Храм над святым ключом

Паломники у святого Трифонова ключа, 1913-1915 гг., из личного архива отца Василия Домрачева    

Судьба Трифоновской церкви села Каменное Заделье

В лесу на крутом берегу Чепцы, недалеко от села Каменное Заделье Балезинского района, больше века стоит деревянная Трифоновская церковь. В судьбе старинного храма в полной мере нашла свое отражение непростая и трудная история Русской православной церкви в ХХ веке.


КАМЕНОЛОМНИ НА ЧЕПЦЕ

На берегу Чепцы, недалеко от места, где сейчас стоит церковь, еще в давние времена были найдены богатые залежи каменной породы. Окрестные крестьяне ломали этот камень и тесали из него на продажу мельничные жернова. Известно, что в XVII веке «каменье жерновное» копали «по Чепце реке речка Жерновная, а Утын тож, а по той де речке Жерновной, по Утыну, в горах и в берегах, по обе стороны тое речки Утыну, с устья и до верховины, от речки в гору…»

Слово «задильня» на русском языке означает «каменоломня», и потому деревня, в окрестностях которой процветал каменный промысел, получила такое название – Каменное Заделье.

В 1624 году архимандрит Успенского монастыря в Хлынове-Вятке Иона с братьею «бьет челом» государю и великому князю всея Руси Михаилу Федоровичу, чтобы каменоломни по речкам Жерновке и Утыну были даны обители «на оброк». Вскоре вятский воевода Петр Мансуров выдает архимандриту Ионе оброчную грамоту «на добывание жерновнаго каменья по берегам
р. Утына» с условием уплаты в государеву казну оброка «по два рубли по осмнатцати алтын по две денги на год».


ЛЕГЕНДА О СВЯТОМ ТРИФОНЕ

Скорее всего, благодаря тому, что каменоломни на Чепце долгое время принадлежали Успенскому монастырю, среди местных крестьян-удмуртов в 80-е годы XIX века существовало предание, связавшее появление святого родника с именем основателя вятской обители преподобного Трифона Вятского.

Боголюбская икона Божией Матери с прп. Трифоном Вятским

Согласно одной из народных легенд, записанной первым удмуртским ученым и писателем Григорием Верещагиным, святой муж во время путешествия по реке Чепце устроился работать в артель, добывавшую камень и тесавшую жернова. От рабочих, принявших преподобного Трифона за колдуна, «он переносил всякого рода насмешки: лили на него помои, толкали его, плевали на него и т.д. Однажды на берегу Чепцы Трифон после разных насмешек над ним скатил жернов в реку, и тут совершилось чудо: жернов не утонул, а лежал на воде, как на твердой земле. Трифон сел на жернов и поплыл вниз по течению реки». Пораженные чудом, насмешники просили святого вернуться, но преподобный ответил им: «Оставайтесь с Богом!». А на том месте, где лежал жернов, забил родник с чудесной водой.

Удмуртский этнограф и писатель Григорий Верещагин


СВЯТОЙ ТРИФОНОВ КЛЮЧ

Своим появлением Каменно-Задельский храм обязан именно целебному роднику на берегу Чепцы. Почитание святого Трифонова ключа началось примерно во второй половине XIX века. Как рассказывали Григорию Верещагину жители Чепецкого края, проходивший по берегу реки землемер, у которого болели глаза, подошел «по какому-то тайному влечению к ключу, наклонился к нему, умылся водой его, и тут же совершилось чудо: с глаз болезнь сошла, как грязь с руки. Об этом чуде узнали многие из окрестных селений, и больные начали приходить сюда с верой в чудодейственную силу воды, и многие получали совершенное исцеление».

Страшная болезнь глаз трахома в те годы была настоящим бичом удмуртского народа, и целебный родник получил широкую известность. По сведениям Верещагина, в один из июньских дней 1886 года к ключу за целебной водой пришло около 500 крестьян. Каждый год в Духов день для совершения молебнов у святого ключа выезжал причт Покровской церкви соседнего села Балезино, лежавшего в 20 верстах от Трифонова ключа. К роднику необходимо было спускаться с крутого речного обрыва по сделанной здесь лестнице. Под самым берегом в землю был вкопан большой чугунный котел, наполненный пробившейся из-под него водой.

Напившись из ключа, Верещагин отметил, что «вода на вкус мягка и пресна, как обыкновенная речная, чем и доказывается… отсутствие в ней таких минеральных частей, какие содержат в себе целебные ключи, но мутна».

В 1888 году над святым родником, в одной версте от починка Каменное Заделье, на средства крестьян была построена небольшая деревянная часовня во имя Святого Духа и Успения Богородицы. Вместе с крестом ее высота достигала 15 метров. Часовня вошла в приход Покровской церкви села Балезино.

В дни больших церковных праздников у родника собирались десятки тысяч паломников «из почти всех народностей» не только Глазовского, но и соседних уездов. Как описывал в 1906 году учитель Утемов, «длинною вереницею, скромная, пестрая толпа богомольцев каждогодно» тянулась «на протяжении нескольких десятков верст по Глазовскому тракту и другим проселкам». Здесь также бывало «довольно много и татар-магометан торгашей с разными товарами по случаю большого стечения народа».

Паломники у святого Трифонова ключа в Каменном Заделье, начало ХХ в.

ВОЗВЕДЕНИЕ ХРАМА

Жители починка Каменное Заделье, «желая иметь вблизи себя дом молитвы», настойчиво просили об открытии у них прихода и строительстве церкви. Со временем хлопоты крестьян увенчались успехом, и необходимое согласие было получено. 3 марта 1911 года в газете «Вятские епархиальные ведомости» было опубликовано объявление о начале торгов на постройку деревянной церкви и причтовых домов в деревне Каменное Заделье.

Проект храма был выполнен известным архитектором Иваном Аполлоновичем Чарушиным, построившим к тому времени множество церквей по всей территории Вятской губернии. Храм в Каменном Заделье возводился в соответствии с традициями древнерусского зодчества. Здание представляло собой небольшую деревянную пятиглавую церковь на каменном фундаменте с колокольней. Своим обликом храм напоминал сказочный терем, украшенный куполами-луковками и кружевной деревянной резьбой.

Вятский губернский архитектор Иван Аполлонович Чарушин

Первоначально церковь строилась на средства богатых крестьян Виктора Ворончихина и Гавриила Масленникова, а также других жителей деревни Каменное Заделье. Однако деньги, собранные для возведения храма, быстро закончились, и стройка оказалась под угрозой срыва.

Положение спас священник Покровской церкви села Балезино и председатель Комитета по устройству прихода при Каменном Заделье Александр Попов. В 1907 году он будет избран депутатом III Государственной Думы. Батюшка срочно подает обер-прокурору Святейшего Синода Владимиру Саблеру прошение с просьбой «об исходотайствовании от щедрот Всемилостивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА пособия на постройку храма» в размере 1000-1500 рублей. Спустя неделю, 15 марта 1912 года, после доклада обер-прокурора император Николай II «Всемилостивейше соизволил пожаловать на означенный предмет» 1000 рублей.

Благодаря помощи царя возведение церкви менее чем через год было успешно завершено. Местные крестьяне пожертвовали на храм напрестольный крест и другую церковную утварь. 17 марта 1913 года новый однопрестольный храм был освящен во имя преподобного Трифона Вятского Чудотворца.

Приемка Свято-Трифоновской церкви близ села Каменное Заделье, 1912-1913 гг.

НА БЕРЕГУ ЧЕПЦЫ

Первоначально Трифоновская церковь вместе с часовней продолжали состоять при Балезинского храме. В 1915-м здесь был открыт самостоятельный приход. В него вместе с новообразованным селом Каменное Заделье входили еще 7 деревень и починков. Общее число прихожан храма достигало свыше 1150 человек. Старостой церкви стал богатый местный крестьянин Виктор Прокопьевич Ворончихин, немало пожертвовавший на возведение храма.

Первым священником храма преподобного Трифона Вятского стал Василий Домрачев, прежде служивший в Покровском храме села Балезино. Отец Василий был опытным и заслуженным пастырем, удостоенным многих церковных и светских наград. В семье потомков священника сохранились несколько фотографий, запечатлевших семью отца Василия на берегу Чепцы у святого ключа. На них видно, что в те годы родник был защищен деревянным навесом, увенчанным небольшим куполом с крестом.

В апреле 1922 года, во время неурожая и страшного голода, Глазовская уездная комиссия по изъятию церковных драгоценностей постановила забрать из Трифонова храма большой серебряный крест и потир с принадлежностями. Прихожане просили не изымать крест, предложив собрать 43 рубля серебром для компенсации его стоимости. Однако эта просьба была оставлена без внимания.


Продолжение читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=73193, https://glazovlife.ru/?p=73436.
Глеб КОЧИН

234



Похожие записи: