Борьба против религии — борьба за социализм!

Атеистическое движение в Глазове и северной Удмуртии в 1920-е годы

Продолжение, начало здесь

НОВЫЕ ОБЫЧАИ

В общественную жизнь вместо церковных активно вводятся новые советские обряды и пролетарские праздники, такие как годовщина Октября и Первое мая. Осенью 1924 года, по словам корреспондента газеты «Красный пахарь», в Пудемском заводе на пруду утонули три подростка. Один из погибших по настоянию отца «был похоронен без попов и отпевания в церкви. Гражданские похороны А. Огнева состоялись в день 7 годовщины Октябрьской революции при участии массы народа. Это были первые гражданские похороны за период существования Сов. власти и вызвали огромный интерес среди населения…»

8 октября 1925 года в селе Балезино вместо церковных крестин были устроены первые в волости «октябрины». Как писала газета, гражданин деревни Кестым Касимов «не стал крестить своего сына в церкви-мечети, а отдал его на воспитания ячейке РКП(б)… Октябрины прошли оживленно, при большом стечении народа».

Подобные «крестины-октябрины» в деревне Сыга на окраине города провели и юные пионеры Глазова. По словам очевидцев, получив «согласие на этот обряд от родителей новорожденного… в назначенный час отряд под знаменем, с барабаном и горном, уже маршировал по деревне. Всех взбудоражил…» Пионеры встретили явившихся на мероприятие родителей с ребенком хлебом-солью. Как вспоминали участники «крестин без попа», «флаги, плакаты, стол президиума, даже упаковка подарков для виновников торжества – все было из красного ситца».

I Глазовский уездный съезд безбожников, 22 мая 1927 года

СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ

В 1925 году на основе Общества друзей газеты «Безбожник» в стране был создан Союз безбожников. В 1929-м в название Союза вошел эпитет «воинствующие». Члены СВБ действовали под лозунгом: «Борьба против религии – борьба за социализм!». Они вели диспуты, выступали против старых обрядов, устраивали кощунственные карнавалы во время религиозных праздников, жгли иконы. Все происходило от имени самих богоборцев, а государство как бы не отвечало за действия союза.

В Удмуртии СВБ действовал под руководством партийных органов и обычно возглавлялся инструкторами обкома ВКП(б). В 1925 году в 55 ячейках удмуртского Союза безбожников состояло 1 579 человек.
Известно, что агитационно-пропагандистский отдел Вотского обкома партии рассылал по Глазовскому уезду методические указания и лозунги к проведению «антипасхальной недели», «весенней антирелигиозной кампании» и «План антирелигиозного закрытого маскарада для клубных и школьных вечеров».

БЕЗБОЖНЫЕ СЪЕЗДЫ
В апреле 1926 года в Глазове уже существовали уездный Совет Союза безбожников, две его ячейки, пять кружков, антирелигиозный семинарий при Педтехникуме, а также «Уголок безбожника» в газете «Красный Пахарь». Тем не менее в ноябре на одном из заседаний XVII Глазовской уездной конференции ВКП(б) отмечалось, что в уезде «антирелигиозная просветительская работа производится не вполне удачно. Попы влияние на массу имеют».

16 мая 1926 года в Глазове состоялась общегородская конференция Союза безбожников. На ней работу временного Совета С.Б. признали «вполне удовлетворительной» и постановили: «Еженедельно по субботам устраивать антирелигиозный час для коллективного чтения газет и журналов Союза безбожников». Кроме того, был избран новый Совет из 8 человек.

Спустя год, 22 мая 1927 года, в Глазове проходит Первый уездный съезд Союза безбожников. Как писали в газете «Красный пахарь», «за год работы много получено опыта. Этим опытом и делились делегаты… Уездный съезд признал работу Совета удовлетворительной… Одно время организация насчитывала около 1000 членов, сейчас только уже 800…» Чтобы добраться до города, многим молодым людям пришлось пройти «пешком за 60 верст на свой безбожный съезд… Всех делегатов на конференции участвовало 43 человека. Было бы больше, если бы могли оплачивать дорогу и суточные делегатам».

Епископ Виктор (Островидов) в Глазове. 1926-28 годы

АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ДИСПУТЫ

Обычным явлением в годы НЭПа становятся так называемые диспуты, организуемые активистами-безбожниками. Однако, как писал в 1926 году уполномоченный Вотского областного отдела ОГПУ, духовенство Глазовского уезда старалось уклониться от подобных мероприятий. По словам чекиста, только что сосланный в город епископ Виктор (Островидов) категорически отказывался от участия в диспуте, объясняя это своей нервностью.

9 января 1927 года глазовская газета объявила о созыве уездным советом Союза безбожников нового диспута «Был ли Христос?», на который опять приглашались архиерей Виктор, протоиереи местного собора и другие желающие.

Весной 1926 года прошел диспут в селе Курья. Как сообщала газета «Красный пахарь», «приглашали за неделю еще всех попов, чтобы они выступили. Но они так и не приехали. Испугались. А курьинский поп, хотя и присутствовал, но как только дело дошло до выступлений, с диспута удрал».

Священник А. Абашев. Фото из следственного дела, 1949 год

Но многие священники все же не уклонялись от богословских споров с безбожниками и смело шли в бой. Как вспоминала дочь священника села Васильевское Александра Абашева, батюшка «Евангелие знал наизусть, и все удивлялись его памяти. На диспутах своих оппонентов, желающих уязвить Православие, он сразу подавлял, причем мог это сделать одной фразой, одним умозаключением. Одно-два слова скажет, а тому уже и ответить нечего. Доходило до того, что агитаторы, узнав, что будет участвовать Абашев, отказывались идти на диспут… Власти были раздражены деятельностью сельского священника, говорили: «Пока он здесь, мы коммунизм не построим».

Впоследствии о. Александр сполна расплатится за свою неуступчивость и преданность вере отцов – четыре ареста, семь лет заключения и здоровье, безнадежно загубленное в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа. Священник Абашев почтенным старцем уйдет из жизни в городе Пензе в 1967 году.

Окончание следует.

Глеб КОЧИН