Почему учителя уходят из школы?

    

Современная школьная система в большинстве российских регионов испытывает острый кадровый голод

Учителя уходят из профессии, новые приходят редко и покидают школу очень быстро. И если еще лет пять назад это было не так заметно, то сейчас нехватка учителей стала стабильной рутиной, и как решить проблему в ближайшем будущем – непонятно. Почему же учителя уходят из школы?


СТАТУС-КВО

Причин тому множество, будем их по пунктам разбирать. Одна из главных проблем – это зарплата. Важна даже не она сама, а непонятность системы оплаты труда. Также надо понимать, что у нас в стране зарплата – это показатель социального статуса человека. Если заработок у него низкий, значит, и социальный статус человека такой же. В нашем капиталистическом мире связь четкая – низкая зарплата означает низкий социальный статус, а это, в свою очередь, повод относиться к человеку с пренебрежением и недостаточным уважением. Можно сколько угодно говорить об уважении к учителю, но пока не будет материального благополучия, не будет уважения и со стороны общества.

Когда вспоминают об уважении к учителю в советское время, забывают о том, что общество было другим, что учитель получал стабильную зарплату настоящими деньгами, что на фоне колхозников с их трудоднями резко выделяло положение человека. По факту учитель с высшим образованием, с высшей категорией, с 20 годами стажа и одним выходным в неделю может получать меньше, чем продавец в магазине с 9 классами образования без опыта работы и графиком два через два. То есть в работе учителя финансовый аспект просто выпадает.


КОНТОРА ПИШЕТ

Вторая причина – школа перестала быть школой как таковой. Сейчас обучение детей – это далеко не основное направление в деятельности учителя. Теперь школа — это место, где в перерывах между бумажками, отчетностью и срочными заданиями проводят уроки. Иногда даже хорошо и интересно. А иногда плохо. Это, собственно, никого не интересует. Интересует, когда ты отчет сдал нужный, правильно и в срок. На учителя и завуча сейчас свалили массу странной работы, все важно и срочно. Контроль питания, тематические планы, участие в опросах, сбор согласий учащихся, бумажек, разрешений, доверенностей, выходы на сайты, голосования, обязательное участие в конкурсах, проведение тематических уроков, написание характеристик…

Самое плохое, что это всегда обязательно, всегда в последний момент и экстренно, и от всех одновременно – от системы здравоохранения, допобразования, общественных организаций, РЖД, вузов. Для всех школа стала ресурсом, через который можно набивать себе статистику и отчетность. И в центре этого круговорота оказывается учитель. То есть и с точки зрения любви к своей работе тоже все плохо. Кто любит вечный стресс и ненормированный рабочий день?


РЕСПЕКТ УЧИТЕЛЮ

Третий аспект – уважение к учителю. Материальную составляющую этой проблемы мы уже разбирали. Разберемся с позицией государства. А она сейчас довольно проста и последовательна – школа и учитель никуда не денутся, поэтому их всегда можно сделать крайними.

Права ребенка – приоритет, а у учителя прав, по сути, и нет. Если тебя унизят, обзовут и оскорбят, что ты можешь сделать? Правильно – ничего. Если ты сказал что-то не то, посмотрел не так, то тебя могут легко из школы выгнать. Для жалоб родителей и детей всегда на связи телефоны управления образования и министерств, к жалобам учителя все глухи.


КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ


Четвертая причина – условия работы. В школе чаще всего ты находишься в состоянии стресса, постоянно что-то не успеваешь и всем задолжал. И ты не можешь работать по своему плану – обязательно появится что-то более важное и срочное. Если все сложилось – в школе сформировался хороший коллектив, правда, вам и пообщаться с коллегами будет некогда, если у вас нагрузка 40 часов. А еще у вас ненормированный рабочий день, и в 9 вечера могут попросить срочно заполнить важные бумажки. А в 12 ночи дети-должники скинут работы-хвосты, а родители в выходной поинтересуются в 7 утра, почему работа не проверена.


КТО, ЕСЛИ НЕ Я?

Конечно, во всех школах ситуация разная, но статистика неумолима – нехватка учителей становится все ощутимее. Учителя со стажем уходят на пенсию, 30-40-летних практически нет, а молодежь «заскакивает» в школу после педвуза на год, а иногда на 2 дня, и резко убегает, пообещав никогда больше не возвращаться сюда.

Так что же еще держит учителей в школе? Мое второе высшее экономическое образование позволяет мне уйти хоть завтра, устроиться экономистом, перебирать бумажки и считать циферки, но держит меня некая ответственность и понимание того, что кто-то же должен работать в школе.


Олег ОКУНЕВ

 vk        telegram  whatsapp  facebook



Похожие записи: