Борьба против религии — борьба за социализм!

Атеистическое движение в Глазове и северной Удмуртии в 1920-е годы

Продолжение, 1 часть здесь, 2 часть здесь

«ОСОБЕННО УСИЛИТЬ РАБОТУ В ДЕРЕВНЯХ…»

В 1929 году в СССР начинается такая печально известная кампания, как коллективизация. Курс на ускоренное создание коллективных хозяйств в селе должен был привести к превращению своенравного крестьянского сословия в бесправную и покорную массу колхозников. А эта задача, в свою очередь, потребовала усиления борьбы с религией, объединяющей и сплачивающей крестьян. Поэтому 24 января ЦК ВКП(б) утвердил указ «О мерах усиления антирелигиозной работы», в котором любая религиозная община именовалась «единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы».

Пророко-Ильинская церковь в селе Васильевском, 1971 год

Основным направлением антирелигиозной работы, наряду с атеистической пропагандой, становится насильственное изъятие храмов и разгон церковных общин. Уже 18 февраля 1929 года бюро Глазовского уездного комитета ВКП(б) принимает проект «Наказа Горсовета», где утверждает предложения об использовании собора и часовни города Глазова «под культурные учреждения».

22-23 апреля 1929 года Бюро Глазовского укома ВКП(б), заслушав информацию «о ходе антирелигиозной работы в связи с вопросом изъятия церкви», выносит решение о подготовке агитаторов «для усиления разъяснительной работы за изъятие Глазовского собора через постоянные выезды, доклады, лекции, беседы» и рекомендует «особенно усилить работу в деревнях, входящих в приход данной церкви».

В эту работу сразу же включились члены ячейки Союза безбожников при Глазовской советской партийной школе. Весной 1929 года курсанты совпартшколы вели агитацию и раздавали газеты «за отобрание собора под культурное учреждение», а в одной деревне во время праздника Пасхи поставили антирелигиозный спектакль.

Глазов. Закрытая Георгиевская церковь, 1929 год

ДЕТИ ПРОТИВ СОБОРА

К кампании против городского Преображенского собора были подключены и дети. Известно, что в 1929-1931 годы в школе I ступени № 2 имени Короленко действовал атеистический кружок. Для работы в нем выписывали газету и журнал «Безбожник». На юных членов кружка возлагалась обязанность распространять «безбожную» литературу, устраивать утренники и добиваться снятия икон дома.

21 декабря 1929 года на объединенном педсовещании школ I ступени было решено, чтобы глазовские школьники по вопросу «предоставления здания собора под культурный центр… оказали влияние на неорганизованную массу родителей».

Ученики школы им. Короленко принимали участие в антипасхальных демонстрациях, звали родителей на собрания по изъятию собора и на факельные шествия. С помощью своего руководителя дети-безбожники рисовали антирелигиозные стенгазеты, плакаты и лозунги, готовили доклады, вечера и спектакли для населения города и соседних деревень. В апреле 1929 года школьники большинством голосов проголосовали за взятие собора у верующих под культурное учреждение.

Глазов. Преображенский собор, 1910-20-е годы

ИТОГИ КАМПАНИИ

Первыми жертвами антирелигиозной кампании в Глазове стали Георгиевский храм и Александро-Невская часовня. Под предлогом «громадного роста культурных запросов трудящихся города» и «острого недостатка помещений для культурных целей» Горсовет 30 марта отобрал у верующих оба храма.

Но 30 апреля 1929 года, после звонка из Москвы, Удмуртский обком разослал по районам директиву «о прекращении проводящейся союзом безбожников кампании по изъятии церквей». Было решено, что нежелательно отталкивать от Советской власти верующее население в очень непростой период коллективизации.

Получив по телефону стоп-приказ из Ижевска, бюро Глазовского Укома ВКП(б) 3 мая срочно перестраивает проведение «кампании за изъятие» Преображенского собора. Вовлеченные в кампанию силы (шефы, курсанты совпартшколы и специальные бригады) были перенаправлены «на передел земли, землеустройство» и посевную кампанию. С этого времени антирелигиозную агитацию решено было проводить «как постоянную пропагандистскую, воспитательную работу».

После 1929 года Горсовет и Глазовский ёроском ВКП(б) уже не спеша, соблюдая формальную законность, временно отступая, терпеливо пережидая жалобы и волнения верующих, методично и неуклонно продолжали наступление на городские и сельские храмы Северной Удмуртии.

К началу 1940-х гг. путем применения чисто административных и карательных мер и при активном содействии СВБ и антирелигиозной пропаганды православная община Глазова была разгромлена. В городе и Глазовском районе не осталось ни одной действующей церкви. Со временем все здания закрытых храмов Глазова были разрушены до основания.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ

В годы Великой Отечественной войны накал антирелигиозной борьбы в СССР резко пошел на спад. Атеистическая агитация стала менее агрессивной и сменилась пропагандой естественно-научных знаний. К тому времени, после разгрома религиозных общин и духовенства, Союз воинствующих безбожников становится анахронизмом. В 1947 году СВБ был распущен. Задача по ведению антирелигиозной пропаганды в стране была возложена на просветительское Всесоюзное общество «Знание».

Уже к середине ХХ века большая часть советского общества была полностью секуляризована и расцерковлена. Но, как показала жизнь, богоборцы совершили просчет, думая, что ликвидация храмов и разгон духовенства приведет к окончательному и полному исчезновению церкви и других религиозных общин. Даже жестокий террор и преследование инакомыслящих редко приводят к немедленному и желательному для властей результату.

Часть верующих, кто добровольно, кто вынужденно, отошли от религиозной жизни. Но те, кто остался, не видели смысла в жизни без веры в Бога. Благодаря их тихому упорству, несмотря на все трудности, церковная жизнь в Глазове и Северной Удмуртии к концу ХХ века постепенно была восстановлена. И в наши дни, как сто лет назад, над городом и селами снова плывет колокольный звон, а под сводами храмов продолжает звучать слово Божье.

Новый Преображенский храм, 2010-е годы

Глеб КОЧИН