Об учительской зарплате, маленькой и многотрудной

    

Оценочное мнение практикующего учителя из Пермского края о проблеме оплаты труда педагога в этом регионе


УЧИТЕЛЬСТВО – НЕ ТРУД, А ОТРЕЧЕНЬЕ…

Я — учитель, который, несмотря на трудности, все еще не ушел из системы образования. Не первый год наблюдаю систему изнутри, понимаю ее слабые стороны. Все, о чем говорю, проверено и испытано на себе.
Начну я не с экономических подсчетов и материального, а с духовного. В христианстве есть семь смертных грехов. А главный грех современного общества – это лицемерие. Оно разрослось, проникло во все сферы нашей жизни, поработило наш мозг и сознание. Лицемерием мы, как волшебной ширмой, прикрываем все недостатки и проблемы.

И когда мы говорим, что дети – это самое ценное в нашей жизни, что они наше будущее, а потом их целиком и полностью доверяем человеку с зарплатой около 20 тысяч рублей, мы кривим душой. Мы обманываем себя и детей, и пока мы этого не признаем, что-то поменять будет сложно.

Конечно, всегда выбегут умники, утверждающие, что учительство – это призвание, что зарабатывать надо в других сферах. Но потом своих детей, самое ценное и важное для них в жизни, они приведут к нам (больше-то некуда) и уже будут требовать с нас, чтобы мы учили их хорошо, полностью отдаваясь работе.


ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ…

Какая же она, зарплата современного учителя, из чего складывается? А кто его знает. История эта темная, мутная и выведена из-под учета школы в некие расчетные центры, где и концов не сыщешь. Но начнем с самого начала.

Школа на каждого учащегося получает денежку от государства, на год формируется бюджет. Из этих денег надо оплатить налоги, коммуналку, ну и учителям зарплату выдать. То есть, когда нам говорят о повышении зарплаты учителя, это лукавство. Если делить торт весом 1 кг на четырех человек, как ни нарезай, всем достанется по 250 граммов. Можно сделать куски побольше, можно поменьше, но много, распилить вдоль или поперек, все равно будет по 250. И пока зарплата учителя упирается в количество детей, а на ученика выделяется определенная сумма, ничего не поменяется. Для изменения реальной зарплаты учителя необходимо увеличить подушевое финансирование на ученика.


А НЕ ПОСЧИТАТЬ ЛИ НАМ?

Теперь к самому подсчету зарплаты – это уравнение не для слабонервных. Перемножаем количество часов, стаж, категорию, коэффициент трудности предмета, северные, уральские, количество детей и еще массу дополнительных показателей – и вот мы и получили зарплату. Проще схемы не придумать, как все проверить самому учителю – да кто его знает, надо, наверное, образование экономическое вдобавок к педагогическому получить.

Сам фонд оплаты учителя делится на две части – базовую, оплата за часы, и стимулирующую. И если с базовой еще более-менее понятно, ее хоть как-то можно отследить, то стимулирующая – может быть большим полем для различных нарушений и манипуляций. Можно ее по разному пилить, раздавать любимчикам, начислять за выполнение особых поручений, выводить на карточки «своих» учителей через зарплаты, а потом они понемногу занесут денежки директору, отдадут или поделятся.

Многие директора знают – под реальную статью их может подвести только манипулирование фондом стимулирования. По-хорошему фонд стимулирующих платежей надо либо сокращать, сводя к совсем малому проценту, или просто делить поровну среди всех учителей. Конечно, хочется поощрить самых отличившихся и достойных, но, как показывает практика, с их кандидатурами коллектив зачастую не согласен.


ЧАСЫ ПЕЧАЛИ

Отдельная боль и печаль – это учительская ставка. Может отличаться, но по факту у нас гарантированная ставка на 18 часов (это 3 урока в день при шестидневной неделе) составляет чуть больше 6 тысяч рублей. (Отмечу, в Глазове будут другие цифры. Те, что привожу я, характерны для школ Пермского края, однако, несмотря на то, что показатели разные, проблемы остаются общими). Понятно, что получать ты будешь немного больше, но когда начинают говорить о повышении зарплаты учителей, всегда учитывайте, что повышение идет в расчете на ставку, и даже если говорят о повышении зарплаты на 10 %, то по факту это повышение составляет 600 рублей.

Одно радует, выросла оплата за классное руководство, спасибо. С федеральной надбавкой сейчас она составляет примерно 7 500 рублей, а это уже большое подспорье. Но за эти 7 500 ты в ответе за все, и с тебя спрашивать будут за все подряд в любое время суток.


ВЫХОД ЕСТЬ?

Может ли учитель в школе зарабатывать достойно? Да, но для этого надо взять нагрузку 50 часов (по 9 уроков каждый день), два классных руководства, ставку педагога-организатора, с утра чистить снег, числясь в школе дворником, ну и на ночь оставаться сторожем, так как домой уходить будет некогда и незачем.

Самое плохое, что мы сейчас находимся в критической ситуации, на пороге кризиса, на преодоление которого потребуются большие деньги и лет 10 времени. Необходимо поднять престиж учительской профессии, а для этого надо существенно повысить зарплату. За счет этого вырастет качество образования, так как учитель свое время не будет тратить на попытки заработать дополнительные деньги на репетиторстве и прочих подработках, а займется своей непосредственной работой.

За счет подъема зарплат и престижа профессии в педагогические вузы потянутся лучшие выпускники. Отучившись, они пойдут работать в школы, набираться опыта. Возрастет конкуренция, в школе будут оставаться только самые лучшие педагоги, желающие профессионально расти и умеющие работать. А на их высокооплачиваемые места всегда будет очередь из желающих. Но этот процесс растянется не на одно десятилетие и потребует больших финансовых ресурсов.


Олег ОКУНЕВ

 vk        telegram  whatsapp  facebook



Похожие записи: