Возвращаясь в лето

Родники в Тылысе

Впечатления туристов из соседнего региона от поездки на север Удмуртии

В августе прошлого года с группой туристов из Пермского края мы отправились в замечательное двухдневное путешествие на север Удмуртии. Планов у нас было много и программа обширная, поэтому выехали еще с вечера пятницы. Ночь провели в пути, а быстрый водитель домчал нас раньше срока. Но это не беда, мы нашли чем себя занять.

РАССВЕТ В БАЛЕЗИНО

Раннее утро, часа 4, уже начало светать. А мы уже были в поселке Балезино. Сонные, выходим из автобуса, оглядываемся по сторонам, нам зябко от утренней прохлады. Чтобы согреться, перекусываем, пьем чай и отправляемся на прогулку. Вокруг никого, а мы толпой в 20 человек отправляемся на прогулку. Особенно нас впечатлил железнодорожный мост, вокруг спящий поселок, под нами идут составы, вдалеке встает солнце. И вдруг огромная стая птиц, целое облако, несется с окраины в нашу сторону, видит нас, птицы оказываются галками. Они кружат над мостом и опять улетают вдаль.

ПЕРЕПЕЧИ ИЗ ПЕЧИ

А мы отправляемся в село Люк. Проезжаем его, останавливаемся на берегу Сазановского пруда, любуемся гладью воды в тумане. Возвращаемся в село и отправляемся на пешую экскурсию. Село имеет давнюю историю, а в центре, на месте разобранной в советские годы церкви, остался старинный тополь, которому уже не одна сотня лет.

Старый тополь
Дом культуры в селе Люк

Немного дремлем в машине и отправляемся в местный Дом культуры. Нас ожидает завтрак, развлекательная программа, мастер-классы по изготовлению формы для перепечей, посещение местного музея. Там мы знакомимся с хранительницей музея, а в одной из комнат нас ожидает сюрприз – настоящая картинная галерея и сама художница. Эта история, кстати, получила продолжение, и сейчас часть картин художницы представлена на ее персональной выставке в городе Березники. В завершение программы нас ожидают настоящие удмуртские перепечи, которые готовят прямо при нас в русской печи. Вообще, классные ощущения – большой стол под открытым небом, вкусный чай, горячие перепечи, русская печь рядом, из которой раз за разом достается все новая партия горячих вкусняшек.

САМОЕ ЗВЕЗДНОЕ НЕБО
Но пора нам собираться в путь-дорогу, покупаем местный мед, грузим его в багажник и отправляемся дальше. Наш путь лежит в деревню Тылыс Юкаменского района, где находится одноименный парк. Место уникальное, со своим национальным бесермянским колоритом и вполне развитой инфраструктурой. Кто не был, очень рекомендую, от Глазова совсем недалеко, особенно при наличии личного транспорта.

Мы как раз попали на фестиваль, для нас провели экскурсию, особенно впечатлила гора Мыргетон. Из нее бьет несколько десятков чистейших ключей, территория оборудована, можно посетить купель, набрать и попить воды, подняться на смотровую площадку. В следующем году обещали достроить жилье, чтобы можно было остаться здесь на ночь. А так есть разнообразные беседки, кафе, где готовят национальные блюда в печи, и особая фишка места – русская печь. Можно просто приехать, арендовать ее и в настоящей печи что-то приготовить самостоятельно.

Сам фестиваль нас очень впечатлил – много площадок и мероприятий, хорошая атмосфера, и что особенно отметили туристы – все спокойно и благодушно, нет пьяных и агрессивных.

На фестивале в Тылысе

А ночевали мы в гостевом доме в деревне Гулеково. Вечером нас ожидала жаркая баня, домашние пирожки и звездное небо. Кстати, поездил по России и с уверенностью могу сказать – именно у нас в Удмуртии самое звездное небо, можно долго стоять, разглядывать и любоваться.

ВОЛКИ В ПОМОЩЬ

Второй день нашего путешествия был посвящен Глазову. Приехали на площадь Свободы, прогулялись по новой набережной, посетили магазины с местной продукцией. В багажнике место почти закончилось.

Затем мы отправились на обед, а потом на экскурсию в музей Иднакар. Второй раз приезжаем сюда, а нам все равно интересно, экскурсоводы своим рассказом воссоздают перед нами картины прошлого, образы средневековых удмуртов и их городищ. Особенные ощущения – это экскурсия на местности, когда ты из музея направляешься на само место. В Глазове есть такая уникальная возможность, и мы, погрузившись в автобус, едем на гору Солдырь. Отсюда нам открывается прекрасный вид, весь город как на ладони, а мы уже идем по холму, слушая, как строили удмурты свое городище, что удалось найти археологам, почему здесь появилась воинская часть. Столько тайн скрывает это простой с виду холм. Особым подарком-бонусом для нас была средневековая керамика, которая отдельными фрагментами встречалась прямо на дороге. А я вспоминал свою студенческую молодость, когда проходил здесь практику и перелопатил кучу земли.

Мы прощаемся с нашим экскурсоводом и отправляемся дальше по маршруту в парк Дондыдор. Место уникальное, настоящий этнопарк, выстроенный с четким пониманием и любовью к истории родного края. На входе нам несказанно повезло, мы встречаем автора идеи этнопарка и коротко беседуем с ним. Времени было немного, он встречал другую группу, но пару легенд от него удалось услышать.

Удивила туристов история о девочке и волках, которым посвящен артобъект на территории парка. Девочка потерялась в лесу, встретила волков, играла с ними, и волки вывели ее к людям. И как нам объяснили, волки от человека держатся подальше, и если они его съели, то явно человек был очень нехороший. А если мы заблудимся в лесу, на помощь надо звать именно волков.

Девочка и волки

Получив такое напутствие, отправляемся на территорию гулять и фотографироваться. Час проходит незаметно, пора и домой собираться. Пьем чай, прощаемся с Дондыдором, гостеприимной удмуртской землей и отправляемся в долгий обратный путь. Но в будущем обязательно обещаем сюда вернуться.