Если бы всё было так просто, кругом были бы одни Спилберги

    

Глазовский режиссер Вениамин Тронин рассказывает о своём творческом пути, планах на будущее и сценарии, который он создавал 20 лет

Снять хорошее кино – дело непростое. С этим мнением согласятся все, кто хотя бы раз держал в руках камеру, пытался написать сценарий или искал продюсеров для своей картины. Вениамин Тронин на этот счёт отвечает: «Если бы все было так просто, кругом были бы одни Спилберги».

27 августа в России отмечается День российского кино. В честь этого события мы встретились с глазовским режиссером, сценаристом и продюсером Вениамином Тронининым. Его путь в кино начался больше 20 лет назад, когда он решил кардинально изменить жизнь и уехать в Москву, чтобы выучиться на режиссера. Творчество Вениамина Семеновича включает написание сценариев, съемку фильмов, постановки спектаклей, участие в кинофестивалях и управление киностудией.


ТО, ЧТО ТРЕБУЕТ ДУША

– Какие основные шаги нужно сделать, чтобы снять хотя бы короткометражку?

– Есть такое немного пренебрежительное отношение к короткометражкам. На самом деле, это прекрасный жанр. В отличие от полного метра, который требует наполнения, в короткометражке можно оставить только то, что требует твоя душа. Надо снимать короткометражки! Добавлю, если бы прокат короткометражного кино был также престижен, если бы кинотеатры были заточены под это, многие бы режиссеры предпочли эту форму. Что касается этапов, то они очень простые. В первую очередь надо делать сценарий. Даже если вы изучили драматургию, узнали, где там второй поворот и как лучше с отложенной экспозицией поступить, то это ещё факт, что у вас получится снять кино. Знать – не значит делать. Например, вы можете знать всё о плавании в теории, но как только вы окажетесь в воде, вы будете учиться заново.


ЧУВСТВО ИДЁТ ИЗНУТРИ

– В фильмотеке у Вас есть и работы, посвященные родному городу, и документальные, и игровые фильмы, чем Вы больше всего гордитесь?

– Ничем. Я вообще стараюсь как можно меньше гордиться. Гордостью ты теснишь любовь. В двух словах, любовь – это чувство, которое идёт изнутри, а гордость проявляется всегда по отношению к чему-то. Если ты любишь, то нужны в гордости нет. Я вам скажу, что самая первая работа «Дождь идёт» мне дорога. Я ещё камеру в руках не держал, снял эту пятиминутку. Я выразил там всё максимально близко к тому, что хотел. Сейчас я бы переснял его только с технической точки зрения. Я бы лучше подсветил. Тогда у меня была иллюзия, что если муж с женой в потёмках за столом разговаривают, то свет не нужен, но кино есть кино. Зрителю надо, чтобы он видел. Из документального кино я бы выделил «Очаг». Он о нашем Глазове. На мой взгляд, проблемы, которые там затрагиваются, актуальны до сих пор, хотя снят фильм в 2013 году.

ИДЕЯ НЕ ОТПУСКАЕТ

– Основа кино – это сценарий. Именно от хорошего изначального текста и рождается видение режиссера. Над чем Вы сейчас работаете?

– Я только что поставил точку. Я 20 лет я писал один сценарий. Конечно, за это время я писал пьесы, снимал кино, спектакли ставил, по фестивалям ездил, киношколу открыл, эксклюзивную методику преподавания разработал, но параллельно я писал один сценарий. Идея ко мне пришла, когда я ещё учился в Москве. Сначала это была история об илтах. О нашем Глазовском звёздном ансамбле ИЛТНС. Сценарий получился хороший, но не более того. Поэтому я сунул зарегистрированную в Москве рукопись в самую дальнюю папку и убедил себя, что забыл про неё. Но идея не отпустила: через 10 лет, снова да ладом, я вернулся к ней.

На этот раз история получилась о рэперах. Главная роль была прописана для Басты. Этой истории я поставил четвёрку с плюсом и был сильно не доволен собой. Ну что это за оценка? Не то не сё. Я чувствовал, что можно лучше, но не знал как. И вот третий вариант. Теперь я с чистой совестью могу сказать себе: «Всё, братан – лучше не могу!» А большей самооценки, согласитесь, попросту не бывает. Рабочее названия фильма «Чел». История про Колю Баскова, который раньше был Виктором Цоем. Жанр я бы определил так – криминально-бульварное зрелище, серьёзно-сказочная комедь без политики. Параллельно буду перекраивать киносценарий в пьесу. Может получиться крепкий зрелищный спектакль. Сценарий «Чел» – уже вторая работа в соавторстве с моим старшим сыном. Может быть, успею ещё что-то подобное сделать и со своими внуками.

Режиссеры играют ключевую роль в создании кино. Они отвечают за реализацию своего видения фильма, координируют работу съемочной группы и актеров, контролируют художественное и техническое выполнение проекта. От грамотной работы режиссера зависит успех картины. В День российского кино – в праздник профессиональных кинематографистов и всех, кто поддерживает и любит отечественные фильмы, мы хотим поздравить глазовских режиссеров, сценаристов, актеров и продюсеров, которые с уверенностью говорят: «Сделано в Удмуртии».


Полина КУЗНЕЦОВА

146



Похожие записи: