Храм святого великомученика

Георгиевский храм в поселке Сыга, 1 августа 2009 года    

История Свято-Георгиевской церкви в поселке Сыга

На юго-западной окраине Глазова, рядом с поселком Сыга, стоит скромная белоснежная церковь. Через поле от храма широко раскинулось под сенью берез и тополей старое городское кладбище. Над ярко-синей крышей храма горят под солнцем крохотные золотые луковки-купола. Время от времени над Сыгой и окрестными лугами плывет негромкий колокольный звон…

Этот маленький храм, посвященный святому великомученику Георгию Победоносцу, был возведен в далеком 1989 году, незадолго до крушения Советского Союза. Георгиевская церковь стала первым православным храмом, построенным в конце ХХ века на удмуртской земле, ознаменовав собой завершение долгой и жестокой эпохи государственного атеизма.


ГЛАЗОВ В ЭПОХУ БЕЗБОЖИЯ

Весной 1962 года, в самый разгар яростной антирелигиозной кампании, объявленной Первым секретарем КПСС Никитой Хрущевым, в Глазове была закрыта деревянная Георгиевская церковь, стоявшая на улице Короленко с начала ХХ века. Поздно вечером 10 апреля 1962 года на глазах горожан за четыре часа храм был снесен до основания. После гибели церкви в Глазове не осталось ни одного православного храма. Прихожанам так и не дали ни зарегистрировать свою общину, ни получить помещение для молельного дома.

Свято-Георгиевский храм, Глазов, 1959 год

Несмотря на все запреты, верующие горожане тайно собирались для богослужений в своих домах и квартирах. Но для того, чтобы войти под своды храма хотя бы в церковный праздник, глазовчанам приходилось уезжать в большие города – Пермь, Киров, Ижевск. Но чаще всего люди отправлялись в соседний Балезинский район – в село Каменное Заделье, где в лесу у святого ключа на берегу Чепцы стоял деревянный Трифоновский храм. Временами глазовчане навещали Ильинскую церковь в селе Васильевском Красногорского района. Только в этих двух сельских храмах Северной Удмуртии еще продолжало звучать слово Божье.

Глазовчанка Валентина Николаевна Прокашева вспоминала: «Вместе с другими верующими Глазова я была вынуждена ездить на богослужения к отцу Феодосию в Каменное Заделье, притом только по большим праздникам. Добираться туда было очень непросто. Приходилось иногда отпрашиваться пораньше с работы, садиться в автобус до Балезино, а потом 16 километров идти пешком по лесу. А после богослужения сколько же километров надо шагать обратно. В октябре в церковь приходилось идти все время под дождем.

Лучше же ходить было в теплое время года. Мы тогда в Каменное Заделье по берегу реки Чепцы из поселка Балезино шли и обратно. Помню, все вместе со службы в церкви по берегу идем, хором песни духовные поем. Хуже всего было зимой, на Рождество и Крещение. Со службы в Трифоновском храме приходилось возвращаться довольно поздно, в темноте, по ночному лесу. Страшно было, вдруг чего случится. Но, видимо, Бог меня берег».

Так продолжалось долгие 26 лет.


ПРОТИВОСТОЯНИЕ

В августе 1980 года группа верующих из 20 человек, уставших от необходимости постоянно уезжать на богослужения за пределы города, обратилась в исполком Глазовского горсовета с заявлением «о регистрации и выделения им специального дома» для молитвенных собраний, но получила отказ.

Тогда делегация глазовчан из 4-х человек отправляется в Москву в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Но в ответ верующие слышат только туманные обещания. В редакцию центральной газеты «Правда» раз за разом были отправлены две жалобы на то, «что нет возможности добираться до ближайшей церкви, расположенной в с. К. Заделье Балезинского района в виду отмены автобусного маршрута г. Глазов – с. Кулига».

В октябре 1982 года верующие еще два раза приходят в исполком горсовета с требованием «решить вопрос о регистрации православного общества г. Глазова или восстановления прежнего автобусного маршрута». После этого власти срочно принимают меры к ремонту дороги и восстанавливают маршрут, так как иначе, согласно закону, исполкому пришлось бы зарегистрировать общину.


ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Михаил Горбачев. Вскоре был провозглашен новый политический курс – перестройка. В 1986-м начинается постепенный пересмотр политики советского государства по отношению к церкви и другим религиозным общинам.

В конце апреля 1988 года перед телекамерами разных стран мира состоялась встреча Святейшего Патриарха Пимена и членов Священного Синода с Генеральным секретарем М. Горбачевым. По всей стране усилиями верующих начинается сбор подписей для образования церковных двадцаток и передачи им зданий храмов.

Не остались в стороне и верующие жители Глазова. Нелегкий крест ходатая за всех православных глазовчан добровольно возложила на себя пенсионерка Чепецкого механического завода Валентина Котлячкова. Долгое время ей приходилось стучаться в закрытые двери начальственных кабинетов, подавая лично и рассылая заявления верующих по всем высоким инстанциям – в Глазов, Ижевск, Москву. Только любовь к Богу, а также упрямый и жесткий характер помогали Валентине Романовне в течение почти двух лет пробивать собой глухую стену равнодушия и неприязни со стороны советских чиновников-атеистов.

В январе 1987 года на имя Председателя Верховного Совета СССР Андрея Громыко из Глазова за подписью одного из руководителей общины Николая Боталова было отправлено письмо с просьбой дать разрешение на восстановление церкви. Но в мае председатель исполкома городского совета Александр Волков объявил Николаю Павловичу, что открытие храма не представляется возможным в силу того, что «в соответствии с генеральным планом развития города до 2006 года строительство церкви в Глазове не предусмотрено».

11 июля 1987 года епископ Казанский и Марийский Пантелеимон (Митрюковский), временно управляющий Ижевской епархией, отправил письмо председателю Совета по делам религий Константину Харчеву. Владыка писал: «Открытию церкви в Глазове органы власти местной всячески препятствуют. Категорически прошу удовлетворить просьбу верующих и предоставить им право возможности на устройство помещения для исполнения религиозных обрядов».

Спустя полгода, 24 февраля 1988 года, владыка Пантелеимон снова шлет по тому же адресу послание с той же категорической просьбой – удовлетворить просьбу верующих Глазова.

Епископ Казанский и Марийский Пантелеимон (Митрюковский)

ХОДАТАЙСТВО

Тем временем председатель горисполкома Александр Волков, впечатленный упорством и доводами верующих, начинает помогать им в благом деле. Без сомнения, это решение далось Александру Александровичу непросто, но здесь свою роль сыграло то, что и его бабушка, и мать были глубоко верующими людьми.

Председатель Глазовского горисполкома Александр Волков

Позднее первый президент Удмуртской Республики вспоминал: «Верующие ходили ко мне, просили помочь им. Я подсказал, что нужно сделать, куда обратиться, чтобы получить самому себе поручение им помогать. Чисто бюрократическая процедура, но…»

29 февраля верующие глазовчане сразу по пяти адресам рассылают новое заявление. В своем письме горожане писали: «Нам приходится ездить молиться в ближайшую церковь в переполненном автобусе, всю дорогу стоя на ногах, которая находится в 50 километрах от г. Глазова в лесу. В весенне-осенний и летний дождливый период добираться практически невозможно из-за плохого состояния дорог.

Зачем же издеваться над больными, престарелыми и немощными людьми, которые, когда имели здоровье и силы, полностью отдавали себя на служение Родине. Это не выход из положения гонять народ за столько километров по таким дорогам.

30 человек ходатайствуют о регистрации общества от имени многих православных верующих г. Глазова. Подлинник с подписями в количестве 700 человек, которые по закону просят о регистрации общества, находится в Глазовском горисполкоме».


Продолжение читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=71423, https://glazovlife.ru/?p=71604.
Глеб КОЧИН

115



Похожие записи: