По тропам памяти бродя…

Супруги Пыхтеевы - Сергей и Фина    

Каждый человек после себя оставляет след

Величайшая из книг – книга жизни, которую нельзя ни закрыть, ни открыть по своему желанию. «Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при каждом шаге», – писал А. Герцен.

Я снова о школе… Школа – это первая ступень, по которой ты начинаешь подниматься. Как пройдешь этот этап жизни, чему научишься, от этого будет зависеть дальнейшая судьба.


АФАНАСИЙ

Август 1963 года. После столичной студенческой жизни меня направили в Кузьминскую среднюю школу Кезского района. Учебный год еще не начался. Я бродила вдоль маленького ручья, любовалась незабудками, наслаждалась красотой этого поселка.

Сентябрь. У школы нарядные школьницы, учителя. Вместе со всеми поднялась на второй этаж старой бревенчатой школы. Волнительно, никого не знаю, кроме директора В. Главатских. Он познакомил с детьми, представил учителям. Мне дали старшие классы. Наполняемость в классах велика: в каждом не менее 35 человек. И вот иду в 10-й класс на первый свой урок русского языка. В 60-е годы мода такая была: короткая узкая юбочка и туфли на шпильке. Только переступила порог – каблук сразу вошел в щель половицы. Я замерла. Школьники стоят, не шелохнутся. Идти, конечно, до стола не могу, но стоять тоже.

И тут вышел из-за парты подросток, имя помню до сих пор. Афанасий смело пошел к двери и легко достал туфлю. «Ну вот и все», – сказал и сел за парту. Потом мы всем классом смеялись. Вот такое было первое знакомство. Урок уже не по плану пошел. Быстро перестроилась: «Будем писать сочинение на свободную тему о том, как вы отдохнули, работали или путешествовали». Это меня спасло. В классе была такая тишина, что явственно слышалась возня воробьев за стеклом на подоконнике. А за окном, как на медленном кинокадре, падали разноцветные осенние листья.


С ГОЛОВОЙ В РАБОТУ

А наутро еще интереснее. Как только вошла в учительскую – вопрос директора при всех учителях: «Ну и как первый день в нашей школе?». Сам же быстро ответил, лукаво улыбнувшись: «Ничего, ничего. Мы тоже были когда-то молодыми. Молодчина, не растерялась, значит, хороший педагог будет». Оказалось, что в этом классе учится его сын, поэтому он все еще с вечера узнал. Учителя дружелюбно заулыбались. С этого дня поняла, что коллектив старой закалки, с пониманием. Они не обидят, не подведут.

Я с головой окунулась в работу. Познакомилась с учителями, родителями учащихся. И летом скучать не приходилось. Ходили в походы, работали в колхозе, пекли картошку на костре. В коллективе учителей отмечали праздники, занимались художественной самодеятельностью.

И вот в самый Новый год они же выдали меня замуж за своего бывшего ученика Сергея, который вернулся из армии. Можно сказать, сосватали коллективом. В годы войны его мама воспитывала двух детей. Отец ушел на фронт и не вернулся. Старшая сестра уводила Сергея в лес, там они питались ягодами. Леса здесь богатые грибами, ягодами, зверьем. А их мама целыми днями на работе. Удивительная женщина! Без всякого образования принимала роды, хорошо знала акушерское дело. После войны работала в хлебопекарне. Дети уже знали вкус хлеба.


ЖДИ МЕНЯ…

Вечерами, когда я проверяла тетради, моя свекровь садилась рядом. Речь ее была на старый манер: «Эко, дочка, не сиди над бумагами долго, глаза испортишь». Ей очень хотелось, чтобы я ее слушала, потому отвлекала. И она рассказывала о своей нелегкой жизни. О том, как проводила мужа Петра Георгиевича Пыхтеева на фронт. Перед отъездом он успел построить дом и строго наказал ждать его. В мирное время был железнодорожником, у него была броня, но по каким-то причинам в 1941 году был отправлен на фронт. Он защищал город Сталинград. Жена Мария ждала мужа до глубокой старости в этом доме. Так и не узнала, где и как погиб муж. Долгими вечерами стояла на крыльце, смотрела, как пассажиры выходят из вагонов, идут по улице. Дом ее стоял рядом с вокзалом.

Петр Пыхтеев, родился в д. Бани Кезского района в 1909 г. Пропал без вести в сентябре 1942 г. в битве под Сталинградом

ПУТЕЙЦЫ

Дети выросли и стали потомственными железнодорожниками. Дочь – дежурная по станции, сын – мастер пути, весь его участок проверяли дефектоскописты с помощью прибора, который работает на аппарате ЭКГ. Мне было интересно, я в летнее время тоже ходила по шпалам с ними от станции Кузьма до станции Кез. Иногда за тысячу золотых трудно купить даже минувшую радость. Это были мои самые счастливые минуты жизни.

Но годы проходят, как поезда…


ВСЁ ОТ УЧИТЕЛЯ ИДЕТ…

В 90-е годы я переехала в Глазов. Еще три года работала в 10-й школе. Здесь уже учились мои внуки. Младшему внуку Саше хороший фундамент заложила учительница начальных классов Н.Н. Удегова. По неизведанным тропам уводила учеников в мир знаний. Однажды Саша привез с юга богомола. Показал в классе детям и учительнице.

Надежда Николаевна попросила наблюдать за насекомым и написать о нем. С этого времени он занимался исследовательской работой. Богомол, к огорчению, зиму не вынес, климат не тот.

В средних классах на него обратила внимание Галина Арсентьевна – учительница русского языка и литературы. Конечно, она работала с ним с точки зрения своего предмета. Саша выступал неоднократно в аудитории пединститута, занимая призовые места среди школьников Глазова.

На одной конференции он познакомился с Вячеславом Захаровым – заслуженным работником народного образования Удмуртской Республики, профессором кафедры русского языка и литературы. Саша так вспоминает о нем: «Его рука, протянутая мне, показалась по-отечески надежной. А на последней конференции он подарил мне свой новый сборник стихотворений «Песенный свет». Стихи его мне близки и понятны:

Есть люди надежные, как маяки,
По ним нам сверять
И сердца, и шаги…»

Истинно так. В школьные годы Саша знакомился с поэзией удмуртских поэтов Ф. Васильева, О. Поскребышева.


УТРОМ В БОЙ

Но больше всего он читал о героях нашей Родины. Отрывок из его сочинения: «Мой прадед Пыхтеев Петр Георгиевич родом из деревни Тимошино Балезинского района. Он погиб, защищая город Сталинград, в 1942 году. И вот я на Мамаевом кургане. Здесь тихо звучит скорбная музыка. Горит пламя Вечного огня. Языки пламени осветили мое лицо – я услышал сказку-быль…

Как звонкая песня, оборвалась жизнь моего прадеда на реке Волге. В последнем письме сообщил, что ночью у костра сушат портянки, а утром будет бой. Под шквальным огнем солдаты переправлялись на понтонах к другому берегу. Но не всем удалось переплыть… Долгое время считалось, что он пропал без вести. Но вот на гранитной плите высечено и его имя: Пыхтеев Петр Георгиевич – артиллерист, погиб смертью храбрых. Я был рад, что нашел его. Бережно храню фотографии. Вдруг представил его живым. Взгляд прямой, губы сжаты. Мы шагаем, взявшись за руки, по шпалам железной дороги. Он мне говорит: «Прости, сынок, не нянчил я тебя, на руках не носил. А сейчас подниму высоко-высоко, чтобы ты увидел этот прекрасный мир, который подарил тебе и твоим друзьям. Помни, что мир не сам собою пришел, он кровью завоеван». Прабабушка ждала его, ходила встречать к поездам, а возвращаясь домой, грустно говорила: «Видно, погиб мой Петро. Не видать мне его больше. А может, в госпиталях лечат еще раненого».

Мы с семьей часто ездим на море. На обратном пути заезжаем в Волгоград. На море хорошо, но возвращаемся домой с грустью. Стоял на мосту и смотрел на Волгу. Мне сказали, что она спокойно катит воды, охраняя покой тех, кто погиб.

Лишь музыка и ветер в облаках
Порывы наши чутко отражают.

В. Захаров»

Сергей Пыхтеев в походе с детьми Кузьминской средней школы показывает, как в годы войны отправляли лес по ледяной дороге

СПАСИБО ЗА ВАШ ТРУД

Сейчас Саша Кутявин сам еще учится в нашем пединституте. Мне, кажется, педагоги 10-й школы перекинули мостик в вуз. Они и сами учились здесь, работают в родном городе. Чуткая, требовательная, с большим запасом знаний учительница истории Надежда Владимировна, учительница русского языка Галина Арсентьевна верной дорогой направляют своих учеников в мир литературного искусства. Надежда Вячеславовна, учительница иностранного языка, кропотливо работает с учениками по изучению английского языка.

Идти по следу умных людей полезно и приятно. Не всегда приметны они в обычной жизни. Видимо, поэтому мы привыкаем к ним, а платить добром в свое время забываем. Хочется поблагодарить учителей за их неустанный труд, за внимание, заботу о подрастающем поколении. И пусть они смотрят на каждую утреннюю зарю, как начало своей жизни.

Фина ПЫХТЕЕВА

149



Похожие записи: