Ох уж этот ЕГЭ!..

    

Опять пришло лихое лето, а вместе с ним настала горячая пора экзаменов

Мы за второе десятилетие существования этих «ужасных» аббревиатур из трех букв – ГИА (Государственная итоговая аттестация) и ЕГЭ (Единый государственный экзамен) – к ним уже привыкли и почти смирились, но предложения об их отмене постоянно будоражат воображение. Давайте порассуждаем, чем же можно их заменить?


КОРОТКО О ГИА И ЕГЭ

Большой их минус – то задания странные, то составители перемудрили, то проверяют непонятно что. Кроме того – нацеленность школы только на результаты ЕГЭ зачастую в ущерб другим знаниям и навыкам. Но тут, извините, вопросы не к ЕГЭ, а, скорее, к чиновникам и способу реализации ЕГЭ на местах.

Давайте отметим и плюсы. Несмотря на всю критику, ГИА и ЕГЭ ставит детей в относительно равные условия, а результат позволяет выпускникам поступить практически в любое учебное заведение страны на бюджет. Как говорится, все в твоих руках.

Еще один большой плюс – все к нему уже привыкли и знают, чего ожидать и как готовиться. Ну и обратимся к тайной составляющей – учителя, конечно, ЕГЭ ругают, но как они заговорят, когда его отменят, и репетиторство по всей стране накроется медным тазом.


НА КРУГИ СВОЯ?

Перед рассмотрением варианта сделаем отдельную ремарку для понимания. Школьные экзамены нельзя рассматривать отдельно, в вакууме, у них всегда должна быть привязка к следующему этапу жизни – получению среднего специального или высшего образования, из этого и будем исходить.

Обратимся к «старой школе». Как там любят повторять: «А вот мы когда-то сдавали экзамены прямо в школе, и была наша система лучшей в мире». Вариант, конечно, можно возродить, но объективности в этой системе и особенно равенства нет никакого.

И четверка по истории учащегося гимназии, который сдавал экзамен кандидату исторических наук и лауреату президентской премии, не равняется четверке ребенка из дальней заштатной школы, у которого истории в 5 классе не было, в 6 классе поменялись 3 учителя, в 7 и 8 замещал историка срочно переученный физрук, а в 9 классе экзамен принимал завуч, который является математиком, потому что больше некому, так как историк в декрете. Все это далеко не равные условия и не равные четверки. А потом приходит время поступления, но мы это уже проходили – блат, взятки, договоренности, в результате может поступить тот, кто должен, а не лучший.

ПОРТФОЛИО УСПЕХОВ

Сейчас продвигается популярная и интересная, а главное, модная идея личного портфолио. С одной стороны, хорошо – с малых лет, если хочешь, будь активен в разных сферах, участвуй тут и там, и папка с грамотами будет становиться все толще и толще. А значит, и шансы на поступление будут все выше и выше.

Но опять проблема в равенстве возможностей: или я живу в столице, где ежегодно проводятся 50 городских конкурсов, и они рядом, где 100 секций на выбор, или я из сельской школы, куда добираюсь на автобусе или пешком из соседней деревни. И чтобы принять участие в конкурсе или олимпиаде и грамоту получить, мне надо будет в столицу пешком идти, как Ломоносову.

А может мне повезет – найдется хороший учитель и создаст ассоциацию великих конференций, мы их тут на три деревни будем проводить с тремя участниками, и будут нам медали.

Да и многие вещи в портфолио не впишешь. Вот, к примеру, мальчик с 12 лет уже и листовки раздает, и металлолом сдает, а в 15 у него уже личная «тимуровская команда» за небольшую денежку помогающая бабушкам, в 17 – некое подобие строительной бригады. Как это вписать в портфолио?.. Большой вопрос. А главное, что вузу делать с Васенькой и его великолепным портфолио? Он и танцор, и спортсмен, и активист, и олимпиады по биологии выиграл, и стихи сочиняет, и книгу написал уже, только вот надо вузу инженерного Петеньку, который и чертить умеет, и трудолюбив, и на заводе его уже ждут, и руки откуда надо растут, и телефоны давно ремонтирует. Жалко, что за это грамот не дают.

БЕЗ ЭКЗАМЕНА

Можно пойти по пути наименьшего сопротивления. А что, взяли и осуществили мечту – отменили ненавистные экзамены. Дети ходят в школу, отходили свое, экзамен не сдают. Получили на выходе просто так аттестат красивый, красный (причем все). Открыли его, а там написано: «Прослушал курс лекций», и список предметов перечислен. А куда он пойдет и как их вузам и техникумам принимать – вот пусть у них по этому поводу голова и болит. Опять же можно как на Западе в элитных вузах сделать – первый курс для всех желающих, а потом экзамены, и все, кто не сдал, до свидания.


КАЖДЫЙ ПОД СЕБЯ

Есть еще вариант интересный. Это, конечно, надо всем собраться, поднапрячься и договориться, но результат может быть любопытным. Каждый вуз или техникум создает свой уникальный вступительный экзамен, переводит его в удобный онлайн-формат, благо технологии позволяют. Создается единая база, и ученики сами решают, кто куда хочет поступить, к какому экзамену и как готовиться.

В чем плюс? Ребенок заранее вынужден принимать решение о своем будущем, иначе как и к чему он будет готовиться? Как время пришло, он сдает этот экзамен в школе (совместили и школьный, и вступительный), на основании итогов сдачи и поступил, и оценку в аттестат получил.

В общем, как обычно, все мечты, мечты… А пока у нас есть стабильные и привычные ГИА и ЕГЭ, будем их ценить и любить. И искренне надеяться, что если что-то новое придумают, то это будет лучше и удобнее, и главное, внедряться продуманно, а не по принципу – мы старый мир до основания разрушим, а потом… А потом, вроде, и видно будет.


Олег ОКУНЕВ

13



Похожие записи: