Романтик Вятской старины

    

Судьба и творчество художницы Татьяны Дедовой

В большом областном городе Кирове живет и уже полвека пишет свои светоносные картины художник Татьяна Павловна Дедова. Слава о таланте этой хрупкой, убеленной сединой женщины давно перешла за пределы Вятского края.

Главной темой удивительно одухотворенных акварелей и графических работ Татьяны Дедовой служит архитектурное прошлое Вятского края. Большая часть старинных церквей и купеческих особняков, когда-то стоявших на тихих улочках и широких площадях вятских городов и селений, со временем были либо перестроены, либо превратились в руины, либо безвозвратно ушли в прошлое. Но под легким ученическим пером с тушью и акварельной кистью Татьяны Павловны утраченная красота старой Вятки оживает и расцветает вновь.


ДЕТСТВО ХУДОЖНИЦЫ

Татьяна Павловна появилась на свет в 1939 году. Ее детство прошло в Кирове – бывшей Вятке, в трудные для всей страны военные и послевоенные годы. Родители назвали дочку в честь Татьяны Лариной – героини пушкинского романа «Евгений Онегин». Перед войной детей нередко называли именами героев романов и популярных повестей. «Евгений Онегин» стал для Тани одной из первых книг, прочитанных ею в детстве. Это творение великого русского поэта девочка выучила практически наизусть.

Позднее в своих интервью Татьяна Павловна вспоминала: «Детьми мы жили в библиотеках – там было тепло и уютно, лучше, чем дома. Мы много читали и ходили по городу пешком. Моя бабушка жила на Хлыновке, а училась я в 22-й школе. К бабушке я шла пешком и любовалась городом, небом, дышала свежим воздухом. Мне жалко сегодняшних детей, которые видят родной город в окно автомобиля…

Город – он такой и был, какой на моих работах: невысокие домики, палисадники, дым столбом из печных труб… Тишина, на улицах лошадки, машин не было. Дети прямо по городу катались на коньках, санках и лыжах. Я счастлива, что застала Вятку – как бы дореволюционную, деревянную – с коровами и овцами, которые паслись на улицах».

Холодное и голодное детство осталось в памяти Татьяны, как самое счастливое время ее жизни. И сейчас на ярких и веселых акварелях Дедовой мы видим старую Вятку глазами той самой маленькой девочки, бесконечно влюбленной в родной город и радующейся каждому новому дню.

Татьяна Дедова – художник-самоучка и ее творческий дар проявился довольно рано. Девочкой она ходила в художественную студию во Дворце пионеров на улице Московской. Дворец располагался в бывшем архиерейском доме с множеством белоснежных колонн и балюстрад, с пышной лепниной и люстрами на высоченных потолках. В студии дети углубленно изучали историю искусства и получали серьезные практические навыки в живописи, графике, гравюре и скульптуре.

Панорама города Глазова, конец XIX века, художник Татьяна Дедова


НАЧАЛО ТВОРЧЕСТВА

По окончании школы Татьяна трудится в художественной артели и становится корреспондентом областной молодёжной газеты «Комсомольское племя». В молодости девушке также посчастливилось поработать в археологической экспедиции на раскопках в городе Орлове Кировской области.

Книги по живописи, архитектуре и русской истории стали для Татьяны Дедовой настольными еще в юности. С 19 лет, отправляясь налегке в свободное время в путешествия по Кировской области, Срединной России и Русскому Северу, девушка привозила домой фотографии и зарисовки. И в редакции газеты «Комсомольское племя» Татьяна не расставалась с фотоаппаратом, выкраивая время, чтобы запечатлеть уходящую в небытие деревянную Вятку. Она изучала, как менялся во времени облик Вятки, делала зарисовки тех зданий, что ещё сохранились, копировала старые планы города.

Кроме того, Татьяну неудержимо влекли к себе места, связанные с историей великой русской литературы, особенно с именем Пушкина. Она без устали собирала книги и воспоминания современников, перечитывала письма великих писателей и собиралась в путь. Так появлялись и серии фотографий, и новые художественные работы. Пригороды Петербурга и Болдино, Тригорское и Михайловское, Ясные Поляны и Тарханы – везде побывала журналист и художник Татьяна Дедова. В библиотеках, кинотеатрах, школах проходили выставки её работ с видами литературных мест России. Эти картины продолжают с успехом выставляться в Кирове и в наши дни.

Но главной темой творчества Дедовой становится старая Вятка. Благословил её на этот труд известный вятский писатель, краевед и библиофил Евгений Дмитриевич Петряев. Первые рисунки Татьяны появились в «Литературной России» ещё в 1960-е годы и рассказывали о местах, связанных с жизнью в Вятке ссыльного писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Но затем в акварелях художницы появились храмы – живые и исчезнувшие навсегда. Татьяна Павловна рассказала: «Когда мы были детьми, то ничего не знали о той Вятке, которая была до революции. Как будто и не было ничего. Узнавать о прошлом родного города XVIII– XIX веков я стала уже гораздо позже, вот тогда и появилась мысль о том, что в школах и институтах мы так много изучали наук, а самого главного так и не узнали. Православную историю родного края упустили».

Татьяна выросла в семье атеистов, и путь её к вере был долгим и непростым. В те «безбожные» времена тема история православной Вятки казалась ненужной, устаревшей и очень странной для живописца. По словам Татьяны Павловны, храмы она рисовала для себя, печатать в то время их никто бы не стал, а где на фото в газете были кресты, их вообще вырезали.

Но, избрав свой путь в творчестве, художница больше не сворачивала с него. Она фотографировала заброшенные церквушки, тайно собирала о них материалы и все это бережно оформляла в альбомы. Работая с краеведами и известными архитекторами А.Г. Тинским, И.В. Беровой и Л.Б. Безверховой, она начала воссоздавать в рисунках комплексы вятских монастырей и храмов. Затем на ее картинах появились городские здания, сады, площади и улицы старой Вятки XIX и начала XX века. При этом художница прилагала большие старания к тому, чтобы ее рисунок помогал зрителю перенестись на столетия назад.


ХУДОЖНИК-РОМАНТИК СТАРОЙ ВЯТКИ

По словам Т.В. Малышевой, заведующей музеем-усадьбой художника Н.Н. Хохрякова (г. Киров), «для каждой работы Татьяны Дедовой характерен поэтический, возвышенный настрой. Она – художник-романтик в изобразительном искусстве и художник-реконструктор старины».

Возрождая на бумаге архитектурные памятники прошлых веков, Татьяна Дедова старалась оставить в наследие потомкам настоящую русскую сказку. Но работа художницы не строилась только на творческих фантазиях. При воссоздании каждого храма она советовалась со знатоками вятской старины, изучала старые фотографии и документы, стремясь воссоздать в рисунках с наибольшей точностью облик зданий, не домысливая почти ни один архитектурный элемент.

Иллюстрации к повести В. Крупина «Дымка»


Художественная реконструкция старых церквей до сих пор остается основной темой в творчестве Татьяна Дедовой. Особое внимание она уделяет тем зданиям храмов, которые не смогли дожить до наших дней. По словам художницы, в детстве она видела развалины множества церквей, потому в своих работах старается сохранить с наибольшей точностью каждый храм, исчезнувший бесследно, как уникальный памятник архитектуры.

Православный храм с давних времен занимал особое место в жизни русского человека. Как правило, самыми красивыми и высокими зданиями в селе и городе были церкви. Вокруг храма бурлила вся общественная жизнь селения. Здесь перед народом с амвона оглашали царские указы и манифесты, собирались вече и сходки. У церкви на площади шумели ярмарки и народные гулянья. Под звон колоколов и пение церковного хора торжественно отмечались престольные праздники. В храме младенец принимал святое крещение, венчались семейные пары, и здесь же прихожанина, ушедшего в иной мир, провожали в последний путь.

Увековечила кировская художнице и наш старый Глазов, об этом читайте в следующем номере газеты.

Глеб КОЧИН

Окончание читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=46695.
Еще больше статей об истории Глазова читайте здесь: https://glazovlife.ru/?cat=58

52



Похожие записи: