Ваня

Родительский дом, д. Яр    

Связь времен и поколений

В бой, вперёд, в огонь кромешный
Он идёт, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

А. Твардовский


ШКОЛА. 1949 ГОД

Учитель Иван Степанович, тяжело опираясь на костыли, скрипя протезами вместо ног, входит в класс. Тишина. Школьники, молча стоя за партами, приветствуют его. Они его любят за строгость, требовательность и интересные уроки. Фронтовика не сломили испытания, сохранил теплоту души к детям. Вот они окружили учителя у стола. О чём-то спрашивают, взвешивая каждое слово, отвечает на их вопросы.

Однажды мальчик Ваня спросил его: «Немец, который Вас покалечил, каким он был? Вот вырасту, я отомщу!». «Эх, Ванюша, – сказал учитель – не знаю, каким был. В бою всё серо: и земля, и небо, и люди. Помню хорошо крепкие руки военврача, который прямо в блиндаже вынужден был мне ампутировать ноги. Очнулся я только в госпитале».

Больше ничего о войне не рассказывал. Учитель на уроках уводил детей в мир знаний, открывая просторы необъятной Родины. Казалось, он умышленно оберегал детей от ужасов войны. Он учил их понимать прекрасное, доброе. Учил любить мир, в котором они живут, любить Родину.


ШЛИ ГОДЫ

Учитель состарился. Дети выросли и разлетелись, как птицы, в разные края. Иван Степанович выходил на железнодорожную станцию, откуда отправился в армию и куда вернулся после Победы. Прищурившись, вглядывался в поезда, на прохожих, словно кого-то ждал. Там, за окном вагона, увидел пассажиров, мирно беседующих и улыбающихся. «Куда они едут и зачем?» – подумал он.

Вот, он подошёл к последнему вагону, едва поднялся на первую ступеньку, ухватился за поручни. Появилась молодая проводница и громко крикнула: «Ты куда? А ну прочь!» Он уже не спускался, а едва сполз, кое-как передвигаясь, пошёл домой. Здесь его никто не ждал. Только Дружок – пёс подошёл и лизнул руку. Две большие капли упали на лоб собаки. Потом он машинально всем телом толкнул калитку, поднялся на крыльцо. Вдруг почувствовал, что ноги больше его не держат. В глазах потемнело, но он будто пытается ещё идти за бойцами по ухабам, чтобы занять высоту. Здесь, на крыльце дома, была его последняя высота.

Наступил мрак. Будто две большие птицы его прихватили и подняли высоко в небо. Стало легко и просто, будто и боя не было.


А МАЛЬЧИК ВАНЯ ВЫРОС…

Вспоминал своего доброго учителя. Да разве такое забудешь… У мальчика отец-фронтовик тоже вернулся домой на одной ноге. Они жили в Чажае в Глазовском районе. В мирное время в 60-е годы Ваня отслужил, вернулся домой, завёл семью. Двое детей: сын и дочь. Какое счастье!.. Сам работал в Леспромхозе.

Обрубщики сучьев за работой, Чажай, 1960-е годы
Хлыстовой лес на автомобиле «Урал» доставляется из Чажая в Ярский Леспромхоз
Мост через Чепцу, соединяющий Ярский Леспромхоз с Чажаем

Но беда всегда приходит неожиданно. Пришло время и сыну в армии служить. А через год он уже воевал в Чечне. Говорят, слава Богу! Так или нет… Вернулся Ванин сын цел и невредим. Но ужасы войны оставляют след в психике. Каждая семья счастлива по-своему, несчастлива тоже по-своему.

У сына Вани в семье тоже родились дочь и сын. Внука он любил по-особенному. Назвали его Ваней. Рос он среди чажайских лесов крепким и здоровым. Но времена изменились. ЛПХ закрылся. Семья выехала к бабушке в 90-е годы в Ростовскую область. Уже там учился, мужал Ваня. Как и все молодые парни, был призван в армию. Служил в ВДВ. Год отдохнул и снова в путь.

Теперь мобилизованный младший Ваня там, на передовой. Матери эсэмэски шлёт в двух словах: «Нормально, воюю». Любимая девушка проводила и ждёт его. Три поколения, как и все родные: прадед, отец и сын защищали и защищают Родину.

Мы, старое поколение, больше всего переживаем за наших солдат.

Николай Гоголь писал:

Была тиха украинская ночь,
Спокойны звёзды и прозрачно небо.

Позже Мустай Карим напишет такие строки:

Нет! Не тиха украинская ночь.
Она дрожит, она к земле припала…
Не блещут звёзды.
Воздух режет свист.

Наши предки в 40-х годах испытали кромешный ад фашистский. Костьми легли от российских полей до Берлина. Но разве можно победить русского Ивана? Это имя, олицетворившее всех бойцов многонациональной нашей страны.

Какой-то наркоман посмел подумать только,
Что ты покорна будешь,
Матушка Россия!
Нет! Россия – удаль гоголевской тройки,
Россия – музы пушкинской язык.
А потому она непобедима.

Фина ПЫХТЕЕВА


Автор этого рассказа Фина Дмитриевна Пыхтеева родилась в 1940 году в деревне Яр Ярского района и стала в семье 12-м ребенком. По окончании средней школы поступила в Глазовский пединститут, затем студентов перевели в Ижевский вуз на историко-филологический факультет. Работала учителем русского языка и литературы в Дизьминской средней школе до самой пенсии. Сейчас живет в Глазове.

Рассказ основан на реальных событиях, повествует о семье старшего брата Фины Дмитриевны, который действительно вернулся с войны на одной ноге. Все ее братья жили в Дизьмино и работали в Ярском леспромхозе.

Фина с подругами вяжет снопы для отправки на ВДНХ, 1950-е годы, д. Яр

Памятник советским воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, д. Яр

279



Похожие записи: