Начальник госпиталя военврач Феодосий Сатрапинский

    

В начале ХХ века в Глазове на должности законоучителя женской гимназии служил священник Василий Сатрапинский

Старшему сыну отца Василия – Феодосию – со временем суждено было стать военным врачом. В годы Великой Отечественной он трудится в эвакогоспиталях, где спасает жизнь и возвращает здоровье раненым бойцам Красной Армии. После победы Феодосий Сатрапинский становится известным историком и вносит большой вклад в изучение и увековечение подвига своих современников и коллег – военных медиков той трудной и грозной поры.


СВЯЩЕННИКИ САТРАПИНСКИЕ

По своему происхождению Феодосий принадлежал к духовному сословию. Его родной дед – «дьяческий сын» Александр Стефанович Сатрапинский служил в Сарапуле, состоял на должности священника Николаевской церкви.

В октябре 1873 г. отец Александр поступает в Сарапульское духовное училище на место учителя чистописания и церковного пения, а потом переходит в городской Вознесенский собор на «диаконскую вакансию». Затем батюшка служит в сельских приходах по всей Вятской губернии и в 1912 г. уходит из жизни в возрасте 67 лет.

Второй сын священника Сатрапинского – Василий – идет по стопам отца. Он заканчивает Вятскую духовную семинарию и становится учителем в церковно-приходской школе. В 1897 г. молодой учитель венчается с 22-летней Серафимой Васильевной Андриевской, дочерью священника села Верхосунье Нолинского уезда.

После свадьбы Сатрапинский получает назначение на место священника Крестовоздвиженской церкви села Белоозерье Орловского уезда. Там отец Василий исполняет обязанности законоучителя в земских училищах и приходских школах. За свое усердие и благочестие молодой священник удостаивается нескольких наград и получает грамоту с благословением Святейшего Синода.

В 1899 г. в семье Сатрапинских на свет появляется первенец. При крещении родители дадут мальчику красивое древнее имя Феодосий, что в переводе с греческого означало «данный Богом».


ГИМНАЗИСТ

В апреле 1904 г. отец Василий был перемещен на вакансию священника к Александровской церкви Омутнинского завода Глазовского уезда, где продолжает учить детей Закону Божьему в местных училищах и школах. Летом 1909 г. священник вместе со своим старшим сыном, которому исполнилось 10 лет, отправляется в Глазов. Там батюшка подает прошение на имя инспектора Глазовской мужской прогимназии: «Желая дать образование моему сыну Феодосию в вверенной Вам Прогимназии, имею честь просить распоряжения Вашего о том, чтобы он был подвергнут надлежащему испытанию и медицинскому освидетельствованию и помещен в тот класс, в который по своим знаниям и возрасту может поступить; причем имею честь сообщить, что он подготовлялся к поступлению в 1 класс и до сего времени обучался в Малаговском Омутнинском земском начальном училище».

Сын священника поступает в первый класс прогимназии и с тех пор живет на съемных квартирах далеко от своих родных. В октябре 1912-го отец Василий распоряжением попечителя Казанского учебного округа переводится в Глазов на должность законоучителя Александровской женской гимназии и городского училища. Кроме того, священник преподавал Закон Божий в недавно открывшемся Глазовском высшем начальном училище.

В Глазове Сатрапинские сначала живут в доме горожанки Тихомировой, недалеко от гимназии на улице Мясницкой (ныне – Короленко). В июле 1914-го отец Василий на той же улице Мясницкой приобретает у мещанина Пацианского за 1000 рублей одноэтажный деревянный дом № 10, стоящий напротив Георгиевской церкви. При добротном доме, крытом железом, имелись хлев, погреб, баня и свой колодец. К тому времени в семье священника, кроме Феодосия, подрастали еще 2 сына и 4 дочери.

В 1914 г. начинается Первая мировая война. Дамский кружок, состоящий из жен именитых горожан, открывает в Глазове лазарет для больных и раненых воинов. Им руководил городовой врач Борис Андреевич Алфимов. Вскоре госпиталь переходит под покровительство Всероссийского Союза городов. В 1915-м гимназист Сатрапинский устраивается в это учреждение делопроизводителем и около года трудится в нем без отрыва от учебы. Без сомнения, именно в том глазовском госпитале Феодосий, впервые ознакомившись с трудной, но благородной профессией врача, бесповоротно решает посвятить свою жизнь делу спасения раненых и больных.

Кроме того, юноша принимается за репетиторство и дает неуспевающим сверстникам уроки по латинскому языку. В мае 1917-го, уже после падения императорской династии Романовых, Феодосий успешно оканчивает гимназию с серебряной медалью. Вместе со своим товарищем Николаем Глотовым он отправляет свой аттестат об образовании с другими документами в Петроград для поступления в Военно-медицинскую академию.


СТУДЕНТ

В ожидании ответа Феодосий не теряет времени даром и принимает участие в начавшейся летом Всероссийской сельскохозяйственной переписи населения. В должности инструктора он вместе с отрядом переписчиков разъезжает по деревням и селам Глазовского уезда 1917 года, составляя списки домохозяев и описывая крестьянские хозяйства в подворных карточках.

В конце августа в Глазов приходит извещение о зачислении недавних гимназистов Сатрапинского и Глотова кандидатами в слушатели академии с предложением явиться в Петроград для прохождения медицинской комиссии. Юноши едут в столицу как раз во время событий мятежа генерала Корнилова, и 3 сентября они становятся студентами.

Много лет спустя Феодосий Сатрапинский в одной из автобиографий так описал свою жизнь в Петрограде: «Поместили нас в общежитии, где размещалось по 10-20 человек в комнате. 25 октября (старого стиля) совершилась Великая Октябрьская революция. Мы продолжали посещать практические занятия. Но голод и холод начинали проявляться все больше и больше. Пришлось поступать на работу в дезинфекционно-ремонтную бригаду для борьбы с сыпным, возвратным тифами, сдавать зачеты и экзамены.

Белогвардейские полки генерала Юденича стремились подавить революцию в Петрограде и разгромить питерский пролетариат и его Советы. Нас, студентов, направили для оказания медицинской помощи на участки фронта, в составе санитарных отрядов».

В марте 1921 г. рядом с Петроградом вспыхнул мятеж, поднятый гарнизоном крепости Кронштадт и экипажами кораблей Балтийского флота. Феодосий в составе группы курсантов академии был направлен для помощи бойцам, раненым при штурме мятежной крепости. По словам Сатрапинского, его 4-й санитарный отряд южной группы фронта работал в течение 3-4 недель. По окончании военных действий, в которых также принимали участие делегаты Х съезда партии большевиков, отряд был возвращен в Петроград для прохождения учебных занятий: «Мне пришлось работать санитарным инспектором в городе по ликвидации эпидемии сыпного тифа в связи с прибытием большого количества голодающих с Поволжья. Поработав некоторое время, я заболел сыпным тифом».


В МОСКВЕ

Несмотря на все трудности, студент Сатрапинский успешно заканчивает Военно-медицинскую академию в 1923 г. и направляется в новую столицу страны Москву на годичную стажировку ординатором в 4-й Московский военный госпиталь.

В это время женой Феодосия Васильевича становится студентка педагогического института имени А.И. Герцена в Петрограде Елизавета Птицина. Он была на 5 лет моложе мужа и тоже происходила из духовного сословия. Елизавета родилась в Санкт-Петербурге и была дочерью священника Николая Александровича Птицина, служившего при церкви Георгиевской общины сестер милосердия Красного Креста.

В 1914 г. Елизавета пройдет курс обучения при общине и будет удостоена звания «сестры милосердия военного времени Общества Красного Креста». Несмотря ни на что, супруги Сатрапинские смогут достойно пройти сквозь все выпавшие им на долю испытания и сохранят верность друг другу – вплоть до самых последних лет жизни.

В конце морозного января 1924 г., как вспоминал Феодосий Васильевич, он, «будучи профгруппоргом, вместе с коллективом сотрудников госпиталя участвовал в похоронах основателя нашего государства В.И. Ленина. Наша делегация в 4 часа дня, когда было прекращено всякое движение по всей советской стране в знак скорби и памяти великого учителя и вождя – остановились поезда, пароходы, автомашины, трамваи, станки на заводах. Все замерло. В эти минуты. Наша делегация была в центре Красной площади, недалеко от мавзолея. Крепкий мороз заставил людей отогреваться у огня многочисленных костров».

Продолжение читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=70802.
Глеб КОЧИН

291



Похожие записи: