Борьба против религии — борьба за социализм!

Атеистическое движение в Глазове и северной Удмуртии в 1920-е годы

В 1918 году в бывшей Российской империи началась долгая эпоха государственного атеизма и непримиримой яростной борьбы с религией и всеми конфессиями страны.

Основной целью богоборцев стала Русская православная церковь – как самая многочисленная и влиятельная религиозная организация России. Идеалы коммунизма и идеологические догматы большевиков были призваны окончательно вытеснить без остатка из сознания и уклада людей и само понятие Бога, и все основы христианского вероучения.

Плакат 1918 года

ГОНИТЕ ЭТИХ ЛОДЫРЕЙ В ШЕЮ…

Еще в годы гражданской войны в многочисленных советских плакатах поп, наравне с буржуем и кулаком, был объявлен как один из главных сторонников Белой армии и контрреволюции, как «нахлебник и паразит на теле трудового народа». В годы красного террора духовенство часто повергалось гонениям и конфискациям, а иногда – и бессудным расстрелам.

В газетах публиковалось немало заметок и статей, рисующих священников и монахов в самом неприглядном виде. В феврале 1919 года в газете «Красный набат», издаваемой в Глазове политическим отделом штаба Третьей армии Восточного фронта, можно было прочитать стихи некоего Г. Кособокова «Милые союзнички»:

Поп, кулак и генерал –
Это свора обдирал.
Поп молитвой и крестом
Обдирал крестьян постом.
Он застращивал их адом,
Пот катился с него градом
От доходов, барышей,
От запуганных людей…

Вполне типичной для того смутного времени была и заметка некоего Красноармейца Б., напечатанная в январе 1920 года в глазовской газете «Жизнь крестьянина». Неизвестный автор, бичуя «попов-обдирал» села Люк, назначивших за свои услуги завышенную ставку в 20 рублей с дома, страстно призывал: «Гоните этих обдирал и лодырей в шею, и пусть они честным трудом, как и все, зарабатывают свой хлеб».

Согласно учению Карла Маркса, церковь, как общественная надстройка, лишившись материального базиса, обязана была отмереть сама собой. Однако очень скоро большевикам становится ясно, что религия в России сама собой исчезать не собирается, и «процесс создания нового советского человека, то есть активного безбожника, беспрекословно преданного партии, займет многие годы».

Антирелигиозное мероприятие, 1920-е годы


РАБОТУ ВЕСТИ ОСТОРОЖНО…

Как следует из архивных документов, начало целенаправленной работе по насаждению атеизма в Глазове и уезде было положено в 1922 году. Тогда уездный комитет Российского коммунистического союза молодежи создал два антирелигиозных кружка для работы среди комсомольцев.

Первое время богоборческая пропаганда среди населения уезда большого успеха не имела. Как сообщал уездный комитет Российской коммунистической партии большевиков, «за период с 1 июня 1922 г. по 1 марта 1923 г.», «политические кружки I – II-й группы»… достаточно… себя не проявили. Велась усиленная подготовка к проведению «комсомольского рождества»… Уком партии не оказал ни материальной, ни реальной помощи. Возможно, что поэтому еще Рождество провалилось».

Спустя несколько месяцев Уком РКСМ констатировал, что комсомольцы атеистической пропагандой «заинтересовались настолько сильно, что ее можно будет расширить и перенести в среду беспартийной массы». Руководителем нового антирелигиозного кружка среди беспартийных города был назначен умный и энергичный юноша Николай Лекомцев. В свои 14 лет он сумел стать секретарем комсомольской ячейки в городской «I школе II ступени» и одним из основателей пионерского движения в Глазове.

В инструктивном письме от 14 декабря 1923 года, адресованном «тов. Лекомцеву», Уком рекомендовал атеистическую работу «вести осторожно, не затрагивая чувств верующих и отбрасывая в сторону метод высмеивания священников. Вся работа должна вестись исключительно на научной основе».

Дети читают газету «Безбожник», 1920-е годы

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПАСХА

В Глазове юный руководитель кружка проводит так называемые комсомольскую пасху и рождество. Молодых богомольцев, пришедших в город на церковный праздник, комсомольцы и пионеры зазывали в школу на концерт и лекцию. Однако, по словам очевидцев, «прослушав доклад, сопровождаемый опытами – чудесами химического превращения веществ, и с таким же интересом – концерт, поиграв и потанцевав с нами, гости и в церковь сходить успевали. Не так-то просто оказалось воспитывать молодежь…» Николай Лекомцев руководил кружком до конца 1924 года, пока не был переведен на другую работу.

Похожие антирелигиозные мероприятия проходили и в уезде. Весной 1925 года газета Глазовского укома РКП(б) «Красный пахарь» сообщала, что в ночь на 19 апреля в селе Укан, в одно время с празднованием Пасхи в местном храме, местные активисты провели комсомольскую «пасху». На ней «присутствовало до 300 чел. крестьян, которые проводимыми докладами и устроенным комсомольским спектаклем остались довольны», и в церковь, несмотря на колокольный звон, не пошли. Комсомольцы села Ягошур также организовали свою «пасху», где при большом стечении народа были зачитаны два доклада. Затем состоялся спектакль, а в заключение прошли игры.

Продолжение следует

Глеб КОЧИН