Храм над святым ключом

    

Судьба Трифоновской церкви села Каменное Заделье

Окончание, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=72907, https://glazovlife.ru/?p=73193.

МОНАСТЫРЬ НА ЧЕПЦЕ

Настоятелем храма в Каменном Заделье в третий раз становится архимандрит Феодосий (Тепляков). Но уже спустя год больной батюшка окончательно уходит за штат. Отец Феодосий останется жить в Глазове и скончается 28 декабря 1994 года. Архимандрита погребли в Каменном Заделье недалеко от алтарной части так любимой им Трифоновской церкви.

Архимандрит Феодосий (Тепляков)
Могила архимандрита Феодосия (Теплякова), 2022 г.

После освящения в 1989 году в Глазове Свято-Георгиевского храма поток верующих в Каменное Заделье почти иссяк. Первоначально Удмуртская епархия планировала открыть при Трифоновской церкви приют для престарелых священнослужителей.

Однако в том же году при храме собралась группа женщин, желавших принять монашеский постриг. Неофициальное обустройство первого после богоборческого лихолетья монастыря в Удмуртии началось на средства самих сестер. Как сообщала газета «Известия Удмуртской Республики», за три года под руководством священника Владимира Наумова послушницы «построили крестильню и просфорню, просторный дом для гостей, 16 келий, трапезную, баню, завели 6 гектаров земли, овощехранилище, теплицы, корову, лошадь, трактор, провели электричество, телефон».

16 июля 1993 г. по ходатайству архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая (Шкрумко) Патриарх Алексий II и Святейший Синод благословили открытие при храме преподобного Трифона Вятского близ села Каменное Заделье Покровского женского монастыря. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, владыка Николай торжественно открывает в Каменном Заделье новую обитель. В тот день 7 благочестивых женщин приняли постриг. Первой настоятельницей обители становится монахиня Олимпиада (Осипова).

Архиепископ Николай на открытии монастыря в Каменном Заделье, 14 октября 1993 года (из фондов ЦГА УР)

В монастыре сестры возводят новую домовую деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Над святым источником был устроен металлический навес из корпуса бывшей ракеты, увенчанный крестом. При обители трудились около 30 послушниц и монахинь. Уже готовился капитальный ремонт изрядно обветшавшего Трифоновского храма. Со стен старой церкви была снята деревянная обшивка, разобран красивый резной иконостас.

Навес из корпуса старой ракеты над святым ключом в Каменном Заделье, 2012 год


РАСКОЛ

Но начиная с 2001-го в судьбе монастыря в Каменном Заделье наступает долгая чёрная полоса. В 1999-м в России становится обязательным присвоение физическим лицам идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). К сожалению, многие представители верующих и духовенства начинают утверждать, что ИНН – печать антихриста, настраивая общество на раскол с государством. Также они выступали против регистрации религиозных организаций в Министерстве юстиции РФ и присвоения им ИНН.

Самыми активными сторонниками этого течения в Удмуртской епархии становятся харизматичный духовник Покровского женского монастыря Владимир (Наумов) и ведомые им насельницы. В обители был введён пропускной режим. Посетителю у ворот задавался вопрос: какой у тебя паспорт? В монастырь пропускали только с советскими паспортами. Паспорт РФ теперь считался печатью антихриста, поскольку в нём якобы были сатанинские символы, и хозяин документа не мог спасти свою душу. Позже добавились вопросы об отречении от патриарха и т.п.

Вход в Трифонов храм для местных прихожан был закрыт, за исключением трех дней в году. В монастырь не открывали ворота для епархиальных комиссий и не пустили даже самого архиепископа Николая. К Трифонову источнику перестали пропускать паломников. Когда же люди начали пробираться к роднику по берегу реки, то насельницы стали патрулировать территорию святого ключа. Игуменья Глафира (Сергеева) и монахиня Валерия (Барышева), не поддержавшие заблуждение отца Владимира и сестер, были подвергнуты травле и изгнаны.


СЕКТА

Игумен Владимир с сестрами продолжали ожидать скорого «конца света». Если в богослужебной книге какой-то издательский символ принимался за масонский знак, то ее сжигали. Со старинных икон счищались «неправильные» надписи, а на распятии и семисвечнике были спилены отдельные элементы украшений.

После безуспешных увещеваний архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай 29 октября 2002 г. своим указом освободил игумена Владимира за непослушание правящему Архиерею от обязанностей духовника и уволил за штат.
Указом было подтверждено, что игумен Владимир находится в расколе с Русской православной церковью Московского Патриархата и в молитвенном и каноническом общении с церковью не состоит.

Однако изгнать раскольников из обители не удалось. Игумен Владимир вместе с единомышленными ему сестрами остался жить за ее стенами. Фактически монастырь превратился в самую настоящую тоталитарную секту. Некоторое время здесь поминали небезызвестного епископа Чукотского Диомида. Только после вмешательства прокуратуры трое несовершеннолетних детей, живущие в монастыре со своими матерями, смогли начать обучение в средней школе поселка Балезино.

В 2012-м игумен Владимир принимает от самозванца «митрополита» Корнилия (Радченко) сан епископа. Тогда же в монастырь приезжает и окружается почетом некий Юрий Худяков, объявивший себя «царём всея Руси».

В феврале 2013-го игумен Владимир умирает. После его кончины сестры монастыря на недолгое время решают помириться с Патриаршей церковью. В монастырь наконец-то смогли зайти многочисленные паломники из Ижевска и Глазова. А 14 октября 2014 года, в праздник Покрова Божией Матери, епископ Глазовский и Игринский Виктор (Сергеев) совершает Божественную литургию в храме Покрова Богородицы села Каменное Заделье.

Однако очень скоро новый духовник монастыря архимандрит Силуан (Бояров) и игуменья Даниила (Машкова) вместе с сестрами снова уходят в раскол и запирают ворота обители для всех, кто не разделял их заблуждения.

НОВАЯ НАДЕЖДА

Спустя 20 лет после начала раскола, 23-24 сентября 2021 г., Священный Синод признал свое определение 1993 г. об открытии Покровской обители «утратившим силу в связи с отсутствием у монастыря юридической регистрации и многолетним пребыванием его насельниц в расколе». А сама обитель, вместо Глазовской епархии, была непосредственно подчинена ведению Ижевской и Удмуртской митрополии.

В июне 2022-го митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин, служивший в 1980-е годы в Каменном Заделье и всей душой скорбящий об участи Покровского монастыря и дорогого его сердцу Трифоновского храма, отравляет на служение в приход прп. Трифона новых священнослужителей и монахинь. Первое время здесь постоянно проживала игумения Глафира (Сергеева), а также служили, сменяя друг друга, иеромонах Фотий (Осетров) и иеромонах Ефрем (Метс), насельник мужского монастыря в честь Тихвинской иконы Божией Матери села Паздеры.

По словам отца Ефрема, все постройки Покровского монастыря сейчас разваливаются и гниют, в том числе и электрическая проводка. На всё это больно смотреть. Зато вокруг обители возведен кирпичный забор. Здесь это самое красивая, мощная и цельная постройка. А ворота железные и прочные, как в исправительно-трудовой колонии.

Трифонов святой источник, 2012 г.

На сегодняшний момент Ижевская епархия смогла добиться, чтобы ворота прихода были открыты для прихожан. В Покровском храме началась нормальная богослужебная жизнь, открыт доступ для паломников к святому источнику. При этом исторический Трифонов храм находится в аварийном состоянии. Сейчас внутри здания церкви всё разобрано. Благодетели когда-то купили строительный материал, но раскольники распродали всё, а также древние иконы и утварь.

Много лет паломников и прихожан не пускали в это святое место. Теперь они очень рады, когда епархия всё-таки смогла вернуть храм и начать регулярные богослужения. Проблема в том, что раскольники до сих пор живут на территории прихода и чинят различные препятствия для канонической церкви. Под их контролем почти все жилые здания, хотя они не имеют на то ни прав, ни документов. При этом Ижевская и Удмуртская митрополия никого не выгоняет, действует юридическими методами и призывает всех раскольниц вернуться в лоно церкви.

Выход из раскола – это всегда чудо Божье. Будем надеяться, что со временем покой и благочестие вернутся на землю монастыря и Свято-Трифоновский старинный храм вновь возродится к новой жизни.


Глеб КОЧИН

190



Похожие записи: