Из игрушек – лишь деревянные автоматы либо прутики, наверно, в роли сабли или шпаги. Но они вполне веселы и довольны, к тому же еще и верный пес на руках. Чего еще нужно! Гуляй, пока мама домой не позвала.

Во дворах зимой и летом сушится белье, половики и даже какие-то коврики. Постепенно растет благосостояние глазовчан. Крыши многих деревянных домов венчают телеантенны – где одна на все строение, а где и сразу несколько. Значит, в Глазове уже появились телевизоры. Не беда, что не у каждого в квартире они обосновались, зато всегда можно было заглянуть на голубой огонек к соседу, никогда не отказывали. В целом жили все примерно одинаково, дверей не запирали, прятать от соседей было нечего.

Переулок Школьный, дом 3
Детский переулок

Вот таким тихим, спокойным, умиротворенным был наш город, а точнее, один из его кварталов в далекие 60-е. Дорогие читатели, каким вам запомнился Глазов вашего детства? Сохранились ли у вас фотографии тех лет? Мы будем рады услышать ваши истории.

Татьяна МЕЗЕНЦЕВА

144



Похожие записи: