Моя война еще не окончена…

Установка креста    

До сих пор по Книгам Памяти пропавшими без вести числятся более 3 миллионов человек

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Я – учитель истории одной из березниковских школ. Будучи студентом Глазовского пединститута участвовал в нескольких поисковых экспедициях. Эти записки о том, что увидел сам, понял и пережил.

Наш пединститут известен и тем, что на его базе уже не одно десятилетие действует Молодёжное поисковое объединение «Новый Феникс». Меня в отряд завлекли друзья-сокурсники. Что такое поиск, я тогда представлял смутно. Но уже весной 2008 года я выехал в свою первую поисковую экспедицию в Ленинградскую область.

По оперативным сводкам, там велись бои местного значения с финнами, союзниками фашистов. Деревня расположена между большими озёрами Гонгинским и Оренжинским. Их, в силу большой площади, буреломов и болот, трудно обойти, так что нашим войскам пришлось наступать прямо на деревню. Основным пунктом обороны финнов была деревянная церковь с установленным на ней пулемётом. Наши войска после нескольких атак вынуждены были выкатить орудие на прямую наводку и дать залп. Церковь сгорела, наши деревню взяли. Вот в принципе и вся информация, которая была известна. Остальное мы должны были увидеть на месте.

Идем на место работы

ЗАБЫТОЕ КЛАДБИЩЕ

План работы был следующий. Самые опытные поисковики идут в разведку, остальные ищут кладбище наших бойцов, которое принадлежало, видимо, госпиталю. По словам местных жителей, оно располагалось на опушке леса, недалеко от села. В документах администрации (есть мемориал на братской могиле и соответствующее постановление о перезахоронении) говорилось, что в своё время останки бойцов (около 100 погибших) были перевезены на мемориальное кладбище в другой населенный пункт. Однако у нас возникли сомнения.

Обследовали опушку леса там, где было кладбище госпиталя. Так как могилы могли находиться глубоко, работали щупами-глубинниками. Два часа работы ни к чему не привели. Дальше решили углубиться в лес, состоящий из молодых берёзок, осин и ольхи. Вскоре одному из нас удалось нащупать одну братскую могилу. До конца дня мы прочесали этот участок. Наши худшие опасения подтвердились. Никто перезахоронением бойцов не занимался. Они остались здесь же, и были перезахоронены лишь на бумаге. Кладбище, где похоронены более сотни бойцов, было забыто.

На следующий день занимались обустройством забытого кладбища. Спилив часть деревьев, мы отметили границы могил, убрали территорию, из земли подняли могильные холмики. На это ушёл целый день, но кладбище приобрело приличный вид. Кстати, как только мы сообщили местным властям о своей находке, нас обвинили в том, что мы ведём раскопки незаконно. Предъявили документы на экспедицию, возражать им стало нечего. Но с тех пор они были на нас в обиде. А наше командование приняло решение найти новое место работы.

На окраине же деревни, у дороги, недалеко от вновь обретенного кладбища, мы поставили памятный крест.


ФИНСКАЯ АНОМАЛИЯ

В сорока километрах, в районе Пертозера, есть интересное место. В первые годы войны для прикрытия дороги на Архангельск сюда были направлены 2 батальона пехоты. Около 600 человек с боями пришли в этот район. Заняли оборону, вот тут-то случилась трагедия. Солдаты и командиры не имели опыта боев на такой труднопроходимой территории, плохо знали местность, поэтому более опытные финны их окружили. В нескольких местах наши солдаты попытались вырваться из кольца, в итоге это удалось примерно 50-ти солдатам, примерно столько же человек, видимо, попали в плен. Судьба остальных оставалась неизвестной.

Несколько дней мы ничего не могли найти. Складывалась странная ситуация – здесь кипел жестокий бой, но на месте боёв мы нашли 2 гранаты, штык, 3 лопатки, гильзы от патронов. Только потом мы поняли – все дело в финнах. Финские солдаты собрали с поля боя абсолютно всё, даже отдельные гильзы. В один из дней нашли так называемую раздевалку. Это место, где враг раздел наших бойцов перед похоронами, выбросив ненужные вещи. Самих бойцов здесь нет, но стало понятно, что враг их прихоронил, и надо искать не «верховиков», а могилы. Могилы с течением времени проваливаются и оставляют в земле правильные геометрические провалы, глубиной 7-10 см.

Но тут выяснилась ещё одна интересная деталь – мы нашли раздевалку на месте вырубки, а лес рубила финская фирма. Они, возможно, зная расположение места боёв, выбрали именно этот район. Лесничество выдало им разрешение на вырубку. Финны лес вырубили, а по вырубке прошлись трелёвочником, сровняв очертания могил. После этого найти что-либо было почти невозможно. Финны и сейчас, по прошествии стольких лет, намеренно заметают следы своего военного присутствия на территории России и пытаются скрыть правду о сотрудничестве с фашистами.

Найденные гильзы

ТАЙНЫЕ МОГИЛЫ В НЕПРОХОДИМОМ ЛЕСУ

Могилы мы нашли спустя четыре дня. Обнаружив границы первой, мы начали раскапывать её по периметру. Могила оказалась глубокой, в человеческий рост. Позже мы выяснили, что могилу копали пленные из этой части. Она была по периметру 4х3 м, но в ней оказалось 32 бойца нашей армии. Финны их прихоронили, была вырыта небольшая яма, тела солдат финны раздели полностью, забрав все вещи, медальоны и даже нижнее бельё. Вот она отличительная черта финнов, воевавших на стороне фашистов. Ни в одной армии мира не принято хоронить бойцов раздетыми, даже сами фашисты такого не делали. А финны, раздев солдат, скидали их в могилу в 3-4 слоя, закидали валунами, бросили несколько гранат, чтобы тела разорвало, и они занимали меньше места, и закопали. Наша задача заключалась в том, чтобы собрать останки бойцов и накануне Дня Победы похоронить их уже на воинском мемориале с отданием всех воинских почестей. Все бойцы данных батальонов в СССР числились пропавшими без вести. Но финны пунктуальны: места захоронений, скорее всего, обозначены в военных отчетах того времени. А значит, через власти Финляндии можно сделать запрос и узнать, кто лежит в этих могилах.

Посвящение в поисковики

Работа наша была очень сложной – копали с утра и до позднего вечера. К тому же похолодало, и выпал снег, не таявший несколько дней. Почва здесь была глинистой, поэтому тела разложились не полностью. Все кости, вплоть до мельчайших, сохранились, как и волосы. На месте бывших мягких тканей образовался гной. Приходилось, сидя в яме, тщательно разбирать землю, вытаскивая всё новые и новые кости и черепа. В общей сложности нам удалось найти останки 32 бойцов РККА.

Также нашли гранату Ф-1 еще в заводской покраске, но без кольца. Сюда её кинули финны для уплотнения тел, а она не взорвалась, а теперь же могла взорваться в любую минуту. Это одна из основных опасностей в работе поисковика – неразорвавшиеся боеприпасы. На следующий день мы начали копать на новом месте, эта могила по площади была меньше, но копали её мы 3 дня, так как она оказалась 2,5 м глубиной, здесь таким же образом было прихоронено 40 человек.

Погода была такой же холодной. Оставалась ещё одна могила, но вскрывать её мы не начинали, так как экспедиция подходила к концу. Было принято решение отправиться в основной лагерь. Останки 72 бойцов были упакованы и отвезены в Подпорожье, где вместе с останками других бойцов были 8 мая захоронены на мемориальном кладбище в братской могиле.

Вместо послесловия. Александр Суворов когда-то сказал: «Война не окончена, пока не похоронен последний погибший в ней солдат». Честно могу вам сказать – Великая Оте-
чественная война не будет закончена никогда. До сих пор по Книгам Памяти пропавшими без вести числятся более 3 миллионов человек.

Сергей РУССКИХ

195



Похожие записи: