Глазов. Июнь 21-го…

Агитпоезд «Октябрьская революция»    

Председатель ВЦИК М.И. Калинин в Глазове

Летом 1921 года Глазов на агитационно-инструкторском поезде «Октябрьская революция» посетил один из самых известных членов правительства страны Советов – председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) РСФСР Михаил Иванович Калинин. Его приезд стал важным событием для глазовчан и надолго остался в памяти жителей города.

Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин


ВСЕРОССИЙСКИЙ СТАРОСТА
Михаил Иванович по происхождению был из крестьян Тверской губернии. Трудясь в юности токарем на заводах Санкт-Петербурга, он становится членом местного Союза борьбы за освобождение рабочего класса. Эту подпольную организацию возглавлял молодой социал-демократ Владимир Ульянов.

Михаил Калинин организовывал в столице Российской империи тайные кружки на фабриках и заводах, распространял листовки и антиправительственную литературу. В 1899 году последовал его первый арест. Так, токарь становится профессиональным революционером. Вплоть до февраля 1917 года Калинин 14 раз прошел царские тюрьмы и ссылки.

30 марта 1919 года М.И. Калинин избирается председателем ВЦИК. Возглавив главный исполнительный орган советского государства, он становится де-юре первым лицом страны, своего рода крестьянским президентом, и получает от Льва Троцкого имя всероссийского старосты.

Михаил Иванович, обладая блестящим талантом оратора и агитатора, умел доходчиво и наглядно разъяснять простому народу постановления Совнаркома и политику партии большевиков. Не оставляя обязанностей председателя ВЦИК, М.И. Калинин в течение 1918-1920 гг. бессменно руководит агитпоездом «Октябрьская революция», совершив на нем 12 рейсов почти по всем фронтам Гражданской войны, по центральным районам России, Украине, Северному Кавказу и Сибири.


НА СТАНЦИЯХ И ПОЛУСТАНКАХ

В то бурное время на просторах России приемы и методы ожесточенной борьбы между красными и белыми не ограничивались только боями между многотысячными армиями и взаимным беспощадным террором. Необходимо было сражаться и за умы и симпатии широких слоев населения, привлекая его на свою сторону и ведя за собой.

Но в России начала ХХ века не все умели читать. Широкого радиовещания тогда не было, а телевидение с интернетом, как известно, появятся гораздо позже. Поэтому, начиная с 1918 года, агитпоезда и агитпароходы становятся одной из самых эффективных форм пропаганды и идеологической борьбы партии большевиков. Были свои агитационные поезда и у белогвардейцев.

Наружные стены вагонов таких составов были расписаны яркими броскими плакатами и аршинными буквами политических призывов и лозунгов. В каждом таком поезде имелся большой штат агитаторов и лекторов, артистов и художников, журналистов и инструкторов, которые повсюду на станциях и полустанках организовывали митинги и выставки, выступали с лекциями и концертами.

Во всех агитпоездах того времени имелись свои кинотеатры на колесах, склады литературы, диапроекторы, граммофоны с пластинками, мощные поездные радиостанции, передвижные редакции с типографиями, от станции к станции выпускавшими газеты и листовки. Там даже находилось бюро жалоб, куда можно было пожаловаться на местные органы власти. Агитпоезда представляли собой одновременно театр, музей и бесплатную библиотеку на колесах. Они доносили до людей идеологические установки советской власти. Здесь многие жители отдаленных сел и городков впервые в жизни смогли посмотреть кино, послушать музыкальную пластинку, взять в руки газету или книжку.

Агитпоезд «Октябрьская революция», 1919-20-е гг.
Белогвардейский агитационный поезд, 1919 г.


ИЗ ГЛАЗОВА В ИЖЕВСК

4 ноября 1920 года М. Калинин, как председатель ВЦИК, вместе с председателем Совета народных комиссаров В. Лениным подписывает декрет «Об образовании Автономной Области Вотякского народа». Верховным органом власти в области до созыва учредительного съезда Советов был определен революционный комитет, который возглавил опытный большевик-подпольщик и удмурт по национальности Иосиф Алексеевич Наговицын. Центром области был избран уездный город Глазов. 9 февраля на заседании областного ревкома область была разделена на три уезда с центрами в Глазове, Ижевске и селе Можга.

Председатель ревкома Вотской автономной области Иосиф Алексеевич Наговицын

Становление Удмуртской автономии проходило в очень трудных условиях. После кровопролитных сражений Гражданской войны и политики военного коммунизма в Удмуртии везде царила экономическая разруха. Начинались эпидемии сибирской язвы и холеры. Не хватало ни топлива, ни сырья, ни продовольствия. Страну поразила жестокая засуха, выгорали посевы, а над пересохшими лесами стоял густой черный дым от многочисленных пожаров.

Было очевидно, что территорию Вотской автономной области скоро накроет жесточайший и продолжительный голод.

Глазов находился на сравнительно малонаселенной северной части молодой Удмуртской автономии. Город не имел развитой промышленности, а также железнодорожных путей, соединявших его с югом Удмуртии. Поэтому уже 2 апреля 1921 года в Глазове на заседании Вотского обкома РКП(б) было принято постановление: «Соглашаясь с доводами ижевских пролетарских организаций, имея в виду, что Ижевск является крупным пролетарским центром, перевод центра области из г. Глазова в Ижевск признать необходимым».


СМЯГЧЕНИЕ МЕР

Предгрозовая атмосфера и всеобщее недовольство царили по всей стране. Во многих губерниях огромные территории были охвачены крестьянскими мятежами. В марте войскам Советской республики с огромным трудом и немалыми потерями удалось разгромить мощное антибольшевистское восстание на базе Балтийского флота в крепости Кронштадт.

Поэтому в том же марте 1921 года на Х съезде РКП(б) было принято решение о замене явно грабительской продразверстки более мягким и удобным для селян продналогом. Срочно были изданы декрет о свободном обмене, продаже и покупке хлеба, фуража и продовольствия, а также постановление об уменьшении натурального налога в два раза. Так, в стране Советов началась эпоха новой экономической политики – НЭП.

Делегаты 1-й Удмуртской партийной конференции в Глазове, февраль 1921 года


14-Я ПОЕЗДКА

С целью проведения на местах нового курса советского государства, а также его разъяснения и помощи властям областей и губерний, по инициативе В. Ленина и поручению ЦК партии летом 1921 года была организована 14-я поездка агитпоезда «Октябрьская революция». Во главе поезда снова встал председатель ВЦИК М. Калинин. Также на «Октябрьской революции» в должности политического комиссара ехал заместитель наркома внутренних дел РСФСР М. Владимирский. Помимо персонала агитпоезда, в путь отправились инструкторы ЦК партии, ответственные профсоюзные и комсомольские работники, представители наркоматов.

После отправления из Москвы «Октябрьская революция» утром 17 июня совершает первую остановку на станции Вятка. На следующий день политкомиссар агитпоезда Владимирский отправил в Глазов телеграммы, извещавшие о прибытии «Октябрьской революции» в город утром 20 июня и необходимости широкого оповещения о том местного населения. Предполагалось знакомство инструкторов центральных учреждений, прибывающих с поездом, с состоянием работы отделов исполкома и областного ревкома. Также были рекомендованы созыв расширенного заседания Вотского облревкома, а также проведение массового митинга в Глазове и ряд культурных мероприятий среди населения.

На срочном совещании областной комитет постановил оповестить жителей города и соседних волостей о прибытии агитпоезда и «всероссийского старосты» через газету и листовки, напечатав их по 500 экземпляров на русском и удмуртском языках. Были также решены вопросы по организации встречи гостей из Москвы, созыва заседания и общественного митинга.

Глеб КОЧИН

Окончание читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=46078.
Еще больше статей об истории Глазова читайте здесь: https://glazovlife.ru/?cat=58

8



Похожие записи: