На пределе возможностей

    

Как я в школе взял нагрузку 52 часа

Я работаю в школе уже 12-й год, нагрузка всегда была большой, меньше двух ставок не брал. Учителей не хватает, да и 36 часов в неделю вполне привычно уже стало. Но к этим 36 часам уроков всегда докидывали еще какие-то непонятные малооплачиваемые часы – домашнее обучение, внеурочная деятельность, подготовка к экзаменам. Выходило почти 40 или даже больше. Но благо эти часы хотя и накинуты, не всегда в расписании стоят, да и не так тщательно проверяются. Порой достаточно заполнять журнал. В общем, так мы и жили, числилось у меня по 7 уроков каждый день, суббота была рабочей, а в некоторые годы даже выходной. После основной работы я даже умудрялся подрабатывать: то курсы вел, то в вузах преподавал, то музеями руководил, то в газеты статьи писал, иногда репетиторствовал. Сил на это хватало.


ОДИН НА ВСЕХ

Но этот год стал большим исключением. Часов изначально дали больше 36. Потом начали накидывать дополнительные часы, при этом с этого года часть из них стали ставить в расписание. А в середине первой четверти случился инсульт у завуча, которая вела 8 часов обществознания, и в школе я остался единственным учителем истории и обществознания. И вся нагрузка плавно перешла мне. Итого стало 52 часа в неделю, ну пару часов внеурочной работы, которую не отслеживают, а все остальное надо вести. И если в субботу у меня 5 уроков, то в остальные дни или 9 или 10 (с одним окном). Отвел я так всю вторую четверть, дальше началась третья. Ну и классное руководство у меня осталось, его никто не отменял.


ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ

Зачем, скажите мне, я согласился? Наверное, был глуп. Ну, если честно, с одной стороны, это был своеобразный эксперимент, чтобы понять, на что я способен. Мне рассказывали об учителях, у которых 50 часов, но что это такое, я не знал. Скажу по секрету, знал учителя у которого было 70 часов.

А с другой стороны, вроде и у всех учителей нагрузка большая и все возрастные, кому эти часы взять, как не мне, самому молодому. По факту сейчас, учитывая наше расписание, я нахожусь в школе с 8.30 почти до 17.00 часов. А еще надо учитывать, что есть документация, всякие конкурсы и опросы обязательные, проверка тетрадей. И к тому же у меня дополнительные подработки по вечерам.


ПОДСЧИТАЛИ — ПРОСЛЕЗИЛИСЬ

Ну давайте для начала начнем с изменения зарплаты. Она не особо изменилась. Вообще, в нашем городе (в Пермском крае) нашел условную формулу, да и по квиткам ее просчитал – при хорошей заполняемости классов нагрузка 2 часа в неделю получаешь условные 1 000 рублей. Ну а дальше считай, дополнительные 8 часов принесли мне по сути 4 000 рублей. А 52 часа, с учетом, что там часть малооплачиваемой внеурочки – 25 тысяч, ну есть еще небольшая стимулирующая, выручает только классное руководство за счет федеральной доплаты. Для тех учителей, кто задается вопросом: «Надо ли брать много часов, чтобы заработать больше денег?» – сразу отвечу, что малопродуктивно. По моей условной формуле, за дополнительные 10 часов нагрузки вы получите 5 000, а еще вычет налогов, а чтобы заработать дополнительные 10 000, вам, скорее всего, надо взять дополнительно 20 уроков, что нереально почти.


ОБРАТНАЯ СТОРОНА

То, что касается качества проведения уроков – оно у меня очень сильно упало. По сути, схема следующая – если у вас ставка, то есть 18 часов, условно 3 или 4 урока в день, то к ним реально подготовиться. Если нагрузка выше, то время на подготовку уменьшается, и качество подготовки к урокам снижается.

Если у вас 36 уроков, это две ставки, по 6 уроков в день, то вы, скорее всего, перестаете к ним готовиться. Если вы учитель со стажем, то у вас есть прежние наработки, на них из года в год можно, показывая и проделывая на новых классах, уроки разнообразить. А если у вас 50 часов, по 9 уроков в день, после 6 урока думаете – когда это закончится. По факту 8, 9, 10 уроки я или видео показываю, или самостоятельные раздаю. К концу дня и голос садится, и с места вставать уже не хочется. Ни о каком участии в конкурсах и речи не идет. Конечно, это нехорошо, но учителя посреди года найти невозможно, да и вообще по сути в образовании огромный дефицит кадров. На наши места желающие толпами не рвутся, а достойно, по моему мнению, платить за наш труд тоже не очень желают.

Если говорить о своем состоянии, то ты всегда уставший, мысли о сне и о том, что ты опять что-то забыл и не успел. Учитывая, что имеется еще вечерняя подработка, то возвращаясь домой, ничего не хочешь и не способен что-то делать. К концу учебного дня ухудшается настроение, снижается внимание, появляется апатия. Вроде вот дети сидят, самостоятельная работа выдана, а они ничего не делают. Если на уроках до 6-го включительно я бы подошел, подсказал, проконтролировал, то на 9-м я просто смотрю на них и максимум могу сделать замечание.

Дома дел невпроворот, а ты просто лежишь, смотришь в телефон и ничего не желаешь делать. В школе начинает все нервировать, постоянно появляются мысли о смене школы и обстановки.
В общем, 50 часов нагрузки – это очень плохо и для меня как учителя и человека, и для детей.

Выигрывает только администрация, которой не надо искать второго учителя. Эксперимент считаю неудачным, никогда больше повторять не буду. Ни в заработке и в славе прибытка не получишь, чувствуешь себя безвольной амебой, ну и спасибо не скажут – требуют с тебя только еще больше и больше.

Олег Окунев

201



Похожие записи: