Яблони в цвету, какое чудо!..

    

Каждый год в майские дни глазовчан радуют цветущие яблони

В ноябрьском номере нашей газеты за 2021 год я написала статью о том, как преобразилась улица Кирова на том участке, где прошла реконструкция. В частности, писала о деревьях, о том, как хорошо, что посадили много новых деревьев и при этом сохранили старые.


ДЕРЕВОМ БОЛЬШЕ, ДЕРЕВОМ МЕНЬШЕ

Однако повезло не всем – две старые яблоньки на перекрестке улиц Кирова и Короленко почти по пояс закатали в землю, точно похоронили. Они стали частью арт-объекта «Таблица Менделеева». Зеленый холм с двумя старыми яблонями смотрелся очень эффектно и выразительно, но по душе ли он пришелся самим деревцам?

Как-то мимо моих глаз прошла ситуация с яблонями в прошлую весну. Видимо, не часто проходила там. Но в этом году, когда весь город был охвачен пышным цветением яблонь, вдруг заметила, что одно из этих деревьев усохло, как и предрекали компетентные в этой сфере люди. Наверно, в прошлом году дерево было еще живо, так как на нем сохранились несъеденные птицами плоды.

Эти яблони на ул. Кирова, напротив еще недостроенная поликлиника, конец 1970-х г.

При повышении уровня участка взрослые деревья не могут быстро перестроиться, нарушается процесс поглощения воды корнями и доставка ее к кроне. Система питания была нарушена, произошло это из-за смены аэрации корней. Вершина кроны перестала получать полноценное питание от корней, яблоня погибла.


ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СТРЕССА

Что же стало с яблонями, растущими возле дома № 23 на улице Короленко? В конце зимы 2020 года здесь провели радикальную обрезку яблонь, от них остались лишь стволы. Обычно так обрезают неприхотливые и живучие тополя. Обрезку провели по просьбе жильцов дома. Густо разросшиеся деревья в течение всего года лишали их дневного света.

Специалисты давали не самые лучшие прогнозы. Деревья были сильно травмированы, у них фактически отняли дыхательную систему, ведь крона дерева выполняет не менее важные функции, чем корни. Формирование кроны должно происходить поэтапно, с учётом особенностей роста и развития деревьев. А такая обрезка вряд ли предусматривает заботу о деревьях. Предполагалось, что многие из них с большой вероятностью засохнут в течение двух-трёх лет, другие ещё помучаются какое-то время.

И вот как выглядят эти деревья сейчас. На первый взгляд, они вполне успешно справились со стрессом. Цветут, правда, скудновато. Некоторые не цветут вообще, представляют собой сплошную зеленую массу. Главное – они выжили, но по-прежнему нуждаются в уходе. Желательно осенью убрать часть веток, проредив крону, и формировать ее из имеющихся побегов. Иначе история вновь повторится: из-за разросшихся деревьев жителям снова будет не хватать дневного света.

Кстати, я вдруг отметила для себя, что совершенно перестала видеть в городе акации с их нежными желтыми цветками. Их было так много в моем детстве, казалось, они росли в каждом глазовском дворе. А когда созревали стручки, мы делали из них свистульки и выводили пронзительные рулады, кто кого пересвистит (вообще, свистеть мы могли на чем угодно, например, на травинке, зажав ее между большими пальцами рук).

А может, просто я теперь уже слишком взрослый человек и уже не замечаю того, мимо чего в детстве не могла пройти?..

Татьяна МЕЗЕНЦЕВА

131



Похожие записи: