Храм над святым ключом

Трифоновская церковь в селе Каменное Заделье, 1960-1980 гг.    

Судьба Трифоновской церкви села Каменное Заделье

Продолжение, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=72907.


ХРАМ ЗАКРЫТЬ!

Сведений о жизни общины Трифоновской церкви во время «безбожных пятилеток» сохранилось мало. Известно, что в 1934 г. хозяйство священника села Каменного Заделья Вениамина Авраамова было причислено местным сельсоветом к числу кулацких. На служителя церкви, не имевшего ни своего дома, ни скотины, была наложена мясопоставка в количестве 102 кг. Вскоре батюшка был арестован и в январе 1936 г. приговорен к лишению свободы на 3 года. В 1990-м
отец Вениамин был реабилитирован.

Новый священник, назначенный в 1937 году, по словам верующих, из храма был удален. Оставшись без причта, храм долгое время стоял пустой. Затем, в течение 1939-го и в январе 1940 года по всем деревням бывшего Трифоновского прихода власти созывают собрания колхозников. На повестке там стоял лишь один вопрос: «О закрытии Каменно-Задельской церкви».

На собраниях крестьяне послушно и единогласно голосуют за превращение церкви в культурно-просветительный дом. 29 апреля 1940 г. Президиум Верховного Совета Удмуртской АССР окончательно закрывает храм. Здание церкви было передано Балезинскому райсовету для использования под культурно-просветительное учреждение.

Село Каменное Заделье, Трифоновская церковь, художник Т. Дедова

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Спустя всего несколько лет, во время Великой Отечественной войны, в стране начинается возрождение церковной жизни. Одними из первых в Удмуртии воспользовались новой ситуацией прихожане Трифоновского храма. В 1943-м верующие начинают осаждать Балезинский райисполком с просьбами открыть богослужения в храме, но получают от районных властей однозначный ответ: «Церковь собранием колхозников закрыта, а потому открыть нельзя». Только после обращения верующих в Совет по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР дело сдвинулось с мертвой точки.

25 сентября 1944 года церковь села Каменное Заделье была открыта, зарегистрировано ее религиозное общество. Настоятелем храма стал священник Анатолий Пинегин. По словам отца Анатолия, когда он впервые зашел в церковь, она представляла собой мерзость запустения: «В иконостасе не было ни одной иконы, ни утвари, ни облачений, в храме расколотая икона, пучок соломы и три полена дров. Престол и жертвенник лежали в алтаре». Катастрофическое положение с утварью было преодолено лишь после передачи властями для храма имущества давно закрытой церкви соседнего села Ново-Волково.

Трифоновская церковь считалась одним из самых бедных и малолюдных храмов Удмуртской епархии. Зимой церковь часто не отапливалась за отсутствием дров, дороги полностью заметало снегом. Редкие богомольцы были вынуждены по колено в сугробах добираться до храма. Неоднократно за малозначительностью доходов храм освобождался от взносов на содержание Патриархии и Епархии. Редко кто из священников охотно отправлялся в Каменное Заделье, считая службу в нем ссылкой и наказанием. Бывало так, что храм месяцами оставался без служителей церкви.

К 1950 г. церковь совсем захирела, а местный священник не смог существовать из-за скудости доходов. К тому времени, по словам уполномоченного по делам РПЦ по Удмуртской АССР, паломничество к святому ключу почти прекратилось, и только одиночки продолжают почитать его: берут из него «целебную» воду в бутылки, приносят к нему детей для умывания и на дно источника бросают монеты.

Тогда в целях сохранения общины архиепископ Удмуртский и Ижевский Иероним (Захаров) направляет из Глазова на служение в Каменное Заделье молодого иеромонаха Феодосия (Теплякова). Новый священник восстановил Трифоновский ключ, заменил в нем сруб и открыл к роднику свободный доступ. Энергичный батюшка разъезжал по Балезинскому и Кезскому районам, после каждой службы произносил проповеди и за короткое время смог сильно увеличить приток верующих в церковь. В 1959 г. в воскресные дни храм, стоявший на поляне в глубине леса в километре от села, посещало до 20-30 прихожан, а в церковные праздники здесь было по 60-80 человек.

Иеромонах Феодосий (Тепляков), 1940-1950 гг.

БОРЬБА ЗА ХРАМ

Несколько раз власти Балезинского района пытались закрыть Трифоновский храм и распустить его общину. 20 апреля 1959 года, в разгар очередной антирелигиозной кампании, решением Балезинского райисполкома святой источник был закрыт, как «запущенный в санитарном отношении». А год спустя отца Феодосия принудили покинуть Каменное Заделье.

В мае 1962-го по деревням и селам района прошли собрания родителей учащихся и сходы граждан с прямой постановкой вопроса о закрытии православной церкви в Каменном Заделье. Однако единогласной поддержки, как в 1940-м, власти не получили, и ликвидация храма была сорвана.

По воспоминаниям прихожан, большой вклад в дело спасения Трифоновской церкви внесла Татьяна Николаевна Анисимова, которую все звали – тетя Таня. Она жила в деревне Захарёнки, примерно в полутора километрах от Каменного Заделья. Это была очень бойкая и храбрая женщина. Она буквально легла на землю перед Трифоновской церковью и не пустила комиссию, приехавшую закрывать храм. При этом тетя Таня заявила так: «Не пущу никого, не пущу! Не вами было строено, не вам ее и ломать!»

После того, когда в 1962 г. в Глазове был закрыт и разрушен Свято-Георгиевский храм, поток богомольцев в Каменное Заделье существенно возрос. Четверть века Свято-Трифоновская церковь оставалась единственным действующим православным храмом обширного края, куда за словом Божьим и утешением шли верующие нескольких районов севера Удмуртии.

Каменно-Задельский храм постоянно продолжал находиться под пристальным контролем республиканских и районных властей, прилагавших большие усилия для развала церковной жизни прихода. Пресекались все старания духовенства благоустроить источник и совершить крестный ход к святому ключу. 20 апреля 1959 г. санитарная инспекция снова закрывает Трифоновский ключ для паломников.

Спустя десятилетие священник Шуваев очистил святой источник, освятил его, поставил крест, столики и скамейки на месте старой часовни и повесил иконы. Однако власти заставили верующих убрать с деревьев иконы, крест и все церковное благолепие вдоль тропинки к ключу и у самого ключа. Священнику пришлось пообещать, что «он впредь не будет допускать подобных нарушений законодательства о культах».

В 1973-м и 1975-м начинается новое наступление на церковный совет с целью его роспуска и изъятия церкви. Однако после жалобы верующих на имя Патриарха Московского и всея Руси Пимена Трифонов храм удалось отстоять.

Прихожане и священник Трифоновской церкви села Каменное Заделье, 1970-1980 гг.

ОТЕЦ ВИКТОР

В октябре 1978 г. в Каменное Заделье возвращается отец Феодосий (Тепляков). К тому времени он был удостоен сана архимандрита и уволен на пенсию по болезни. Но, согласно своему прошению, архимандрит снова был назначен настоятелем Трифоновской церкви.

В 1985 году отец Феодосий тяжело заболел и был вынужден уйти за штат. Узнав о том, что службы в храме не идут уже несколько месяцев, молодой священник из Ижевска Виктор Костенков попросил направить его в Каменное Заделье. При выдаче свидетельства уполномоченный по делам религий ехидно сказал отцу Виктору: «Ну что, ты проповедник хороший? Вот проповедовать теперь будешь медведям, зайчикам и лисичкам».

В Каменном Заделье священник жил вдвоем со старушкой, помогающей ему по хозяйству. Кругом лес, Чепца – и бобры, которых он ездил подкармливать на другой берег на плоту. Периодически священник приезжал в Глазов. Его привозили на квартиру, где жили две сестры-старушки. Вечером раздавался условный стук в дверь, батюшка выходил с сумкой, в которой лежали свернутый подрясник, миро, требник, маслице, и шел крестить. До утра, пока не рассветет, отец Виктор ходил по домам, крестил глазовчан и больших, и малых, 10-15 человек за ночь. Утром возвращался на квартиру к старушкам, высыпался и уезжал в Каменное Заделье. Так, за 4 года батюшка приобщил к православной вере немало глазовчан.

В годы перестройки был положен конец борьбе государства с церковью. В один из осенних дней 1988 г. по поручению владыки Пантелеимона отец Виктор освятил на окраине Глазова в п. Сыга место начавшегося возведения новой Георгиевской церкви. Здесь был заложен новый храм и поставлен крест.

В конце того же 1988-го священник Костенков был переведен в Ижевск на место настоятеля Успенской церкви. В 2013-м отец Виктор будет пострижен в монашество с именем Викторин. Спустя 2 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл возведет епископа Сарапульского и Можгинского Викторина в сан митрополита Ижевского и Удмуртского.


Окончание читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=73436.
Глеб КОЧИН

95



Похожие записи: