Игрушки, которые выбирают нас

    

Мода на современные игрушки скоротечна, рынок постоянно предлагает новые товары

Работая в школе, я постоянно интересовался игрушками, которыми играют дети. Компьютерные игры меня не очень занимали, это отдельный мир. Мне были интересны настоящие материальные игрушки, с которыми дети играют на переменах. Тема интересная, думаю, в ней надо разбираться.

Сразу ограничим некие возрастные рамки. Начальная школа живет своей жизнью в отдельном месте. Отслеживать их – дело сложное. В старших классах, начиная с 8-го, игрушки детям уже не интересны, кроме редких исключений. Видимо, жизнь такой становится, что не до игрушек. Так что говорить мы будем в основном о 5-7-х классах.

Два самых главных вывода, которые могу сделать по этому вопросу: первое – игрушки всегда веяние моды и результат системной раскрутки, второе – у детей можно отметить нехватку тактильных ощущений и постоянный стресс.


ВСЕГДА В ТРЕНДЕ

Где-то в глубинах вселенского коммерческого разума рождается очередная идея, что на какой-то игрушке следует заработать. Но сделать это не так просто, надо идею эту раскрутить. Например, с помощью рекламных роликов, мультфильмов, фильмов или популярных блогеров. Что именно выстрелит, предсказать сложно. Но как только начнется волна, ее уже не остановить. Каждый школьник будет хотеть эту игрушку, каждый родитель будет слышать о ней целыми днями и рано или поздно вынужденно купит ее.

Каждый блогер сделает о новинке обзор, похвастается, покажет трюки, будет, в общем, на волне. Трудолюбивые китайцы наштампуют миллионы экземпляров, ушлые торговцы закупят и продадут, срубив кучу денег. Потом это все резко закончится, и нас ожидает очередное затишье перед новой волной безумия. Если успели купить игрушку на пике ее популярности, то все хорошо: ребенок – модный, в тренде, родители – молодцы, любимые папа или мама, предприниматель – при деньгах. А если не успели, то наоборот. Останешься несовременным ребенком – неандертальцем со спиннером в руках и насмешками одноклассников или предпринимателем с коробками немодного товара, место которого на прилавках забытых богом деревенских магазинов.


КУПИЛ, КИНУЛ, ПОТЕРЯЛ

Дети часто испытывают стресс, а как его преодолевать, их не учат. Вот и хочется им что-то пожамкать, помять, чтобы успокоиться. Буду выстраивать игрушки в своей некоей хронологической последовательности, как я их замечал в своей школьной практике.

Одними из первых стали мячики-попрыгунчики. Мяч, вообще, для игры – одна из самых удобных форм, а попрыгунчик и вовсе милейшее дело. Продается везде, стал еще доступнее с появление торговых автоматов. Загрузил 5 рублей, получил попрыгунчика, поиграл им и потерял, можно нового покупать.

Одно время модно было им давать имена. Помню, дети меня знакомили с набором попрыгунчиков, по именам называли, будто это домашние питомцы. Попрыгунчик – штука универсальная, можно играть одному, можно перекидываться с другом или пинать, а можно гонять его по коридору всей толпой. Он довольно крепкий, прыгает весело и непредсказуемо. По сравнению с тем же мячом для большого тенниса стоит намного меньше. Они время от времени и сейчас появляются у некоторых ребят, видимо, покупаются на сдачу.


С УМНЫМ ВИДОМ

Было одно время, стали популярны головоломки типа кубика Рубика. Все с умным видом собирали их, слушали обзоры блогеров, хвастались друг перед другом, соревновались на скорость.

Сначала была квадратная классика, а потом производители начали выпускать головоломки на любой вкус – треугольные и круглые, с разными рисунками, большие и совсем маленькие. Мода на них прошла довольно быстро, поиграли и забыли. Надо сказать, что они и не были самыми доступными по цене.

КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ

Вот что реально бомбануло, так это спиннеры. Спиннер одно время был у каждого. Дети бегали с ними как с настоящим чудом, крутили по очереди, давали крутить за еду и за деньги, дружили по принципу у кого есть спиннер. Они продавались во всех магазинах, даже в продуктовых. Я свой купил в сельпо.

Их покупали, показывали различные трюки, потом собирали коллекции, дарили и обменивали. Крутя на пальце спиннер, дети получали невероятную радость, чувство безмятежности, покоя и умиротворения, успокаивали нервы и снимали стресс. По крайней мере, они так мне говорили. А потом все закончилось так же быстро, как и началось. Нет больше спиннеров, изредка мелькнет на денек у кого-то в руках как артефакт доисторической эпохи.


УЖ МЫ ИХ ДАВИЛИ-ДАВИЛИ…

Зато на смену им пришли поп-иты и симпл-димплы. Невероятная вещь – по сути, бесконечные пупырышки, как те самые, которые мы любим давить, распаковывая посылки или бытовую технику. По факту это кусок резины с мягкими выемками под размер пальца, которые при надавливании выгибаются в обратную сторону. А потом переворачиваешь и начинаешь по новой. Их делали яркими и красивыми, разными по форме и размеру. Любой уважающий себя школьник жить без него не мог, родители опять ходили по магазинам в поисках.

Сейчас, кстати, настали удобные времена – все заказывается через интернет, только деньги готовь. И снова мода на них пропала, и уже неинтересны они никому. Внимание школьника – штука капризная и недолговечная, чего уж тут поделать. Но дальше появляются слаймы. Вот уж чудо из чудес. Мягкая и упругая субстанция, иногда в виде игрушки, есть просто бесформенные варианты, а когда и в виде элемента на чехле телефона. Смысл прост – ты его жмякаешь, он упругий и сопротивляется, а ты радуешься. Вот реально штука хорошая, надо такие игрушки всем взрослым подарить, чтобы никто не нервничал.


ИГРАЙТЕ, ВЫ ЖЕ ДЕТИ

От великой игрушечной гонки не отставали сетевые магазины. Именно они предлагали собирать то троллей, то супергероев, то скрепышей. Именно они стали виновником катаний детей по полу в магазинах, миллионов разочарований, когда досталась уже имеющаяся фигурка. Вот и появилась традиция обмена – при этом не только из рук в руки, но и с договоренностями через интернет. Настоящий «теневой бизнес». На площадках частных объявлений вам могут предложить уже полностью собранные наборы. Дети их собрали, стало неинтересно, и их время прошло. Кстати, к достоинству этих игрушек могу сказать, что они имели минимальные полезные функции. Резиновые тролли, например, можно было использовать в качестве ластика.

Отдельный пласт, который всегда существовал параллельно, – это игрушки по фильмам и мультфильмам, например, тот же Хагги Вагги. Они всегда были популярны, но довольно дороги и, скажем так, для фанатов.

Что я могу сказать детям – играйте, вы же дети, а родители – готовьте денежку, мода на игрушки изменчива, непостоянна и непредсказуема.

Олег ОКУНЕВ

146



Похожие записи: