Властелин добра (16+)

Окрестности города Губахи - одна из локаций съёмок фильма    

Недавно в российский кинопрокат вышел исторический фильм «Сердце Пармы» по одноименному произведению писателя Алексея Иванова

Выход фильма на экраны откладывался, но вот чудо произошло, сейчас он бьет рекорды по посещаемости. Съемки фильма проходили на территории Пермского края, многие места знаковые. Разберем плюсы и минусы фильма.


НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

Сразу следует сказать – фильм мне понравился как зрителю и как путешественнику, но абсолютно не понравился как учителю истории. Если бы это было кино о далекой-далекой галактике или о Средиземье, позиционировалось как фэнтези, то никаких вопросов бы не возникало. Но фильм претендует на некую историчность, и зритель его воспринимает таковым. А это совершенно неправильно.

Надо поговорить о сильных сторонах фильма. Он стал реально близким жителям Пермского края – любой желающий мог оставить заявку, пройти кастинг и поучаствовать в съемках. Даже я кастинг проходил, но из-за загруженности на работе в кино так и не снялся. Люди приезжали со всего региона, снимались, видели сам процесс, пересекались с актерами. Для тысяч участников это стало незабываемым впечатлением. Сейчас люди идут в кино, ищут себя в кадре, чувствуют свою сопричастность и восхищаются фильмом.

Важный момент – фильм снимали на основе произведения популярного писателя Алексея Иванова. Снимали отдельные сцены около поселка Усьва, в Каменном городе, у горы Крестовой и на декорациях рядом с городом Губаха, которые изображали древнюю Чердынь. Сейчас можно попутешествовать и увидеть все самому вживую, ну и туристический поток в регион возрастет.

Окрестности города Губахи

НЕ ВЕРЮ

Фильм хорошо выстроен эмоционально. Это интересный блокбастер, смотришь его увлеченно, главным героям сопереживаешь. Но, с другой стороны, имеется четкая база, результаты раскопок, исторические летописи. Но все это в фильме напрочь игнорируется. А реальные исторические персонажи накладываются на события в абсолютно свободной интерпретации.

Начнем с самой явной претензии, как говорится. Во-первых, не ЧердЫнь, а ЧЕрдынь, с ударением на первый слог. При этом создатели фильма работают в Пермском крае, прекрасно знают, как правильно произносится название города, а если и нет, то участники съемок им это миллион раз повторили. Но нет, этим начисто пренебрегают, мы будем называть в фильме так, как нам захотелось. Вроде думаешь, какая разница, но если снимут завтра фильм, и вся Россия будет произносить Глазов с ударением на последний слог, наверное, глазовчанам будет не очень приятно.

Во-вторых, Чердынь – реально существующий город, остался и Троицкий холм, на котором располагалась крепость, есть насыпной вал. Площадь не поменялась, там реально поместится 10 садовых участков по 6 соток. И приехав туда и увидев кадры из фильма, вы зададитесь вопросом, где же то огромное поселение, нарисованное на графике в фильме?

В-третьих, стоит отметить большое количество ошибок и игнорирование реальных фактов. Михаил отказывается от похода на Казань, ссылаясь на договор с поселением Афкула, но его на тот момент 200 лет как не существует. В летописях рассказывается о походе Федора Пестрого и Гаврилы Нелидова по землям Пармы, в ходе которых московские войска берут в плен Михаила, его ближайшее окружение, а в жестоких боях теряют… 0 человек.

А тут в кино сражения с участием тысяч человек, сотни погибших, но земля Пармы в ту эпоху не могла содержать и прокормить столько воинов. В фильме Михаил десятилетия гниет в темницах, а по факту он лишь некоторое время побыл в Москве в почетном плену и вернулся как полноправный князь и ставленник Московского государства для дальнейшего правления, чем он и занялся. А не бегал вокруг разрушенной Чердыни, отказавшись от власти. Чердынь никто не разрушал, а Михаил спокойно правил в Покче до момента своей гибели от рук вогулов.

Особенно небрежно показано итоговое крупное сражение под стенами Чердыни (сражения не было). Какие-то безумные орды искорской конницы (там глухая тайга, и лошадей там негде разводить и содержать, да и сам Искор – скорее, место сакрально-ритуальное, а не поселение), странные стрельцы с арбалетами и щитами-павезами, имитирующие нечто среднее между римскими легионерами и генуэзскими арбалетчиками.

А разгром войска князя Михаила довершает, судя по виду, тяжелая конница монголо-татар, а никак не русская боярско-дворянская конница времен Ивана Грозного. Можно, конечно, сказать, что все это частности, но тогда уже называйте фильм фэнтези, а вместо стрельцов показывайте джедаев или придумайте болтерных красных стрелков, и тогда претензий не будет. А так даже у семиклассника, который в учебнике истории хорошо рассмотрел картинки, будут возникать вопросы.

Каменный город


ИДИ И СМОТРИ

Фильм очень затянут, досидеть до конца сложно. К тому же нарушаются логика и основная мысль повествования. Михаил, который постоянно выступал за мир и договаривался, вдруг предстает кровавым самодуром, капризным взбалмошным непостоянным юношей. Зачем все это было нужно? Непонятно…

Стоит ли ходить на фильм? Однозначно стоит, красивая картинка, хороший российский блокбастер, красивые виды Пермского края, хорошая игра актеров. Стоит ли воспринимать фильм как исторический – ни в коем случае, воспринимайте его как фэнтези, максимально далекое от реальности.

Останец «Черепаха» в Каменном городе


Олег ОКУНЕВ

116



Похожие записи: