БЕЛЫЙ ХРАМ НА ХОЛМЕ

    

История восстания 1930 года в селе Юкаменском

Окончание, начало в № 37.

НОВЫЙ БУНТ
В тот же день, 29 марта 1930 года, власти Глазова срочно связались с руководством областного комитета ВКП(б). Было доложено о событиях в Юкаменском, а также о том, что во многих местах крестьяне требуют возврата семян и целыми селениями начали выходить из колхозов.
В ответ обком дал глазовчанам распоряжение: церковь в Юкаменском и другие закрытые храмы Глазовского района открыть, все местные перегибы в злоупотреблении в отношении крестьян ликвидировать и «повсеместно провести конференции батрачества и бедноты, а также партийные и комсомольские собрания», чтобы «немедленно ликвидировать растерянность среди партийцев, бедноты и батрачества».
В Юкаменское незамедлительно прибыл сотрудник ГПУ. В спешном порядке в бывшем доме дьякона Яшина был размещен следственный участок и оборудовано арестное помещение. Однако распоряжение обкома о возврате Троицкой церкви верующим местными властями выполнено не было. Кроме того, спустя неделю было объявлено о начале антирелигиозной Пасхальной компании. И тогда беспорядки в Юкаменском вспыхивают вновь.
20 мая, согласно «Обвинительному заключению» из следственного дела, толпа женщин «в количестве до 150-200 чел.», собравшись заранее на площади, «с криками и гиканьем бросилась к церкви, ворвалась внутрь здания, выбросила и переломала все скамейки, разорвала плакаты и т.д. Покончив таким образом с клубом (церковью), всей массой отправились к зданию почты, предъявили требование предоставить телефон в их распоряжение. Предприимчивостью местных работников и с помощью бедноты и этот беспорядок 20 мая был ликвидирован».

Удмуртские крестьянки Глазовского уезда. 1910-е годы. Фотограф Петр Молчанов

РАСПРАВА
После разгона крестьянок Юкаменский исполком 23 мая обратился за поддержкой в облисполком Вотобласти и попросил о проведении выездной сессии областного суда для рассмотрения на месте событий 29 марта. В тот же майский день был арестован священник Федор Тукмачев.
Согласно показаниям батюшки на следствии, незадолго до первого бунта в Юкаменском он был освобожден из глазовского исправдома и 26 марта приехал в своей жене в деревню Чупино. Там он ожидал, когда продадут его конфискованное имущество, чтобы затем отправиться для служения в другое село. На следствии священник заявил: «Не бываю ни на каких собраниях; никакой агитации среди населения не веду. Также и в другие деревни с этой целью не хожу и не выезжаю».
Тем не менее, отец Федор был признан руководителем и организатором восстания. Волнения 19 марта в Юкаменском были расценены, ни много ни мало, как «репетиция с целью организации восстания и свержение (20 мая) Советской власти».
Решением особой тройки при ОГПУ Нижегородского края от 17 августа 1930 года священник Тукмачев был приговорен к расстрелу. Вместе с отцом Федором к высшей мере еще приговорили крестьянина-бесермянина Василия Болтачева, виновного в активном участии в событиях 29 марта и «агитации за развал колхозов».
Заштатный дьякон Андрей Лекомцев и четыре крестьянина получили по 10 лет концлагеря. Церковный староста Михаил Малых и четыре «повстанца» – по 5 лет заключения в концлагерь. А просвирня Анна Трушкова и еще четверо были высланы в Северный Край на 3 года.
Много лет спустя, в годы горбачевской перестройки, дела юкаменских «повстанцев» были пересмотрены прокуратурой Удмуртской АССР. 26 апреля 1989 года вынесено заключение о реабилитации священника Тукмачева и «кулака» Болтачева. В том же году были реабилитированы и остальные 15 человек.

Приговор Особой Тройки ОГПУ (Архив УФСБ России по Удмуртской Республики)

ЦЕРКОВЬ — ЛИКВИДИРОВАТЬ!
30 октября 1931 года Президиум ВЦИК ставит окончательную точку в судьбе Юкаменского храма: «Ходатайство верующих отклонить, указанную церковь ликвидировать. Обратить внимание президиума облисполкома на закрытие церкви до решения Президиума ВЦИК».
В августе 1930-го здание Троицкой церкви использовалось под Народный дом и общественную столовую. Одновременно продолжалась перестройка храма под клуб. У стен были снесены контрфорсы, заделаны окна, под куполом настелили новый потолок, закрасили фрески на церковных стенах, поставили сцену и три печи, настелили новый пол.
Колокола храма общим весом в 1 174 кг были сняты, вывезены в Глазов и сданы как металлолом в общество «Рудметалторг». Ограда вокруг церкви была разрушена, а кирпичи от нее, 300 листов железа и металлическая решетка – проданы.
В январе 1932-го было принято решение о создании в районе машинно-тракторной станции (МТС). Весной из Глазова на лошадях в село в разобранном виде привезли 24 трактора «Фордзон». Прибывшую технику разместили прямо в здании Троицкой церкви. Под сводами храма производился ремонт тракторов и обслуживание. Здесь же работали кузнечный и столярный цехи.
В 1936-м партийно-хозяйственный актив Юкаменского района постановил снести бывшую церковь, что и было сделано. По словам старожилов, поводом к сносу сельского храма стало утверждение, что его здание будто бы мешает проезду машин и тракторов по проходящей рядом дороге. Кирпичи и другие строительные материалы от разрушенной церкви развезли по деревням. «Иконы и церковные книги сжигали на месте. Колотили по стеклам топором, пол выворачивали трактора».
Сейчас на холме, где когда-то возвышалась Троицкая церковь, стоит здание почты и находится парк, в котором установлены памятники героям гражданской и Великой Отечественной войны.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРОИЦКОГО ПРИХОДА
Долгое время верующие из села Юкаменского ездили на богомолье в Ильинскую церковь села Васильевское Красногорского района. Четверть века эта скромная деревянная церковь оставалась единственным действующим храмом на все северо-западные районы Удмуртии.
Приход в селе Юкаменском возобновил свою жизнь в 1993 году. По просьбе прихожан администрация района выделила под молитвенный дом ветхое здание бывшего книжного магазина.
В 2003 году, благодаря помощи АО «Удмуртэнерго», приход переехал в добротное уютное здание бывшего продовольственного магазина. На средства благотворителей новый храм был приведен в опрятный вид.
14 октября 2011 года в Юкаменском был торжественно заложен крест на месте нового храма. Проект небольшой однокупольной краснокирпичной церкви с колокольней сохранил в немалой степени сходство с прежним Троицким храмом.
Пожертвования на церковь поступали из разных районов Удмуртии и регионов России, После того как удалось собрать полмиллиона рублей, в селе началась стройка. Где-то приглашали специалистов, а что-то юкаменцы строили сами. Однако из-за недостатка финансирования стройка на долгое время оказалась законсервированной. Осенью 2014 года на помощь пришел крупный благотворительный фонд «САФМАР», учрежденный по инициативе известного предпринимателя Михаила Гуцериева компанией «РуссНефть».
15 февраля 2016 года, в праздник Сретения Господня, новый Троицкий храм был освящен малым чином и открыл свои двери для прихожан.

Памятники в парке села Юкаменского на месте Троицкого храма, 2013 г.


ДОМ СВЯЩЕННИКА ТУКМАЧЕВА
Недалеко от новой церкви стоит добротный старинный дом, сложенный из толстых бревен на высоком фундаменте. Он был возведен в далеком 1876 году юкаменским священником Алексием Васнецовым. Здание было возведено в популярном тогда стиле классицизма. С улицы дом смотрится как одноэтажный, на самом деле он вмещает три этажа.
После смерти отца Алексия в 1913 году здание перешло в собственность его зятю – священнику Тукмачеву, мученически погибшему в эпоху коллективизации. Затем в доме находилось отделение милиции. В 1991 году, в бывшем доме отца Федора был открыт филиал республиканского музея изобразительных искусств. А с 2011 года здесь размещается краеведческий музей Юкаменского района. Один из пяти залов музея посвящен судьбе и семье последнего хозяина дома – скромного сельского батюшки Федора Тукмачева.

Глеб КОЧИН

103



Похожие записи: