Доасфальтовая эра

Каменная брусчатка на улице Кирова, 1957 год (из фондов библиотеки им. Короленко)    

Из истории благоустройства улиц города Глазова в ХХ веке

Окончание, начало читайте здесь: https://glazovlife.ru/?p=45165

НОВЫЙ ЭТАП ИСТОРИИ ГОРОДА

В июне 1941 года Государственный комитет обороны СССР принимает решение об организации в Глазове на месте недостроенных корпусов льнокомбината важного оборонного объекта – патронного завода № 544 Наркомата вооружения.

После окончания войны патронный завод 19 декабря 1946 года был передан в Первое главное управление для организации промышленного производства металлического урана. Эта дата считается днем образования Чепецкого механического завода, ставшего градообразующим предприятием города.

В Глазов для работы на новом производстве со всех концов страны стали прибывать сотни молодых инженеров, техников и квалифицированных рабочих. Для размещения специалистов необходимо было построить много жилья. И вскоре вся западная окраина Глазова вместе с прилегающими к ней полями и рощами становится одной большой стройплощадкой.

Один за другим здесь поднимаются целые кварталы двух-, трехэтажных кирпичных жилых домов, предназначенных для работников ЧМЗ. Эта часть города среди глазовчан стала именоваться вторым участком. А район Глазова к востоку от улицы Ленина получил название старого города.

В 1956 году в дома на втором участке было проведено централизованное отопление, появился водопровод с горячей и холодной водой. Выгребные ямы и дощатые туалеты постепенно исчезают с городских дворов, а в новые дома подводится канализация и электричество.

Улица Свободы, 1930 год (из личного архива Л. Волковой)


УРАЛЬСКИЙ ГРАНИТ НА УЛИЦАХ ГЛАЗОВА

Постепенно начинается и коренное благоустройство глазовских улиц. У города наконец-то появляются средства и возможности для проведения в относительный порядок всех основных магистралей Глазова. Пора было избавляться от непролазной грязи на улицах, много лет страшно осложнявшей жизнь горожан весной и в осеннюю распутицу.

Как и в 1920-е годы, было принято решение мостить улицы уже проверенным на деле прочным и долговечным уральским гранитом. По свидетельству Зота Ивановича Рылова, с 1956 по 1963 год занимавшего пост заместителя председателя Глазовского горсовета и по совместительству заведующего горкомхозом, он сам ездил в Свердловск «доставать гранитный камень для мощения дорог по улицам».

В начале 1950-х годов на одной из самых оживленных и протяженных улиц города – имени Кирова – на участке от улицы Короленко до улицы Сталина (теперь – Советской) начинается устройство каменной мостовой. Но первый блин здесь вышел комом. В апреле 1953 года корреспондент городской газеты «Ленинский путь» А. Абашев писал: «Строители не учли особенностей здешнего глинистого грунта и боковые части подняли выше полотна. Весной и осенью дождевые и талые воды с обочин дороги попадают на полотно.

Параллельно с проезжей дорогой проложены шлакобетонные тротуары, но ходить здесь в ненастное время нельзя, так как движущиеся машины обдают пешеходов грязью. Земля, вынутая с полотна и сваленная по сторонам, до сих пор не разровнена. Волей-неволей приходится пробираться по искусственно созданным ухабам».

В том же 1953-м было закончено мощение улицы Энгельса. Спустя год на улице Первомайской полным ходом шла укладка каменной мостовой, а на улице Кирова заливали асфальтированные тротуары.

За счет отпущенных из бюджета средств в 1954 году намечалось закончить строительство дорог на улицах Молодой Гвардии, Юкаменской и Первомайской и начать работы на улицах Короленко, Энгельса и Котласской (теперь Сулимова). Кроме того, планировалось «асфальтировать площадь Свободы от улицы Кирова до Сибирской», а также устроить подъездные пути к нефтебазе, Заготзерно, мебельной фабрике и мясокомбинату.

Каменная брусчатка на площади Свободы, 1957 год (из фондов библиотеки им. Короленко)
Каменная брусчатка на улице Кирова возле горкома КПСС, 1957 год (из фондов библиотеки им. Короленко)
Каменная мостовая и Дом культуры на улице Первомайской, 1957 год (из фондов библиотеки им. Короленко)
Каменная мостовая на улице Молодой Гвардии, 1957 год (из фондов библиотеки им. Короленко)
Мостовая и городская библиотека на улице Молодой Гвардии, 1957 год (из фондов библиотеки им. Короленко)
Улица Калинина, 1950-е годы (сейчас здесь проезд от улицы Молодой Гвардии к улице Кирова)


ВМЕСТО БРУСЧАТКИ – АСФАЛЬТ

Постепенно на первое место в деле благоустройства улиц Глазова выходит асфальт. Им начинают покрывать не только тротуары, но и дороги. Хотя асфальтовое покрытие не было таким долговечным, как гранитная брусчатка, оно выходило более ровным. И обходилось куда дешевле, чем тесаный камень.

1 июля 1967 года корреспондент газеты «Красное знамя» П. Волков писал так: «С каждым днем хорошеет Глазов. В прошлом непролазные дороги уходят в область предания. На улицах, утопающих в зелени, все прочнее занимает место асфальт. Вот и этим летом широким фронтом идет дорожное строительство. Уже залиты асфальтом Вокзальная улица, территория мясокомбината. Сейчас идет расширение проезжей части улицы Кирова на 2,5 метра, протяженностью 980 метров она будет покрыта асфальтом.

Асфальтом покроется улица Первомайская – от улицы Кирова до улицы Революции общей протяженностью 400 погонных метров. Асфальтированные тротуары протянутся по улицам Вокзальной, Энгельса, Котласской, Авиационной, Сибирской – от улицы Труда до улицы Железнодорожной и другим местам. Идет покрытие дорог брусчаткой по улицам Интернациональной, Энгельса, Пионерской».

Со временем в 1960-70-е годы практически все каменные мостовые на улицах Глазова скрываются под слоями асфальта. Долгое время пройтись по брусчатке можно было только на старой улице Толстого и на городском рынке. Уже в наши дни, когда на месте бывшей улицы Толстого был возведен торговый центр «Пассаж», перед его входом в память о прежней мостовой были поставлены ретро-фонари и уложена небольшая дорожка из тесаного камня.

Старая и современная брусчатка

История движется по спирали, и в наши дни каменная брусчатка снова становится востребованной и возвращается на улицы городов. Только сейчас кладут ее в основном на тротуарах, а проезжую часть по-прежнему покрывают асфальтом.

В ходе недавней реконструкции в 2021 году новой красивой брусчаткой была замощена практически вся историческая часть улицы Кирова. И глубоко символично, что в самом начале строительных работ из-под асфальта на свет Божий вышла каменная мостовая 1950-х годов, напомнившая глазовчанам о давнем прошлом улицы Кирова-Вятской и многих позабытых страницах непростой истории города на Чепце…


Глеб КОЧИН

Еще больше статей об истории Глазова читайте здесь: https://glazovlife.ru/?cat=58

6



Похожие записи: