Храм святого великомученика

    

История Свято-Георгиевской церкви в поселке Сыга

Окончание, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=71137, https://glazovlife.ru/?p=71423.


СТРОЙКА

На стройке верующие трудились и прорабами, и строителями, и малярами, и плотниками, и подсобными рабочими. Делали всё – кто что мог, без оплаты. Мужчин не хватало, так что тяжелые работы выпали в основном на долю женщин: копка земли под фундамент просфорни и храма и даже погрузочные работы.

Где-то в деревне были куплены два старых дома. Пять женщин, приехав из города, разобрали эти постройки и начали грузить бревна вручную, веревками затягивали их на машины. Елена Дмитриевна Боровикова вспоминала: «Вымотались так, что уже не можем. Но тут идут какие-то мужчины, незнакомые совершенно, и спрашивают нас: «Что вы тут делаете, женщины?» А мы рассказали им, что собираем тут бревна для храма. И мужчины помогли нам погрузить их в машины».

Из этих бревен у входа в будущий храм построили подсобное помещение – сторожку, которая сейчас служит храму просфорней. Был выкопан фундамент церкви, и началось возведение ее стен.

30 ноября 1988 года Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод принимают решение об открытии самостоятельной Ижевской епархии. Возглавил ее епископ Палладий (Шиман), сразу же поддержавший стремление верующих глазовчан построить свой храм.

В начале 1989 года владыка Палладий отправил в Глазов священника Ижевской Успенской церкви Виктора Коньшина. Прежде батюшка трудился на должности инженера на заводе «Ижтяжбумаш», а в 1984-м становится алтарником в Успенском храме Ижевска. В 1985 году он был рукоположен в сан диакона, а затем – в сан иерея. Как вспоминали верующие, сразу по приезде в Глазов отец Виктор сказал им: «Я приехал вам помогать».

Митрофорный протоиерей Виктор Коньшин, 2015 г.

К февралю здание сторожки было построено полностью, а на месте храма успели возвести от фундамента венца четыре или пять. Поэтому первые богослужения в Сыге проходили в сторожке. В одной ее части была кухня, а в другой устроили молельную комнату площадью в 14-15 кв. м. Стены молельной обтянули черным материалом. В углу поставили маленький престол и жертвенник, закрыли алтарь занавеской, принесли печку-буржуйку. Места в сторожке было мало, и во время службы многим прихожанам приходилось стоять на улице.

Как вспоминали верующие и сам батюшка, алтарь тогда был настоящим холодильником. Зимой в молельной было настолько холодно, что священник, причащая людей, боялся выронить из замерзших рук чашу со святыми дарами.

Хотя верующие поселили отца Виктора Коньшина в филиале гостиницы «Глазов», священник часто оставался по ночам охранять стройку и спал в сторожке на досках. Жилой дом при храме построить еще не успели.


ВСЕМ МИРОМ

Несмотря на зимние морозы, народ потянулся в Сыгу. Деньги, полученные за богослужения и за требы, сразу же шли на закупку материалов и достойную зарплату рабочим-строителям. Бревна для стройки выписывали с завода за наличный расчет. Но средств не хватало, и в феврале, по просьбе церковного совета, епископ Палладий выдал глазовчанам ссуду в 5 тыс. руб. сроком на 3 года.

Прихожанка храма Валентина Прокашева вспоминала: «После службы все собравшиеся из сторожки шли сразу на стройку. Все верующие города, кто как мог, участвовали в строительстве этого храма. Мы и на стройке сами работали, ночей не спали. И мастерок в руке держали, и глину месили, и раствор каменщикам подносили. Я, помню, стену конопатила, между бревен паклю железным инструментом забивала. Однажды чуть со стены не упала. Работали все, не жалея сил и средств. Поэтому Георгиевская церковь была построена очень быстро».

По мнению очевидцев, всего в возведении храма участвовало около ста человек. По словам отца Виктора Коньшина, храм люди строили верующие, которым было далеко за 50, 60 и даже за 70 лет: «Приходили также работать молодые ребята и девушки. Кто паклю забивал, кто мох подтаскивал, сгребали щебень, щепу. Много разных людей. И молодые были люди не из простого сословия, которые занимали в Глазове довольно значимые посты».

К концу апреля здание церкви было почти готово. Местами храм не успели достроить до конца, не было колокольни, которую поставят спустя несколько лет. Но все же было решено начинать в храме службы, а все недоделки устранить потом.


ОСВЯЩЕНИЕ

Накануне Пасхи, 25 апреля 1989 года, настоятель Трифоновской церкви архимандрит Феодосий (Тепляков) передал по акту глазовской общине иконостас из 5 икон, 3 евангелия, более 20 икон и другие богослужебные предметы. В 1962 году, после разрушения городского храма, по решению исполкома горсовета эти «предметы культа» были увезены в церковь села Каменное Заделье. Немало образов принесли в храм из своих домов и сами горожане.

Кроме того, отец Виктор отправился на свою родину – в Воткинск, и настоятель местного Спасо-Преображенского храма отец Василий передал ему для глазовской церкви очень много хороших икон. И вот когда Георгиевская церковь была наполнена святыми ликами, состоялось торжество освящения храма.

30 апреля 1989 года, в Пасху, в помещении сторожки прошла последняя служба. Освящение пахнущего свежей смолой нового храма было назначено на 6 мая – День памяти святого великомученика Георгия Победоносца

На торжество приехал епископ Ижевский и Удмуртский Палладий. В субботу Светлой седмицы, 6 мая, владыка в присутствии множества прихожан совершил освящение храма. Епископу Палладию сослужили протоиерей Вячеслав Остроумов, настоятель Воскресенской церкви города Сарапула, один из самых уважаемых священников Удмуртской епархии, его сын Олег, в будущем – благочинный Сарапульского округа, и несколько иподиаконов. В тот же день в храме отслужили первую службу в честь Георгия Победоносца.

Епископ Ижевский и Удмуртский Палладий на освящении храма
На освящении Георгиевской церкви, 6 мая 1989 г.

Как следует из справки, к концу 1989 года в Георгиевском храме уже крестились
1 144 человека. Проводили в последний путь 204 усопших и были обвенчаны 3 пары.

В октябре 1989-го священник Виктор Коньшин был назначен настоятелем Вознесенской церкви села Сов. Никольское Завьяловского района и до сих пор служит там. После долгих трудов отцу Виктору удалось полностью восстановить полузаброшенный храм. К празднику Святой Пасхи 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен наградил его саном протоиерея. За свое усердное служение отец Виктор многократно удостаивался церковных наград.

Архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) в Георгиевском храме, 6 мая 1993 г.

ХРАМ В ПОСЕЛКЕ СЫГА

Со временем число прихожан Георгиевской церкви возросло настолько, что из-за тесноты на службе в храме стало невозможно наложить на себя крест. К тому же пожилым верующим было нелегко добираться до Сыги. И тогда верующие снова начинают хлопоты об обустройстве нового храма на месте Преображенского собора. Несколько лет подряд горожане рассылают свои заявления и обращения, стучатся во все инстанции. И в августе 1999 года власти города передают верующим под храм здание спортивной школы на площади Свободы.

Вскоре большая часть прихожан перешла в новую Преображенскую церковь. Но в Сыге осталась своя община, хотя и небольшая, но крепкая и преданная своему храму. Среди прихожан Георгиевской церкви был и будущий епископ Сарапульский и Мож-
гинский Антоний (Простихин), еще в юном возрасте начинавший служение в храме. Сам владыка рассказывал: «Нам, мальчишкам, интересно было лампады чистить, алтарь мыть, храм убирать, пономарить. Мы этим жили, дышали, дни считали от воскресения до воскресения».

6 мая 2019 года в Георгиевской церкви прошло архиерейское богослужение, посвященное 30-й годовщине освящения храма. После службы архиерейскими грамотами и знаками отличия были награждены все активные прихожане, чьими трудами был построен и украшался в течение всех прошедших лет глазовский храм святого великомученика Георгия Победоносца.


Глеб КОЧИН

108



Похожие записи: