Романтик Вятской старины

    

Судьба и творчество художницы Татьяны Дедовой

Окончание, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=46429.


В НАШИ ДНИ

В зимние месяцы Татьяна Дедова живет и трудится в Кирове, в небольшой уютной двухкомнатной квартире в пятиэтажке-хрущевке на улице Ивана Попова. Но с приходом весны художница уезжает в деревню. Выращивает цветы, гуляет по лесам и полям, путешествует по святым местам, находя для себя новые объекты для вдохновения и духовного роста.

К сожалению, многолетняя и кропотливая работа над листами ватмана не прошла для Татьяны Павловны даром. В последние годы у нее сильно упало зрение. Надо понимать, что все яркие многоцветные картины последних лет рисует почти слепой человек. Писать свои чудесные акварели художница может лишь в ясную солнечную погоду. И даже тогда она может отдаваться творчеству лишь два раза в день – примерно по полчаса утром и полчаса после обеда.

Поэтому, чтобы сберечь свои глаза, Татьяна Дедова сейчас старается делать поменьше утомительной черновой работы. Сначала она наносит задуманный рисунок черной гелевой ручкой на плотный ватман, затем эти листы отдает в одну фирму, где с них снимают копии и распечатывают на бумаге. После этого Татьяне Павловне остается лишь расписать легкой кисточкой полученные контурные рисунки полупрозрачной акварелью. Иногда в работе она использует ручки с цветными гелевыми чернилами, чтобы, например, прочертить золотые кресты на куполах храма.

Несмотря на слабое зрение и немалый возраст, художница не утратила жажды видеть и творить. В ее творчестве продолжают открываться новые темы и грани. Так, плоды паломнических поездок Татьяны Дедовой по святым местам России становятся исходным материалом для фильмов, которые на компьютере монтирует ее супруг Анатолий Николаевич, бывший фотокорреспондент и страстный кинолюбитель.

Как говорит сама Татьяна Павловна: «У меня остается уже не так много времени, поэтому стараюсь сделать что-то нужное. Душа болит за то, что села и деревни разрушаются, а храмы остаются никому не нужными, у многих уже и приходов-то нет. Есть, конечно, такие, которые возрождаются, восстанавливаются, но их не так много».

Число оформленных Татьяной Дедовой изданий уже перевалило за два десятка – поэтические сборники, работы краеведов, труды по лингвистике… Кроме того, художница с увлечением трудится над иллюстрациями для детских книжек. Ведь ее эмоциональное творчество так созвучно открытому и непосредственному взгляду ребенка на окружающий его мир – многоцветный, неизведанный и необъятный.


ЗНАКОМСТВО

Честь узнать лично этого необычного художника выпала мне осенью 2016 года. В своей работе на посту архивиста Глазовской епархии и на должности научного сотрудника городского краеведческого музея мне неоднократно проходилось сталкиваться с почти полным отсутствием живописных видов старого Глазова. Поэтому иллюстрировать многие свои статьи и доклады по истории города мне было практически нечем.

К счастью, в Государственном архиве Кировской области удалось получить копии фотографий храмов города и Глазовского уезда, сделанные в 1900-1902 годы, а также самую первую панораму Глазова, нарисованную еще в начале XIX века. Кроме того, в Санкт-Петербурге были обнаружены чертежи городских церквей XIX столетия. Еще имелась серия фотографий с видами Глазова 1910-х годов, сделанная местным фотографом-любителем Петром Молчановым.

И все… По XVIII и большей части XIX века изображений города не было совсем. А использовать фотокопии старых чертежей как иллюстрации к газетным статьям не всегда было удобно. Требовались живописные и исторически достоверные реконструкции внешнего облика храмов и других зданий того далекого времени.

Долгое время я предлагал многим глазовским художникам воспроизвести на бумаге и холсте виды старого Глазова. Но никто из них не захотел взять на себя такую непростую и весьма специфичную работу. Никого такая тема не заинтересовала.

Тогда я вспомнил, что в своих поездках в областной Киров я видел и покупал яркие и многоцветные открытки с видами старой Вятки работы местного художника Татьяны Дедовой. Мне эти картинки нравились, и я решил: а почему бы не предложить труд по увековечению старого Глазова художнице из Вятки?

Терять мне было нечего. В краеведческом отделе кировской областной библиотеки имени Герцена мне дали телефон художницы. Татьяна Павловна не испугалась звонка от незнакомого человека, и мы быстро договорились о встрече через несколько дней в том же краеведческом отделе.

В назначенный день я увидел в библиотеке невысокую и худощавую седую женщину с приветливой улыбкой и лучистыми глазами. Почти сразу после знакомства она сказала быстрым говорком:

— А ну-ка, покажи, пожалуйста, где находится ваш Глазов!

Мы вышли в полутемный коридор, где напротив входа в краеведческий отдел была приклеена большая карта Вятской губернии. Я ткнул пальцем в кружочек с названием «Глазов» и обвел границы Глазовского уезда.

— Ага, значит, Глазов – это точно Вятская губерния, — с удовлетворением сказала Татьяна Павловна. — Отлично, будем работать!

Так и началась наша совместная работа. В последующие годы мы много раз встречались в ее заставленной книжными полками квартирке на улице Попова. За ее рабочим столом, стоящим напротив окна, в маленькой комнате мы с Татьяной Павловной просматривали уже готовые акварели. Если у меня возникали замечания по деталям рисунка или достоверности изображения, художница тут же садилась за стол, подвигала к себе гелевые ручки или кисточки с красками и за короткое время исправляла недочет.

При этом Татьяна Павловна оказалась хлебосольной хозяйкой. При встрече она никогда не отпускала гостя без угощения и готовила на кухне обед. За кухонным столом шли неспешные разговоры о жизни.


ГЛАЗОВСКИЕ АКВАРЕЛИ ТАТЬЯНЫ ДЕДОВОЙ

Приняв предложение отобразить на бумаге виды храмов уездного города Глазова и Глазовского уезда, художница с большим интересом отнеслась к этой теме. Еще задолго до этого заказа Татьяна Павловна, увидев как-то дореволюционную фотографию величественного Вознесенско-Преображенского собора Глазова, изобразила его на одной из своих графических работ.

Изучив переданные ей копии старинных фотографий и чертежей глазовских храмов, Татьяна Павловнам всего за месяц и за умеренную плату создала шесть красочных картин с видами городских церквей XIX – начала ХХ века. В пару к каждой цветной акварели художница также предоставила епархии черно-белую графическую копию той же самой работы. Работы Татьяны Дедовой сразу же, по заказу епископа Глазовского и Игринского Виктора (Сергеева), были отпечатаны в цвете на больших баннерах и уже неоднократно выставлялись в Глазове на всеобщее обозрение.


В конце 2017 года Татьяна Павловна, еще раз изучив фотографии храмов Глазова и сельских церквей уезда, принялась за написание новых картин. За несколько лет упорного труда художница создала около полусотни парных листов с видами храмов города и разных сел Удмуртии и Кировской области. Многие из них в течение ХХ века были закрыты и разрушены. Другие же церкви смогли дожить до наших дней либо были отстроены заново. Но все они оставили свой неизгладимый след в истории Глазовской епархии и памяти жителей Удмуртии.


Совсем недавно в Глазовском епархиальной управлении и редакции газеты «Красное знамя» были подготовлены и изданы два специальных номера газеты «Глазов Православный», посвященные творчеству художницы и истории запечатленных ею глазовских храмов. В скором времени планируется издание третьего спецномера епархиальной газеты по той же теме. Кроме того, в Глазове готовится выпуск целой серии детских книжек-раскрасок с рисунками церквей работы Татьяны Дедовой.


Будем надеяться, что серия этих акварелей со временем будет продолжена, и мы увидим еще многие церкви Глазовского уезда, возвращенные к жизни мастерством, чистой душой и талантом скромной вятской художницы – Татьяны Павловны Дедовой.


Глеб Кочин

Еще больше статей об истории Глазова читайте здесь: https://glazovlife.ru/?cat=58 

57



Похожие записи: