Да здравствует великий и могучий единый учебник!

    

Размышления учителя о противоречивых проблемах преподавания истории в современных условиях

В последнее время государство уделяет все более пристальное внимание вопросам образования. Особая сфера интереса – изучение предмета истории в школе. Вокруг него ведутся давние пляски, попытки что-то изменить, переделать, улучшить, сделать другим. История становится предметом стратегическим, делом государственной важности. Жизнь обычного учителя от этого только усложняется – прибавляется работы, появляется необходимость переделывать программы и планирование, при этом труд учителя истории в вопросах зарплаты продолжает оцениваться по тому же коэффициенту, что и биология с географией. Неувязка получается, в общем.


ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ

От старой схемы концентрического изучения истории путем прохождения всего предмета с 5-го по 9-й класс, с «Древнего мира» до «Новейшей истории России», повторения и углубления этой же программы в 10-м и 11-м классах перешли к идее линейной схемы, когда 9-й класс заканчивается изучением начала ХХ века. А остальное будет изучаться в 10-м классе или в техникуме на 1 курсе. А в 11-м тоже чем-то дети займутся историческим, например, предметом «Россия в мире».

Из-за этой идеи сдвинулась вся система изучения, и несколько лет ряд классов изучали одни и те же темы два раза, шли по прежней схеме, в 8-м классе изучали «Историю России ХIХ века», а потом все сдвинулось, и в 9-м вместо «Истории России ХХ века» снова «История России ХIХ века».

Сейчас вводятся новые стандарты, опять грядут большие изменения и очередные учительские страдания. Но интересует меня сейчас в принципе уже утвержденная идея единого учебника истории. Единственного, неповторимого, безальтернативного и бескопромиссно правильного. Поговорить надо о нем.


ДАВАЙТЕ ПОСЧИТАЕМ

Идея, в общем-то, верная, некая единая концепция и идеологическая линия должны быть, особенно в вопросах преподавания истории. Но надо понимать, что изначально за благим замыслом, как в любом капиталистическом обществе, стоит вопрос денег. Школьные учебники – настоящее Эльдорадо. Учащимся они достаются бесплатно, но покупка их ведется за счет средств отдельной специальной части школьных бюджетов. Их со временем надо менять, но не только по причине физического износа, а из-за морального устаревания. Года 3-4 прошло – и все, подавай новые учебники.

Но на фоне изменения стандартов образования смена становится еще более частой. А учебник, изданный по старому стандарту, отличается от учебника, созданного по новому, на мой взгляд, главным образом, появлением на обложке значка соответствия ФГОС. И это при средней цене учебника, которая стремится к 1 000 рублей. Неплохая цена за появление значка на обложке.

Просто подумайте, почти 18 млн школьников, пусть половина из них приходится на начальные классы. Остается 9 млн, и им всем надо поменять учебники, а там и «Всемирная история» отдельный учебник, и «История России» в 2-х частях. И за каждую почти 1 000 вынь да положь. Вот и превращается все это примерно в 25 млн новых учебников, а при цене в 1 000 рублей – в 25 млрд. И вроде все только поменяли недавно, купили учебники по новым стандартам, которые были напечатаны двумя допущенными к выпуску издательствами. А теперь все это на свалку? Будет новый учебник, и новые 25 млрд. И, скорее всего, единственный допущенный правильный и верный издатель, который неплохо заработает.


КАКИМ ОН БУДЕТ?

Какой именно учебник нас ожидает, тоже большой вопрос. Что бы мне хотелось как учителю? Учебник сейчас – это уже давно не самостоятельная единица, подразумевается целый комплекс: учебник, рабочие тетради, контурные карты, атласы, учебно-методическое пособие, электронная версия всего комплекса. Как обычно, будет учебник, разбитый на две части якобы для того, что бы детям было легче носить портфель, и проходило по нормативам веса, а по факту – две части – это две книжки, и за каждую плати отдельно. И все это в мягкой обложке, опять же прикрываясь детьми для того, что бы им было легче носить, а на деле – обычная коммерция – мягкая обложка дешевле в производстве.

Будут рабочие тетради, которые нельзя покупать, собрав деньги с родителей, так как это незаконные сборы средств со стороны школы, и это проверяют определенные органы. То есть рабочая тетрадь вроде как бы и есть, но ее нет. Ну и, как обычно, атлас, карты и методическое пособие отдельно за свой счет.

В учебнике хотелось бы логики и соотносимости: если уроков при двух часах в неделю у нас 68, то примерно столько же нужно и параграфов, чтобы сводить тематическое планирование. Хотелось бы блок заданий после параграфов разнообразный и вариативный – для детей с разным уровнем знаний.

Опять же мне самому очень интересно, как авторы учебника будут оценивать различные исторические события: опричнину, коллективизацию и сталинские репрессии, итоги Первой мировой войны? Что будет с норманской и антинорманской теориями? Найдут ли свое отражение последние научные исторические и археологические открытия в едином учебнике?


УЧИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ?

Кроме единого учебника по истории, хотелось бы обратиться к общим идеологическим вопросам государственной политики. Иначе получится ситуация, что мы в школе стараемся, а параллельно с ведома государства ведется другая работа. В вузах и техникумах тоже преподается история, единый учебник, думаю, должен быть и там. А что делать с околоисторической литературой небезызвестных авторов, интернет-каналами и телевидением, где масса различных экспертов преподносит свое видение исторических событий? С ними, наверное, тоже надо что-то решать.

В противном случае сложится опять знакомая ситуация – бедный ваш покорный слуга бьется из последних сил, детям верную историю по единому учебнику преподает, по указанию государства, а страна мои старания может и не оценить. Да еще и со всех сторон учитель останется оплеванным, так как со всех утюгов будет вещаться совсем другая история, а я опять останусь в дураках, в истории отсталый и неправильный, не то что блогеры новомодные и Резуны всякие, и прочие «эксперты» с кухонными разговорами, которые историю-то побольше моего знают.

Олег ОКУНЕВ

116



Похожие записи: