На рубеже эпох

Памятник И.В. Сталину перед Дворцом культуры в Глазове, 1951 г.    

Глазов в марте 1953 года

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

До середины XX столетия Глазов продолжал оставаться тихим уездным городком. Илья Коган, молодой инженер, приехавший на берега Чепцы в 1949 году, так описывал Глазов того времени: «Городок еще полон бревенчатых, почерневших от времени и дождей домишек – приземистых, с маленькими прищуренными окошками. Из окошек смотрят на свет красные, фиолетовые цветы и невозмутимые сонные кошки». Таких одно- и двухэтажных домов и бараков в городе насчитывалось свыше пятисот. Число зданий, сложенных из кирпича, не превышало и пяти десятков.

Старая улица Ленина. В 1950-е годы она пересекала улицу Короленко и проходила в районе между современной улицей Тани Барамзиной и сквером у памятника писателю

Ветер перемен в Глазове подул еще в 1930-е годы, когда здесь началось строительство огромного льнокомбината. В город на работу ехали тысячи людей. Накануне войны всего за несколько лет число жителей Глазова возросло почти вдвое.

В июне 1941 года Государственный комитет обороны СССР принимает решение об организации в Глазове на месте недостроенных корпусов льнокомбината важного оборонного объекта – патронного завода № 544 Наркомата вооружения. Уже в феврале 1942-го в только что возведенных, еще холодных новых цехах начинается выпуск винтовочных патронов для фронта.
После окончания войны завод был переведен на выпуск цепей для комбайнов и мотоциклов. Но вскоре происходит событие, в корне изменившее всю последующую судьбу и завода, и города. 19 декабря 1946 года патронный завод № 544 был передан в Первое главное управление для организации промышленного производства металлического урана.


НОВЫЙ ГОРОД

Глазов начинает расти еще более бурными темпами. В город на новое производство со всех концов страны начинают прибывать сотни молодых инженеров, техников и квалифицированных рабочих. Сначала приезжих размещали в общежитии, но места там закончились быстро. По словам первых заводчан, их селили даже в клубе: «И там тоже набилось под завязку, кровати стояли вокруг клуба, благо дождя не было».

Для размещения специалистов необходимо было построить много жилья. И вскоре вся западная окраина Глазова вместе с прилегающими к ней полями и перелесками становится одной большой стройплощадкой. Та часть города, которая застраивалась для работников ЧМЗ, среди глазовчан именовалась вторым участком. А часть города к востоку от улицы Ленина стали называть старым городом.

За короткий срок на пустырях выросли целые кварталы двухэтажных кирпичных жилых домов. В 1950-е годы в новые здания на втором участке уже было проведено централизованное отопление и подведена вода – горячая и холодная. Это была настоящая роскошь для деревянного городка, где дома отапливались дровами, а воду носили ведрами из колодцев и реки. Выгребные ямы и дощатые туалеты постепенно исчезают из дворов, а в квартиры подводятся канализация и электричество.

Кроме жилых кварталов, в Глазове в 1950-е во множестве возводятся детские сады, школы, больницы, спортивные объекты, учреждения культуры, необходимые для повышения уровня жизни горожан и специалистов завода. В 1953 году на улице Кирова, 51 строится здание средней школы № 6. В 1965-м здесь разместится первая в Глазове «английская» школа № 14.


ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ

На пересечении улиц Кирова и Сталина (будущей Советской) строится поистине грандиозный Дом культуры. Его поставили на пустыре, находившемся на окраине закрытого еще до войны старинного Свято-Духовского кладбища. Дом возводили по образцу ДК машиностроительного завода в городе Златоуст Челябинской области, чей проект в 1948-м был признан лучшим в РСФСР.

7 ноября 1951 года Дом культуры, получивший имя Сталина, распахнул двери для глазовчан. Это огромное здание стало прекрасным образцом торжественного архитектурного стиля послевоенной эпохи. Жителей маленького деревянного городка не могли не поразить роскошный паркет, величавые колонны, богатая лепнина и яркая роспись на стенах, а также переливающиеся огнями люстры под потолком. Как вспоминала глазовчанка Людмила Абрамова (Уткина), тот дворец для горожан был «как сказка, душа радовалась – мы туда надевали лучшие платья, брали с собой туфельки, а полы были так натерты, аж скользили ноги».

Дом культуры окружали многочисленные скульптуры и парк с массивной чугунной оградой, украшенной аксельбантами, снопами колосьев и серпами. Перед входом во дворец возвышалась бронзовая фигура отца народов в шинели и фуражке. На постаменте памятника была выбиты строки из Государственного гимна Советского Союза 1944 года:

Сквозь громы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин – на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!

Но тот монумент простоит в городе недолго. В 1954-м Дом культуры имени Сталина переименуют в Дом культуры ОЗК-17 заводского профсоюзного комитета. А в 1961-м по всей стране начнется снос всех многочисленных памятников вождю. В Глазове всего за одну ночь статуя Сталина будет снята и увезена в неизвестном направлении. Позднее на том месте встанет монумент в честь другого вождя – Владимира Ильича Ленина.

Автобус ПАЗ-651 (1952 года выпуска) на углу улиц Кирова и Дачной, 1960-е гг., фото Е. Титце

СМЕРТЬ СТАЛИНА

К началу 1953 года численность населения города уже превысила 32 тысячи человек. В январе по городским улицам пошли первые автобусы, а 1 февраля распахнул двери новый кинотеатр «Родина».

3 марта город потрясло известие «о тяжелой болезни товарища И.В. Сталина». Этот человек тяжелой и властной рукой правил Советским Союзом свыше тридцати лет. В сознании людей имя Сталина олицетворяло Победу в недавней страшной войне и превращение России из крестьянской лапотной страны в мощную промышленную державу, массовые репрессии и насильственные переселения целых народов. Казалось невероятной и невозможной сама мысль о том, что страна может когда-нибудь остаться без великого вождя.

По всему Союзу люди, замерев у тарелок радиорепродукторов, вслушивались в регулярно передаваемые скупые бюллетени о состоянии здоровья И.В. Сталина. Согласно распоряжению патриарха Алексия I, во всех православных храмах страны, в том числе и в глазовской Георгиевской церкви, шли молебны о здравии вождя.

Томительное ожидание продолжалось два дня. 5 марта было передано скорбное сообщение: «Скончался Председатель Совета министров Союза ССР и Секретарь Центрального комитета коммунистической партии Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин». Сталинская эпоха заканчивалась и начиналась другая. И никто не мог тогда с уверенностью предсказать, что же ждет осиротевшую страну в будущем.

Окончание читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=56123
Глеб КОЧИН

498



Похожие записи: