В гости к Тол Бабаю

Новогоднее представление Тол Бабая

Новогодние салаты съедены, а безделие уже начинает надоедать – душа хочет праздника и волшебства

Именно поэтому мы на Рождество решили съездить в гости к Деду Морозу. Но Великий Устюг далеко, дорого, слишком многолюдно и хлопотно. Но проблема решается просто, в Удмуртии есть свой Дед Мороз – Тол Бабай. В гости к нему мы и собираемся.

Из Пермского края ехать в Удмуртию практически 6 часов, выезжаем мы с группой рано утром, в пути я рассказываю об Удмуртии, ее истории, традициях и национальной кухне. Ну и, конечно, мы спим и набираемся сил перед радостной сказочной встречей. На границе двух регионов плотно завтракаем в кафе, и первой точкой нашего путешествия становится село Дебесы.

ТУДА, ГДЕ БЕСЫ ЖИВУТ

По легенде, село получило свое название от старообрядцев и язычников, которые жили в этих местах. Их не воспринимали иначе как бесов или одержимых бесами, поэтому и называли это место по-особому – где бесы, предполагая, что там живут неправославные. А потом это словосочетание трансформировалось в Дебесы и стало названием села. Дебесы в первую очередь известны Музеем Сибирского тракта и горой Байгурезь, но к горе сейчас пробраться сложно, а в музее мы были в предыдущей поездке. А сейчас нас интересовал Дом ремесел. Интереснейшее место, где сосредоточено множество местных мастеров, сюда приходят взрослые и дети, где делают самые разнообразные ремесленные изделия. Встречала нас сама директор и еще Мать Солнце – Шунды Мумы, у которой есть здесь своя отдельная комната. Нам рассказали, как появился Дом ремесел, чем здесь занимаются и какое значение он имеет для села. Мы поднимаемся в комнату Матери Солнце, где фотографируемся на ее троне и загадываем желание.

Начинается интереснейшая экскурсия по заведению, а потом мы посещаем сувенирную лавку, где много разнообразных вещей, глаза разбегаются, руки тянутся ко всему – изделия разнообразные, красивые, а цены очень радуют. Я покупаю жене небольшую сумку для телефона – и практично, и в национальном стиле. Никто из нашей группы без сувениров не ушел. Жалко, не было национальной рубахи моего размера, но я надел ту, что поменьше, и мы устроили фотосессию. Прощаемся с Домом ремесел, договариваемся, что приедем сюда на мастер-класс, коих здесь огромное количество на выбор.

Сувенир из Дома ремесел
Церковь Троицы живоначальной в Дебесах

БОЛЬШИЕ И СИЛЬНЫЕ

Дальше наш путь лежит в Шарканский район, в земли Тол Бабая. По легенде, великий удмуртский бог Инмар первым создал огромных великанов – Алангасаров. Он сделал их сильными и огромными, но так как ему помешал Водяной – Вукузё, то забыл Инмар дать им разум. Так и жили неразумные великаны. По другим легендам, когда появился человек, и алангасары впервые с ним встретились, то оценили ум человека и поняли, что с ним не совладать. И решили уйти со своих земель.

Алангасар

В Шарканском районе есть высокий холм Каргурезь – земля на нем разверзлась, образовав кратер, и алангасары прыгнули в эту огромную яму. А потом гора сошлась, и великаны навсегда пропали. Но был среди них один необычный алангасар – он отличался умом и сообразительностью, очень любил природу и все живое, и ростом был меньше. Он так долго прощался с природой, что не успел прыгнуть в кратер и остался один. Стал он хранителем и защитником природы района, именно здесь располагается заповедник, который охраняет и Тол Бабай. Как-то встретились ему человеческие дети – он оценил их ум и любознательность, их любовь ко всему живому. Стали дети ходить к нему в гости и играть с ним, но зимой все дороги замело, и дети остались дома. А этот алангасар стал делать игрушки, однажды с огромным мешком сам пришел к детям и одарил их. Так и появился Тол Бабай. Сейчас он зимой поздравляет ребятишек, а летом охраняет лес.

ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ – СИРЕНЕВЫЙ

Именно на территории Шарканского района, на земле Тол Бабая, было решено сделать его резиденцию. А цветом его наряда стал сиреневый, который когда-то был на гербе Шаркана.

Мы приезжаем в село, оно довольно большое. Закупаемся местной сельскохозяйственной продукцией и едем в резиденцию. Она встречает нас огромным количеством машин, яркими огнями и морозом. На улице холодно, но нас манят завораживающие виды. Нас ожидает мастер-класс, и мы делаем оберег с изображением лошади на небольшом спиле можжевельника. Посещаем резиденцию Лымы Ныл, аналога Снегурочки, где нас ожидает концерт. И по широкой лестнице, предварительно полюбовавшись видами, мы спускаемся к главной сцене.

Кричим дружно: «Выходи, Тол Бабай!», и представление начинается. Сорока и волк по приказу Обыды строят свои козни. Они крадут у Чебурашки его волшебный апельсин, когда он идет в гости к Тол Бабаю. Но потом нарушители будут наказаны, апельсин возвращен, а все помирятся.

Мы же идем по маршруту, на улице почти минус 30, мы радостно греемся в домиках различных сказочных персонажей. У Совы разгадываем загадки и пробуем национальное блюдо – табани, танцуем в домике у белочки, знакомимся с Обыдой и исследуем ее жилище. А в конце нас ожидает катание на снегоходах. Весело, с криком по морозу мы мчимся в наступившей темноте по кромке леса. Круг проходит быстро, а эмоций хватит на весь вечер. А завтра нас ждет новый насыщенный день.

В резиденции Тол Бабая

НА РОДИНУ ЧАЙКОВСКОГО

Хорошо высыпаемся и завтракаем, прощаемся с Тол Бабаем и едем в Воткинск. Старинный город, возникший как заводской поселок еще в середине XVIII века при заводе Шувалова. Название получил по реке Вотка, где стараниями крепостных был создан заводской пруд. Здесь провел свои юные годы великий композитор Петр Ильич Чайковский, и здесь же есть его музей-усадьба. Но приехали мы пораньше, поэтому гуляем в центре, фотографируем ледовый городок и посещаем службу в только что открывшемся огромном центральном Благовещенском соборе. Собор долго восстанавливали, но сейчас он предстал перед нами во всей своей красоте. И народу на службе много.

Благовещенский собор

Мы же любуемся из машины просторами Воткинского пруда и едем в музей, где когда-то жил сам композитор. Его отец приезжает сюда на 8 лет в качестве горного инженера Воткинского железоделательного завода. А молодой Петр Ильич вспоминал годы, проведенные здесь, как лучшие в жизни. В Воткинске он получит образование и пристрастится к музыке. Здание большое, с множеством комнат, здесь есть и подлинные вещи, принадлежавшие Петру Ильичу. Мы перемещаемся по усадьбе в интерьерах XIX века. Смотрим, как жила большая семья, узнаем об их дальнейшей судьбе, и слушаем музыку великого композитора. Нам захотелось вернуться сюда летом, под музыку неспешно погулять по усадьбе. Значит, будем планировать.

Усадьба П.И. Чайковского
Хранитель музея

А теперь нас ждут три часа развлечений – бани и бассейны, хаммамы и сауны. Полноценный отдых в термах, которые наряду с музеем Чайковского являются одним из брендов Воткинска. Вроде, и много три часа, но время летит незаметно. Мы, уставшие и довольные, грузимся в машину, немного спим и отдыхаем, вслух читаем по пути удмуртские легенды. Нас ожидает 6 часов обратного пути.

Мы говорим Удмуртии: «До свидания!», но уже планируем сюда вернуться.